Почему несовершеннолетние совершают преступления

Травля, жестокость, проблемы в семье. Почему подростки идут на преступление

Почему несовершеннолетние совершают преступления

В криминальных сводках все чаще появляются новости о подростках, которые совершают страшные преступления: резня в торговом центре, нападение на учителя в гимназии, покушение на отца в Минске, убийство матери в Вороново и последний случай в Столбцах — убийство учителя и одиннадцатиклассника. Правда ли, что дети стали более жестокими и почему они совершают преступления, мы спросили у врача-психиатра, профессора Сергея Игумнова, который работает над диагностикой и реабилитацией детей с криминальным поведением.

Сергей Игумнов. Елена Клещенок, TUT.BY

— Почему дети совершают преступления?

— Факторов очень много: неблагополучие и конфликты в семье, алкоголь, незанятость детей… Кроме того, демонстрация сцен насилия может сформировать в сознании подростка такой сценарий.

На зрелого человека сцена насилия провоцирующего влияния не оказывает, а на подростка — вполне. По большому счету, это знал еще Лев Толстой, который писал, что если сцену насилия читает незрелый человек, он отождествляет себя с насильником, зрелый — с жертвой.

Следовательно, у первого возникает своеобразное сладострастие, у второго — отвращение.

— Некоторые винят в случившемся интернет — мол, слишком много криминальных новостей и фильмов про убийства. Но ведь страшные преступления совершались и до «эры интернета». В начале 90-х был случай, когда три школьника избили, изнасиловали и убили 4-летнего мальчика. Старшему преступнику было 14, его подельникам — по 11 лет.

— Можно еще вспомнить, как в XIX веке группа студентов убила своего товарища, сюжет описан в романе Достоевского «Бесы». К сожалению, подростковая преступность была всегда.

Она существует столько, сколько лет письменной истории, начиная с древнего мира. Другой вопрос, что демонстрация сцен насилия и убийств по телевидению, в интернете повышает риск.

К такому выводу американские ученые пришли еще в 70-х годах.

Влад Казакевич с бензопилой напал на людей в торговом центре, а потом набросился с ножом на охрану в колонии. Анжелика Василевская, TUT.BY

— Откуда в детях жестокость?

— На этот счет есть разные представления. Эрих Фромм считал, что садизм — это не столько стремление к причинению боли, сколько стремление взять под контроль другое существо, заставить человека страдать, не имея возможности вырваться и убежать.

Состояние это, по всей вероятности, врожденное. Но, безусловно, этот компонент может как провоцироваться, так и подавляться. Дело не в том, что подростки более жестоки. Просто у них способность сопереживать еще не так сильно развита.

И причину проблем и обид они часто видят в окружающих, а не в себе.

— Что может спровоцировать современного школьника?

— Семейная обстановка, когда ребенок видит конфликты между родителями — необязательно даже драки и избиения, но даже психологическое насилие.

Еще один фактор — социум, который прямо или косвенно поддерживает маскулинные стереотипы: «Ну ты же мужик! Что же ты не дашь ему в морду!» Это тоже провоцирует. Ложное понимание мужественности, которое ассоциируется с жесткостью.

Влияние оказывает и значительная степень безотцовщины в современных семьях, и в школах почти нет учителей-мужчин. Положительного примера дети не видят. Они видят его в подворотнях и в боевиках.

— Всегда удивляет, когда преступления совершают дети из благополучных обеспеченных семей…

— Не стоит ставить знак равенства между благополучием и обеспеченностью. Не все измеряется финансовым достатком. Если родители жестоко обращаются с другими людьми — подчиненными, обслуживающим персоналом, ребенок быстро улавливает принцип «могу делать все, что хочу, и мне за это ничего не будет», то есть жестокость и безнаказанность.

В столбцовской школе о нападавшем говорят как о спокойном и тихом парне. Вадим Замировский, TUT.BY

— А спокойные дети могут пойти на преступление? О столбцовском школьнике говорят: спокойный парень, ни с кем не конфликтовал…

— В таких случаях речь идет о «видимом» спокойствии. А в тихом омуте, как известно, черти водятся. Пользуясь информацией в открытых источниках, об инциденте в Столбцах с определенной долей убежденности я предположил бы психопатологический вариант. Что имеется в виду? Дебют острого шизофренического психоза.

