Право осужденных на образование

Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 г. N 274/1525

Право осужденных на образование

Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 г. N 274/1525
“Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы”

В соответствии со статьей 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 2, ст. 227, N 30, ст. 3613, N 31, ст. 3803; 1999, N 12, ст. 1406; 2001, N 11, ст. 1002, N 13, ст. 1140, N 26, ст. 2589; 2003, N 24, ст. 2250, N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 45, ст.

 4379; 2005, N 6, ст. 431, N 14, ст. 1213, ст. 1214, N 19, ст. 1753, ст. 1754; 2006, N 2, ст. 173, N 3, ст. 276, N 15, ст. 1575, N 19, ст. 2059; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 36, N 24, ст. 2834, N 30, ст. 3756, ст. 3808, N 31, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 49, ст. 6060; 2008, N 14, ст. 1359, N 29 (ч. 1), ст. 3412, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 45, ст. 5140, N 49, ст. 5733, N 52 (ч. 1), ст.

 6216, ст. 6226; 2009, N 7, ст. 791, N 23, ст. 2761, ст. 2766, N 29, ст. 3628, N 51, ст. 6162, N 52 (ч. 1), ст. 6453; 2010, N 8, ст. 780, N 14, ст. 1553, ст. 1556, N 15, ст. 1742, ст. 1752, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16, N 7, ст. 901, ст. 902, N 15, ст. 2039, N 27, ст. 3870, N 45, ст. 6324, N 49 (ч. 5), ст. 7056, N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, N 14, ст. 1551, N 19, ст.

 2279, N 49, ст. 6753, N 53 (ч. 1), ст. 7629, ст. 7638; 2013, N 14, ст. 1667, N 23, ст. 2879, N 27, ст. 3470, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4052, N 44, ст. 5633, N 51, ст. 6698, N 52 (ч. 1), ст. 6997; 2014, N 6, ст. 558, N 19, ст. 2301, ст. 2309, N 26 (ч. 1), ст. 3369, N 48, ст. 6652, N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1410, N 13, ст. 1806, N 14, ст. 2016, N 17 (ч. 4), ст.

 2478, N 29 (ч. 1), ст. 4386, N 48 (ч. 1), ст. 6724), статьей 16 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.

 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796, N 30, ст. 3613; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4847, N 52 (ч. 1), ст. 5038; 2004, N 10, ст. 832, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831, N 24, ст. 2834, N 26, ст. 3077; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6232; 2009, N 1, ст.

 17, N 11, ст. 1261, N 39, ст. 4537, N 48, ст. 5717; 2010, N 15, ст. 1742, N 27, ст. 3416, N 45, ст. 5745; 2011, N 7, ст. 901, N 49 (ч. 5), ст. 7056; 2012, N 14, ст. 1551, N 53 (ч. 1), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1645, N 27, ст. 3477, N 44, ст. 5633, N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1550, N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2016, N 17 (ч. 4), ст.

 2478) и статьей 80 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933, N 26 (ч. 1), ст.

 3388, N 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625, N 27, ст. 3951, ст. 3989, N 29 (ч. 1), ст. 4339, ст. 4364, N 51 (ч. 3), ст. 7241; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78, N 10, ст. 1320, N 23, ст. 3289, ст. 3290, N 27 (ч. 1), ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, N 27 (ч. 2), ст. 4238, ст. 4239, ст.

 4246, ст. 4292) в целях создания условий для реализации лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, права на образование приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок).

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А. Корниенко):

организовать проведение разъяснительной работы среди осужденных к лишению свободы по содержанию Порядка в части, их касающейся;

обеспечить соблюдение требований Порядка педагогическими работниками общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, и сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г.

N 61/70 “Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы” (зарегистрирован Минюстом России 19.04.2006, регистрационный N 7724).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации В.В. Федорова и заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгину.