По данным экспертов центра имени Сербского, где ежегодно проводятся сотни судебно-психиатрических экспертиз, психическое расстройство у подростков часто дебютирует так называемым инициальным деликтом. То есть психическое расстройство, которое до этого было латентным, проявляется в момент совершения преступления.

Обращает на себя внимание необычный почерк преступления школьника и обстоятельства, при которых его арестовали. Он сидел в подъезде с ножом после описываемых событий. Любой осознанный преступник прежде всего позаботится о том, чтобы скрыть орудие преступления. Каждый школьник знает, что на ноже остаются отпечатки пальцев, по которым можно вычислить человека.

А бегать с ножом, держать при себе столь явную улику… Маловероятно в здравом уме даже для 15-летнего (экспертиза о вменяемости подростка еще не окончена. — Прим. ред.)

— А можно увидеть признаки потенциальной жестокости, чтобы предотвратить преступление?

— Спрогнозировать потенциальную опасность — задача для будущих нобелевских лауреатов. Пока никто в мире не способен это сделать. Но существуют признаки психического неблагополучия, которые не обязательно выльются в преступление, это может быть и покушение на самого себя.

— Что это за признаки?

— Меняется рисунок поведения человека. Может появиться повышенная замкнутость, увлечение «особенной» темой, которая раньше человека не интересовала. Это может быть что-то своеобразное, не то, что модно среди молодежи. В некоторых случаях меняются отношения с родителями — холодность, вплоть до жестокости. Отчуждение от родственников. Жестокость к домашним животным.

За покушение на отца сына Дмитрия Тимашкова приговорили к 6 годам колонии. Дмитрий Брушко, TUT.BY

— В последнее время все чаще стали говорить про буллинг в школах. Травля может стать причиной убийства?

— Травля, бойкоты были во все времена. У организаторов травли больше преступных наклонностей, чем у других участников. И затравленный человек тоже способен на неожиданные агрессивные действия.

— Следователи говорили, что минский гимназист напал на учителя русского языка в том числе из-за плохих оценок по литературе. Можно убить за оценку? Взрослому сложно это понять, ведь плохую оценку можно исправить, плохая оценка — это не приговор.

— В школе очень сильно размыт авторитет учителя. Количество нападений на преподавателей, не столь кровавых, но физических и словесных, возросло. Снизилась неприкосновенность педагога.

Накаты происходят со стороны школьной администрации, а на администрацию — со стороны родителей и вышестоящего руководства. В итоге учитель оказывается между молотом и наковальней.

Дети это чувствуют и срываются на педагогах.

— Глава католической церкви заявил, что причина преступления в Столбцах — в том числе в безверии — «три поколения атеизации не прошли даром». Религиозность действительно влияет?

— В малорелигиозных Нидерландах уровень преступности невысок, в отличие от католических стран Южной Америки. Там уровень преступности зашкаливает даже по сравнению с Россией и Беларусью.

— Большой срок за преступление может остановить подростка?

— Прогностические функции у подростков гораздо ниже, чем у взрослых. Известный российский криминалист Яков Гилинский на совещании с сотрудниками органов внутренних дел сообщил, что, по проведенным исследованиям, нецелесообразно заключение несовершеннолетних более чем на пять лет.

Потому что для подростка это огромный срок, ему надо выжить, а чтобы выжить, он идентифицирует себя с криминальной средой. Если зона — дом родной, выжить легче. Стало быть, такой человек входит в кадровый состав криминального мира. Это не касается, конечно, исключительных по жестокости преступлений, где изоляция должна быть продолжительной, на мой взгляд.

Но касается таких преступлений, как оставление закладок, по которому подростки получают большие сроки, а затем происходит их переход в преступный мир.

По данным МВД, с каждым годом снижается количество преступлений, которые совершили несовершеннолетние. В 2018 году было 1544 подростка, в 2017 году —
1716, в 2016 — 2004. Каждое четвертое преступление ребята совершают в состоянии алкогольного опьянения. Большинство преступников — мальчики (93%) из неполных семей и ранее уже привлекались к административной ответственности.

Источник: https://news.tut.by/society/626924.html

Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними лицами

Почему несовершеннолетние совершают преступления

СОДЕРЖАНИЕ

1 Субъективные и объективные причины преступности несовершеннолетних

2 Судебная практика несовершеннолетняя преступность в соучастии

3 Причины совершения различного рода преступлений несовершеннолетними

Несовершеннолетними преступниками считаются преступники в возрасте до 18 лет. Преступности несовершеннолетних свойственны особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам.

Вместе с причинами, которые рассмотрены ниже, важно также учесть условия преступности, под которыми подразумеваются организационно-управленческие просчеты и упущения, пробелы правового, технического порядка, которые поддерживают действие субъективных причин преступлений. Их также можно подразделить на объективные и субъективные.

Субъективные и объективные причины преступности несовершеннолетних

Субъективные условия можно обусловлены социально-психологическими особенностями несовершеннолетних (темперамент, черты характера, возраст).

Объективными условиями считают недостатки организационного и технического характера, которые поддерживают действия объективных и субъективных причин преступности несовершеннолетних.

Уровень социальной детерминации – макроуровень – это общая ситуация в государстве, от которого зависит микроуровень – непосредственное окружение подростка.

Они связаны с объективными причинами преступности несовершеннолетних, личностные же качества подростка – с субъективными.

Действуют подростки, как правило, в соучастии, руководствуются чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.

Возраст несовершеннолетнего преступника определяется ст.20 УК, которая предусматривает, что «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За особо тяжкие преступления, перечень которых установлен в ч.2 ст.20 УК РФ, возраст уголовной ответственности наступает с четырнадцати лет».

К таким преступлениям мы относим: «убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кража (ст.158), грабеж (ст.161), разбой (ст.

162), вымогательство (ст.163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.

207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст.213), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.

229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267)».

Итак, причин появления несовершеннолетних преступников достаточно много. Одни лица становятся преступниками потому что не получили должного воспитания.

Иногда родители бывают излишне мягкими или излишне жесткими со своими детьми.

Вследствие избалованности, если воспитание было излишне мягким или детской психологической травмой, если воспитание было излишне жестким, может сформироваться ранняя преступная личность.

Другие становятся преступниками вследствие того, что подверглись жестокому обращению, к примеру, со стороны сверстников. Третьи стали юными преступниками по причине того, что остались без родителей и выросли в детском доме (здесь можно говорить, как о детской психологической травме, так и об окружении; очень часто становятся преступниками поддаваясь влиянию своего окружения).

Могут стать несовершеннолетними преступниками и те, кто идет за толпой и не имеет своего мнения. Таким детям или подросткам нравится пресмыкаться перед другими. Либо наоборот такие личности хотят показать другим, что они очень крутые.

Судебная практика несовершеннолетняя преступность в соучастии

Представим несколько примеров из судебной практики последних лет, где преступления были совершены несовершеннолетними как в одиночку, так и в соучастии (в группе).

Так, проанализировав Решение Мирового судьи Черняховского городского суда Калининградской области по делу 1-36/2017 от 02 октября 2017 года, на удалось определить, что Симоняну А.В. предъявлено обвинение в том, что он совершил кражу, то есть тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст.

158 УК РФ). 15 января 2016 года в период времени с 19.00 часов по 19.50 часов, точное время не установлено, несовершеннолетний Симонян А.В., находясь у дома № 4 по ул.Красных Зорь в г.

Иваново, подошел к несовершеннолетней и попросил у нее передать ему сотовый телефон марки «Айфон-4», принадлежащий

передала Симоняну сотовый телефон марки «Айфон-4», принадлежащий , после чего Симонян отошел к дому № 8 по пер.Союзному в г.Иваново, скрывшись из поля зрения В этот момент у несовершеннолетнего Симоняна А.В., находящегося у дома № 8 по пер.Союзному в г.

Иваново, в вышеуказанный период времени, из корыстных побуждений, возник преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества – сотового телефона марки «Айфон-4», принадлежащего , который находился у него.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, в вышеуказанные время, дату и месте, Симонян А.В.

, действуя из корыстных побуждений, убедившись, что за его преступными действиями никто не наблюдает, в отсутствии потерпевшей, путем свободного доступа, тайно похитил сотовый телефон марки «Айфон-4», стоимостью 5 000 рублей, с находившейся в нем сим-картой оператора «Мегафон», материальной ценности не представляющей, принадлежащих

Похищенный сотовый телефон Симонян А.В. спрятал в карман своей одежды и в последствии с похищенным имуществом с места происшествия скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, причинив тем самым потерпевшей материальный ущерб в размере 5 000 рублей.