Министр юстицииРоссийской ФедерацииА.В. Коновалов
Министр образования и наукиРоссийской ФедерацииО.Ю. Васильева

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 декабря 2016 г.
Регистрационный N 44725

Порядокорганизации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы

(утв. приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 г. N 274/1525)

1. Настоящий Порядок определяет организацию получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее – учреждения УИС).

Источник: https://base.garant.ru/71566672/

Комментарий к СТ 112 УИК РФ

Право осужденных на образование

Статья 112 УИК РФ. Общее образование осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 112 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях.

Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законом РФ “Об образовании” и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ и Министерства юстиции РФ .

——————————–
См.: Приказ Минюста Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г.

N 61/70 “Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы”; Приказ Минюста России от 21 ноября 2005 г.

N 223 “Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы”.

Право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) (далее – школы) при исправительных колониях и тюрьмах. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237.

2. Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Минюстом России на базе имущества, предоставляемого им исправительным учреждением по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний. Организация обучения осужденных осуществляется на основе договора, заключенного между школой и учреждением.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют финансирование школы за счет собственных бюджетных средств, создают необходимые условия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы, оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, обеспечении документацией, учебными пособиями, техническими средствами обучения.

Учредителем школ в воспитательных колониях является Федеральная служба исполнения наказаний, которая осуществляет финансирование школы за счет средств федерального бюджета, закрепляет за школой на праве оперативного управления имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности в соответствии с уставом школы, создает необходимые условия для организации образовательного процесса.

3. Лицензирование образовательной деятельности школы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации.

Образовательный процесс организуется в соответствии с учебными планами и программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, с применением современных педагогических технологий.

Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учетом особенностей режима отбывания наказания.

В воспитательных колониях в школах при необходимости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения осужденных, имеющих отклонения в развитии, проводится кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Окончившим обучение осужденным по результатам государственной (итоговой) аттестации, которая осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Министерством образования и науки РФ, вручаются документы о соответствующем уровне общего образования государственного образца.

4. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

5. Обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования.

Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Поэтому прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.

В период пребывания в строгих условиях отбывания наказания, нахождения в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и в одиночных камерах осужденные, обучающиеся в общеобразовательных школах, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, установлены ст. 176 ТК РФ.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.

В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

7. Поскольку получение осужденными общего образования является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), оно отнесено к критериям оценки степени исправления осужденных.

Поэтому отношение осужденных к обучению учитывается при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об изменении вида исправительного учреждения, а также при применении к ним мер поощрения или взыскания и изменении условий отбывания наказания.

Учитывая, что для определенных категорий осужденных получение образования обязательно, уклонение от учебных занятий является нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение к осужденному мер взыскания, предусмотренных ст. 115 настоящего Кодекса.

8. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Работники школ входят в состав советов воспитателей отрядов и различных комиссий, создаваемых в исправительных учреждениях, ведут индивидуально-воспитательную работу с осужденными, читают тематические лекции, пропагандируют знания и т.д.

В воспитательных колониях организуется единый учебно-воспитательный процесс с участием педагогических коллективов, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования и подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Источник: http://UIkod.ru/osobennaya-chast/razdel-4/glava-15/st-112-uik-rf/kommentarii

Реализация права на образование лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы

Право осужденных на образование

В данной статье рассматривается реализация права на образование лицами, которые отбывают наказание в местах лишения свободы. В статье затрагивается правовые основы права на образование, то есть документы, которые это закрепляют. Также в статье описается, как происходит обучение осужденных в колониях.

Право на образование является одним из важных социальных прав, гарантированных каждому человеку. Оно закреплено во многих международных актах (Всеобщая декларация прав человека статья 26; Конвенция о правах ребенка статья 28 и 29; Европейская конвенция о защите прав человека об основных свобод статья 2 и т.д.), а так же в Конституции РФ в статье 43.

Люди по всему миру считают, что право на образование является очень важным правом человека, и оно должно быть у каждого, ведь образование помогает нам развить себя как личность.