Согласно предъявленному обвинению, Симонян совершил преступление 15 января 2016 года, т.е. в то время, когда он еще не достиг возраста совершеннолетия, т.е. 18-ти лет.

Таким образом, как можно пронаблюдать из фабулы дела, преступление было совершено несовершеннолетним без признаков группового соучастия.

Другой пример, так, согласно Решению Тамбовского районный суд Амурской области по делу 4/10-3/2016 от 24 ноября 2016 года,  Чубинский А.В. был признан виновным в том, что ДД.ММ.

ГГГГ в он совершил кражу 20 литров бензина из автомобиля, принадлежавшего ФИО5, причинив тому значительный материальный ущерб на 3870 рублей. За совершение указанного преступления Чубинскому было назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей. Чубинский А.В.

был осужден судом ДД.ММ.ГГГГ за преступление, которое он совершил ДД.ММ.ГГГГ, то есть в несовершеннолетнем возрасте.

В данном случае так же наблюдается совершение преступления несовершеннолетним без признаков группового соучастия.

Но, как показывает практика и статистика, проанализированная в первой части выпускной квалификационной работы, основная часть преступлений совершенных несовершеннолетними, совершается в составе группы лиц по предварительному сговору. Рассмотрим такие примеры преступлений из судебной практики.

Так, проанализировав Решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан по делу 1-179/2012 от 18 октября 2012 года, на удалось определить, что несовершеннолетняя Сагдаткиреева Л.А. совершила преступление, предусмотренное п. «в» ч.2 Уголовного кодекса Российской Федерации при следующих обстоятельствах: 12 июля 2012 года, около 15 часов, несовершеннолетняя Сагдаткиреева Л.

А, 19 марта 1998 года рождения на ул.М.Горького с.Раевский Альшеевского района РБ встретила свою малолетнюю подругу ФИО9, 20 июля 1998 года рождения. В ходе разговора Сагдаткиреева Л.А. имея умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, из корыстных побуждений рассказала, что она знает, где сожитель её матери ФИО10 хранит свои сбережения и сообщила, что хочет их похитить.

С этой целью она предложила ФИО9 пойти домой к ФИО10 и отвлечь его разговорами, на что ФИО9 согласилась. Реализуя преступный умысел Сагдаткиреева Л.А., в тот же день, около 15 часов 15 минут, после того как ФИО9 ушла к ФИО10 и воспользовавшись тем, что ФИО9 отвлекала разговорами ФИО10 не замеченной прошла во двор дома, расположенной в и через незапертую дверь проникла в дом.

Затем она прошла в спальную комнату, подойдя к кровати из-под подушки достала ключ и открыла им дверцу письменного стола, стоявшего рядом с кроватью, где как она знала ФИО10 хранит свои деньги.

Из верхнего выдвижного ящика достала ученический пенал, открыла замок-молнию пенала и оттуда тайно похитила деньги в сумме 8000 рублей купюрами по 1000 рублей, принадлежащие ФИО10, положив их в принесенный с собой конверт с похищенными деньгами с места происшествия скрылась, причинив ФИО10 значительный ущерб на сумму 8000 рублей.

В итоге, Суд признал несовершеннолетнюю Сагдаткирееву Л.А. виновной в совершении преступления, предусмотренного п.»в» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и в соответствии с ч.1 ст.92 Уголовного кодекса Российской Федерации освободить её от уголовной ответственности с применением принудительной меры воспитательного воздействия- предупреждение.

Причины совершения различного рода преступлений несовершеннолетними

Ниже представлены основные причины совершения различного рода преступлений людьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

Фундаментальными причинами возникновения и роста количества преступлений объективно можно считать недоработки в областях политической, социальной и экономической жизни государства.

Но не стоит забывать о том, что итоговый результат влияния данных недоработанных систем – формирование криминогенного мировоззрения у ребенка, на которое также влияет и его воспитание, моральные качества, отсутствие жизненного опыта, стремление к подражанию более взрослым товарищам, желание показаться смелым, не боящимся рисков, самостоятельным.

Основной причиной становления ребенка преступником является неблагополучное состояние семьи, в которой он проживает.

Семейные конфликты, алкоголизм\пристрастие к наркотикам родителей, деградация как личности отца или матери – все это отталкивает ребенка от родителей, подрывает его доверие к ним и наполняет его жизнь страхом и страданиями, а также в такой жизненной ситуации у ребенка формируются антисоциальные принципы и нравы.