Под образованием в широком смысле следует понимать – процесс, в котором происходит передача от поколения к поколению всех знаний, которые выработало общество, усвоение общественно-исторических результатов, отраженных в науках, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование является фундаментом развития культуры, а также помогает развитию всего общества в целом, ведь на образованных людях держатся все государства.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует не только право на образование, но также еще закрепляет общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование является обязательным. На конкурсной основе также можно бесплатно получить высшее образование.

Лица, осужденные за совершение преступлений, подвергаются по приговору суда обоснованным ограничениям в правах, однако право на образование для таковых лиц ограничению не подлежит, так оно служит средством их исправления. Однако в процессе реализации этого права для осужденных возникают некоторые особенности.

Первая школа при тюрьме была создана в начале 1860-х годов в Московском Смирительном и Рабочем доме. В программу обучения осужденных, которые находились там, входили такие предметы как азбука, арифметика, статьи с духовным смыслом. Данное образование рассматривалось как духовно-нравственное воспитание осужденных и ложилось на плечи священнослужителей.

15 ноября 1920 года было принято «Положение об общих местах заключения», которое установило, что в исправительных учреждениях нужно организовывать школы для всех неграмотных осужденных, не достигших 50 лет.

В 1958 году приняли «Положение об общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР», согласно которому все заключенные получили право получить среднее образование в образовательном учреждении при исправительной колонии.

В середине 1980-х годов во всех исправительно-трудовых учреждениях РСФСР работали средние общеобразовательные школы.

На сегодняшнее время в большинстве стран вместо ужесточения наказания для заключенных происходит развитие мер и мероприятий по исправлению и образованию осужденных, помощь им в социализации.

В исправительных колониях все чаще открываются различные образовательные центры, кабинеты психолога, в которых проводятся тренинги для заключенных, создаются творческие кружки по разным видам деятельности.

Статья 80 ФЗ «Об образовании в РФ» закрепляет организацию предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы. Лицам, которые находятся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы обеспечиваются условия для получения общего образования с помощью создания общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях.

Лица, которые находятся в местах лишения свободы и не достигли 30 лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях, которые создаются также при исправительных учреждениях. Лица, которые уже достигли 30 лет или являются инвалидами 1 и 2 группы по желанию сами определять, хотят ли они получать образование.

Лицам, которые были приговорены к пожизненному лишению свободы, дают возможность получить образование в форме самообразования, если это не противоречит порядку и условиям отбывания наказания.

Если осужденные лица не имеют профессии, по которой они могут работать, то для них организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Также лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, разрешено получить среднее профессиональное и высшее образование в заочной и дистанционной форме обучения.

Дистанционная технология обучения заключенных – это процесс обучения заключенных с применением компьютерно-информационных и телекоммуникационных технологий в условиях изоляции от общества в рамках определенного режима содержания с ограничениями в соответствии с УИК РФ. Процесс подачи образовательной информации при такой форме обучения согласовывается с руководством исправительного учреждения в зависимости от распорядка, который заведен в колонии.

Чтобы обеспечить осужденным право на их образование, при исправительных колониях органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ создаются вечерние школы, учебно-консультационные пункты.

Школы в колонии создаются только при наличии не менее 80 человек, которые будут обучаться. Если указанное число человек не набирается, то при исправительной колонии открывается учебно-консультационный пункт.

По нашему мнению, реализация школьного образования вместе с воспитанием, обогащает осужденного знаниями, помогает ему развиться, определить перспективы дальнейшей жизни, препятствует усвоению законов преступного мира, формирует склонность к правопослушному поведению.

Созданная при исправительной колонии школа, организует образовательный процесс для осужденных лиц в соответствии с учебным планом и программой внедряет современные педагогические технологии, учитывая особенности режима дня осужденных.

Также школа оказывает помощь тем, кто обучается в подготовке к учебным занятиям, самообразованию. Администрации учреждения же школа помогает воспитывать осужденных и социально адаптировать их.

Если осужденные будут хорошо учиться и иметь определенные успехи в учебе, то школьные сотрудники могут попросить их поощрить администрацию колонии.