Все это приводит к тому, что ребенок не чувствует себя в безопасности в семье, дома, и пытается сбежать оттуда, чтобы найти более комфортное место для жизни и найти в других людях сочувствие, которого он не смог почувствовать от родных ему людей.

Переживаемый страной сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, требует новых подходов и к обеспечению правопорядка. В этот период не могли не обостриться дестабилизационные процессы, что находит проявление, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

Преступность среди данной категории лиц имеет множество социальных причин. Взаимоотношение в семье – один из основополагающих факторов возникновения преступности среди подростков.

Взрослые порой не желают замечать проблем ребенка, стремятся устроить в семье диктатуру, применяют к детям насилие. Жестокое обращение родителей с детьми, недостаток внимания с их стороны и со стороны общества толкают подростков к совершению преступлений.

После ухода из дома они присоединяются к различным асоциальным группам.

Особенностью подростковой преступности является то, что она, в основном, имеет групповой характер.

Это обусловлено тем, что у подростков (14–17 лет) возникает естественная потребность объединятся в компании со своими сверстниками, где их поймут и будут считаться с их мнением.

По всей вероятности, даже самая благополучная семья, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу, которая помогает подростку самореализоваться.

Р.В. Горячко описал преступную группу так: «малая неформальная группа, объединенная на основе совершения общественно опасных, противоправных действий людей, стремящихся к достижению общей цели, организованных определенным образом и составляющих единый субъект деятельности».

Важно отметить, что некоторые неформальные группировки несовершеннолетних первоначально не занимались совершением преступлений, а возникли просто на базе общих интересов, но со временем изменяется их представление о мире, их убеждения меняются в негативную сторону.

Это происходит буквально на глазах.

Рассмотрим основные причины совершения противоправного деяния несовершеннолетними в группе:

  1. Самая распространенная причина – это состояние алкогольного либо наркотического опьянения.
  2. Вторая причина – это необходимость в деньгах.
  3. Провокация подростка со стороны взрослых лиц, которые подталкивают его в совершении преступлений.
  4. Желание доказать прежде всего себе и окружающим, что «я это могу, назло всем».

В настоящее время наблюдается повышение агрессии группового поведения подростков, наряду с этим также они также стали более организованными и опасными. Из-за этого увеличилось и посягательство на жизнь и здоровье граждан. Чаще всего это связано с импульсивным характером личности, противоречием между тем что хорошо, а что плохо.

Велика роль средств массовой информации во влиянии на несовершеннолетних. Подростки усваивают информацию в таком виде, в какой ему их представляют: сцены насилия и жестокости в фильмах, нравы криминального мира. Они не могут ее проанализировать, поэтому у несовершеннолетних представление о нравственных ценностях искажено.

Все это наносит вред их психике.

Стоит отметить, что, когда встречаются две разные преступные группы подростков, у них возникают разногласия, что нередко заканчивается трагично.

Так же необходимо обратить внимание на то, что 50% всех преступлений – это преступления, совершенные в группе. Групповой характер преступлений среди подростков носят: наркомания, уличное хулиганство.

В группе могут находиться и взрослые люди, которые подстрекают несовершеннолетних к преступлениям.

Источник: https://abium24.ru/prichiny-i-usloviya-soversheniya-prestuplenij-nesovershennoletnimi-litsami

Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними

Почему несовершеннолетние совершают преступления

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам.

По данным Росстат за последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, значительно снизилось. Так если в 2000 г. число преступлений было 32919, в 2005 г. составило 25308, в 2012 г.

зафиксировано 9181, то уже в 2013 г. данный показатель составил 9392 [11].

Несмотря на приведенные данные, проблема противоправного поведения подростков остается неизменно острой в условиях современного общества.

В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как, В. Т. Кондрашенко, Е. В. Змановская, К. Е. Игошев, А. М. Прихожан, О. Н. Ведерникова и другие.

Правонарушение — противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений виновное действие или бездействие субъектов права [1, 314с].

Правонарушения дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства.

Личность правонарушителя, по мнению Б. В. Волженкина, — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение [4, с. 262].

В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.

Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью.

Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным.

Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности.

Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе [3, с. 25].