Также если осужденные обучающиеся, которые хорошо выполняют учебный план, на период проведения государственной и промежуточной аттестации могут освобождаться от своей работы с сохранением зарплаты, их не могут привлекать к сверхурочным работам, которые могут оторвать их от учебных занятий, и еще они имеют право на сокращенную рабочую неделю.

Важными задачами при обучении осужденных в исправительных колониях являются:

  • Сделать из осужденного, которые скорее всего на всех озлоблен, полноценного члена общества, которые будет готов ему послужить;
  • Попытаться помочь осужденному забыть о повторных совершениях преступления. Как показывает статистика, те из осужденных, кто получает образование, реже снова прибегают к рецидиву преступления;
  • Сделать так, чтобы осужденный смог осознать свою полезность и значимость, объяснить, что профессия и образование сможет обеспечить им хорошую дальнейшую жизнь на свободе.

По изученной нами статистике на 2016 год в учебных заведениях при исправительных колониях обучается около 60000 осужденных: из них 64% в 5-9 классах, 29% в 10 классе, 7% в начальных классах.

Вообще общее образование осужденных Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее УИК РФ) называет мерой воспитательного воздействия. В статье 112 УИК РФ также закреплено получение основного общего образования осужденными, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, если они еще не достигли 30 лет.

Учитывая специфику образовательного учреждения и то, что оно находится при исправительной колонии, в учителя в основном берут бывших офицеров и работников пенитенциарной системы, так как это дает возможность построить работу в соответствии с режимом осужденных.

Главной особенностью преподавания при исправительных колониях для осужденных является то, что за партами сидят не просто ученики, а люди, которые совершили тяжкие преступления, которые уже имеют свое мировоззрение, взгляды, сломанную психику, способные на дальнейшие правонарушения.

Преподаватель в таких условиях образовательной деятельности должен:

  • иметь демократический стиль работы;
  • быть коммуникабельным;
  • осуществлять своевременную педагогическую поддержку;
  • быть оратором;
  • иметь знания в области социальной психологии;
  • уметь быть лидером;
  • реализовывать возрастной подход в образовании;
  • ориентироваться в сущности преступного мира;
  • адекватно реагировать на изменения обстановки вокруг.

Мы полагаем, что на такую работу может претендовать только человек, который имеет железные нервы, выдержку, знает все тонкости психологии, и может быть толерантным, когда это потребуется, который сможет показать, что он не считает себя выше осужденных, но также показывает, что во время занятий главный в комнате он, и они должны делать все, что он скажет.

В данное время исправительные колонии и органы управления образованием создают гибкую системы образования для осужденных, которая предоставить им возможность беспрепятственно получить среднее и высшее профессиональное образование с использованием заочной и дистанционных форм обучения.

В реализации права на образование для заключенных несомненно много плюсов, ведь образованному человеку после освобождения будет легче восстановить свои отношения с семьей и окружающими, найти достойную работу. Все это поможет человеку уважать себя самого, изменить свой социальный статус, стать законопослушным членом общества и востребованным членом трудового коллектива.

Существует Европейская ассоциация по образованию в тюрьмах (EPEA), которая является неправительственной организацией, а ее члены – это администрации тюрем, преподаватели, ученые и др. профессионалы в этой сфере, которые интересуются и думают о продвижении и развитии образования в тюрьмах и колониях по всей Европе. В EPEA входит более 800 членов в 35 странах Европы и по всему миру.

В их сферу деятельности входит европейское сотрудничество и помощь в профессиональном развитии людей, которые осуществляют процесс обучения осужденных; работа с другими профессиональными организациями в этой области; поддержка разных исследований в колониях; открытие и развитие своих филиалов внутри стран; организация международных конференций.

Подводя итог сказанному, отметим, что в России создана хорошая правовая основа для реализации лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы своего права на образование. Оно реализуется в образовательных учреждениях при исправительных колониях, при этом, большое внимание уделяется нравственно-интеллектуальному развитию их личности, и помощи в будущей профессии.

Мы считаем, что обучение осужденных в исправительных колониях очень важно, так как это дает им не только знания, профессию, дальнейшее развитие своего будущего и своей личности, но также отвлекает заключенных от бессмысленного провождения своего времени и способствует переосмыслению своей жизненной позиции. Поэтому можно сказать, что образование имеет важное значение для исполнения главной задачи, которая стоит перед исправительными колониями – это исправление осужденного и помощь ему в становлении на правильный жизненный путь.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года в сфере образовательной деятельности предполагает дальнейшее развитие получения заключенными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, формирование и осуществление специальных методик обучения, которые будут учитывать уровень интеллектуального развития и педагогической запущенности заключенных, а также образовательных и коррекционных программ работы с разными видами заключенных.

Источник: https://novainfo.ru/article/8925

Новости

Право осужденных на образование

В соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет, имеют право на получение в исправительных учреждениях общего образования.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» одной из задач уголовно-исполнительной системы является обеспечение условий для получения осужденными общего образования.

Одновременно, получение образования является конституционным правом осужденного, оно же выступает в качестве одного из основных средств исправления и применяется только в отношении осужденных к лишению свободы.

Организацию получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее — учреждения УИС) определяет ст. 112 УИК РФ и совместный Приказ Министерства Юстиции России и Минобрнауки России от 06.12.2016 № 274/1525, в соответствии с которыми лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, получают общее образование в общеобразовательных организациях субъектов РФ, созданных при учреждениях УИС.

Осужденные к лишению свободы и достигшие возраста 30 лет, а также являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Общеобразовательная организация совместно с администрацией учреждения УИС организует образовательную деятельность в соответствии с основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечивает реализацию образовательных программ, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся осужденных.

Общеобразовательная организация оказывает помощь осужденным в подготовке к учебным занятиям, овладении методами самообразования, ходатайствует перед администрацией учреждения УИС о поощрении осужденных за успехи в учебе и соблюдение дисциплины.

Зачисление осужденных в общеобразовательную организацию оформляется приказом до начала учебного года и производится на основании имеющихся в их личных делах сведений об образовании. В случае отсутствия указанных сведений осужденные зачисляются в соответствующий класс на основании результатов промежуточной аттестации, проведенной педагогическими работниками общеобразовательной организации.

Осужденным, направленным для отбывания уголовного наказания в учреждение УИС после окончания комплектования учебных классов предоставляется возможность для самообразования.

Права и обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка с учетом режимных требований, установленных в учреждении УИС.

В соответствии со ст. 112 УИК РФ для сдачи экзаменов осужденные освобождаются от работы, получают учебный отпуск с сохранением среднемесячной заработной платы.

В период учебного года перевод обучающихся из одного учреждения УИС в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации учреждения УИС, а также при иных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном учреждении УИС.

Государственная итоговая аттестация осужденных, освоивших образовательные программы основного общего образования, среднего общего образования в учреждениях УИС осуществляется в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам с учетом специальных условий содержания и необходимости обеспечения общественной безопасности во время ее прохождения.

Государственная итоговая аттестация для обучающихся в общеобразовательной организации, освобождаемых от отбывания наказания не ранее чем за три месяца до ее начала, проводится досрочно.

Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, в строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме.

В тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях получение осужденными общего образования может осуществляться в заочной форме и форме самообразования.

Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Согласно ст. ст. 112, 113 УИК РФ, стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения, в связи с чем добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения и учитывается при определении степени их исправления.

Таким образом, получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования не только поощряется, но и учитывается при определении степени их исправления в случае применения к ним мер поощрения, перевода на облегченные условия содержания, при замене наказания в виде лишения свободы более мягким, а также при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении.

Старший помощник прокурора области

по надзору за соблюдением законов при

исполнении уголовных наказаний Д. О. Прокопович

Источник: https://procrf.ru/news/645744-pravo-osujdennyih-na-poluchenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.