Выделяют следующие характерные признаки несовершеннолетнего правонарушителя:

–        отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют значительные проблемы со здоровьем (соматическое и физическое здоровье, психическое состояние) [2, с. 209];

–        неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности;

–        неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов [6, с. 215].

Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества.

Противоправные проявления среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, выступающими основной причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга, ошибками в деятельности школы и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями [10, с.51].

При изучении противоправных действий рассматривают следующие причины, вызывающие подобное поведение.

1.      Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка [6, с. 24].

В сфере семьи и ближайшего окружения выделяют следующие причины:

–        ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;

–        рост числа неблагополучных семей и разводов;

–        снижение экономического благосостояния семьи;

–        отказы от детей;

–        формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;

–        распространение в семье алкоголизма и наркомании.

2.      Отрицательное влияние неформальной группы сверстников.

Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с товарищами по классу и учителями.

Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых [4, с. 264].

3.      Низкий уровень жизни большой части населения. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Очень часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить [11, с. 133].

4.      Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

5.      Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.

), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих.

Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний [2, с. 172]. Для данной ситуации характерно следующее:

–        недостаточное стимулирование учеников к обучению;

–        непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;

–        неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.);

–        отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.

6.      Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой [5, с. 251].

7.

      Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами [6, с. 44].

8.      Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет [9, с. 112].

В. Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней).

Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления.

На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года.

Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев выделяет следующие:

1)   материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);

2)   мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим) [8, с. 795].

К. Е. Игошев предлагает следующую структуру мотивов правонарушений у несовершеннолетних: желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы [7, с. 32].

Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Литература:

1.      Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль. 2004. — 410 с.

2.      Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.

3.      Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. // Уголовное право. — 2012. № 4. — С. 23–28.

4.      Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 262–269 с.

5.      Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.

6.      Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 520 с.

7.

      Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — 92с.

8.      Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790–797.

9.      Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 160 с.

10.  Понкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: Книга, 2011. — 153 с.

11.  Шестаков Д. А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 132–136.

12.  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/

Источник: https://moluch.ru/archive/79/14106/

Что толкает подростков на преступления и как этого избежать

Почему несовершеннолетние совершают преступления

Жертвами правонарушений наряду со взрослыми, к сожалению, становятся и несовершеннолетние. Но и они тоже подчас нарушают законы. Вопросы профилактики подростковой преступности находятся в сфере жизненных интересов государства, поскольку в последние годы уровень преступности несовершеннолетних растет.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, – считает доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Г. Аванесов, – важно не упустить время. Как раз на ранней стадии, когда у личности еще не сформировались устойчивые взгляды и привычки, успех может быть достигнут легче».

Необходимо вовремя заметить отклонения в поведении детей и подростков и правильно организовать им педагогическую помощь. Это поможет предотвратить ситуации, которые приводят к совершению правонарушений.

Родителям и учителям необходимо знать, что если ребенок уклоняется от учебы, в том числе вследствие неуспеваемости по большинству предметов, отсутствия интереса к учебе, пренебрежительно относится к делам класса, школьной собственности, отказывается от общественных поручений, от участия в трудовых делах, демонстрирует негативизм в оценке действительности, повышенную критичность по отношению к педагогам и взрослым, допускает грубость, драки, пропуски занятий, жестокое отношение к животным, немотивированные поступки, скептически реагирует на замечания взрослых, то такому ребенку нужно уделить повышенное внимание в целях предотвращения его скатывания в пропасть преступности.

Причинами, толкающими молодых людей на совершение преступления, являются:

  • стремление к красивой жизни, желание быстрого обогащения;
  • уверенность в том, что можно избежать наказания;
  • стремление показать себя и самоутвердиться;
  • алкогольная и наркотическая зависимость и др.

Родители стали меньше заниматься детьми, зачастую перекладывая воспитательные функции на школу, улицу. Совместный просмотр телевизора заменяет общение родителей с детьми. Все эти реалии в совокупности создают почву для увеличения уровня преступности и свидетельствуют о необходимости ранней профилактики преступлений и правонарушений в молодежной среде.

Родителям необходимо знать, что для ребенка они являются образцом поведения, особенно в дошкольном и школьном возрасте. Самое главное – добиться доверия ребенка и сохранить его всеми силами, не дать разрушиться. При отсутствии между родителями и ребенком доверительных отношений эффект воспитательного процесса не будет достигнут.

Отрицательно влияют на формирование личности ребенка:

1. Асоциальное поведение родителей (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам): систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявления жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела.

Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей.

Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители, боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка, за чем следует стремление к уличным компаниям, где они чувствуют себя самостоятельными и значимыми.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.

В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ.

Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

6. Отодвигание детей на второе место после карьеры. Многие современные родители, погруженные полностью в работу, не находят времени для воспитания собственных детей, перекладывая зачастую эту обязанность на нянь, бабушек и дедушек, школу и пр.

Они, как правило, не знают своих детей: чем они увлекаются, что любят, к чему стремятся. Все это пагубно сказывается на формировании личности ребенка.

По статистике, более двух третьих подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

Что касается проступков детей, то ни один из них не должен ускользнуть от внимания взрослых. Очень правильно писал по этому поводу А.С. Макаренко: «Первый случай детского воровства – это не воровство, это «взял без спросу». А потом воровство становится привычкой».

Особенно важно высказать неодобрение по поводу проступка ребенка сразу же после его совершения.

Всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только какую-то конкретную вещь, но и остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок – кража.

А.С. Макаренко писал, что «главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, – это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается».

Рекомендации родителям «трудных» подростков

Необходимо знать, что вызывающее поведение подростков – всего лишь проявление «защиты». У всех обследуемых психологами трудновоспитуемых детей выявлялась крайне низкая самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией.

Взрослые должны во всех ситуациях оказывать ребенку моральную поддержку и укреплять веру в его силы, вовлекать его в интересную деятельность, проявлять к нему доброту, внимание, заботу, не приказывать, а обращаться к ребенку с просьбой, поощрять его (одобрять, хвалить, награждать, выражать положительное отношение).

Применяя поощрение, следует руководствоваться следующим:

– поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для ребенка в данных условиях, награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

– любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

– поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

– что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

– никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было;

– ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей дети ждут от них каждый день.

Ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Не забудьте о внушаемости ребенка, уважайте его тайну:

– всегда учитывайте состояние ребенка;

– не унижайте ребенка;

– избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик – это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость.

Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему – вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения.

Это первый шаг взрослых на пути к доверию, расположению ребенка. Необходимо правильно понять его, принять и вовремя помочь.

Педагогам

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте от 11 до 15 лет, который считается трудным, противоречивым, переходным.

Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни.

Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, появляется ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым очень значимы для подростка.

В этот период особое значение имеет межличностное общение. Если у подростка не складываются отношения с классом, то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в сформировавшиеся уличные компании.

Практика подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Необходимо развивать структуру внеурочной деятельности, учитывающей интересы подростков, создавать в школах структурные подразделения дополнительного образования, реализовывать досуговые программы, организовывать любительскую самодеятельность (художественную, техническую, спортивную), семейный досуг.

В каждой школе необходимо:

– создать уклад норм школьной жизни;

– помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

– помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

– помочь школьникам на-учиться разрешать споры правовыми способами;

– воспитать навыки правовой культуры.

Вместе с тем важнейшей задачей школы, социального педагога являются систематическая и целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди родителей, использование всех форм и методов работы с семьей, для того чтобы помочь родителям в воспитании детей и эффективно использовать возможности семьи.

Неотъемлемыми в формировании гармоничной личности являются организация досуга и пропаганда здорового образа жизни.

Как говорил Л.Н. Толстой, «трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, табаком и опиумом».

Важно, чтобы понимание необходимости ограждения подростков от негативного влияния улицы, необходимости его организованной занятости в свободное от занятий время, вовлечения в занятия спортом появилось и у правоохранительных органов, и у педагогов, и у руководителей общественных и спортивных организаций, а самое главное, у родителей.

К сожалению, здоровый образ жизни пока не стал обязательной составляющей нашего общества. С каждым днем мы становимся свидетелями утраты традиционных семейных ценностей. Растет число преступлений, совершенных на почве семейно-бытовых отношений.

Молодое поколение, еще не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступился в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в последующем.

Всего этого можно избежать, если направить совместные усилия на профилактику правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

Александр ЗАГАЙНОВ, По материалам управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в Ставропольском крае аппарата ПСК

Не оступись! / Газета «Ставропольская правда» / 9 ноября 2016 г.

Источник: https://stapravda.ru/20161109/chto_tolkaet_podrostkov_na_prestupleniya_i_kak_etogo_izbezhat_97838.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.