Право занимать должность

Вопросы законодательного конструирования и правоприменения лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью

Право занимать должность

Существующая российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает на сегодняшний день 12 отдельных видов наказаний. В их числе – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.

Суть данной меры состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Из содержания описанной дефиниции усматривается 2 подвида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенным видом деятельности.

На отмеченную особенность наказания обращали внимание и продолжают ее подмечать многие ученые.

Попова Ю.П.

Существующая российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает на сегодняшний день 12 отдельных видов наказаний. В их числе – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.

Суть данной меры состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Из содержания описанной дефиниции усматривается 2 подвида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенным видом деятельности.

На отмеченную особенность наказания обращали внимание и продолжают ее подмечать многие ученые [9].

Лишение права занимать определенные должности – первый подвид анализируемого вида наказания – применяется исключительно к виновным, занимающим должности на государственной службе, в органах местного самоуправления. Такая формулировка законодательной дефиниции, закрепленная в ст.

47 УК РФ, по нашему мнению, противоречива и не согласуется как с иными нормами Уголовного кодекса России, так и с нормами других законодательных актов. В частности, с определением, зафиксированным в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

В нем сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Обращаясь к иным источникам права, можно констатировать, что государственная служба – это не государственный орган, а муниципальная служба – это не орган местного самоуправления. Подтверждением подлинности сделанных выводов, являются в частности, положения некоторых законов.

Так, ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» формулирует понятие государственной службы [5].

Это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  1. Российской Федерации;
  2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  3. субъектов Российской Федерации;
  4. органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст.

2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6], органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» [8], муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Кроме того, на не состоятельность дефиниции лишения права занимать определенные должности указывает то обстоятельство, что данный подвид наказания может применяться только к государственным и муниципальным служащим.

Так, государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [11].

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета [12].

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7] и примечаниям 2 и 3 к ст.

285 УК РФ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации – государственными служащими не являются, а потому на государственной службе не состоят. Аналогично обстоит дело с выборными должностными лицами местного самоуправления, которые не являются муниципальными служащими [12]. Тем не менее, лишение права занимать определенные должности в качестве дополнительного вида наказания предусмотрено в некоторых квалифицированных составах должностных преступлений, предусматривающих уголовную ответственность лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления (ч. 2 ст.237, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290, ч. 2 ст. 354 УК РФ).

Источник: https://advokatsidorov.ru/zapret-prava-na-deyatelnost.html

О лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью

Право занимать должность

Существующая российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает на сегодняшний день 12 отдельных видов наказаний. В их числе – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.

Суть данной меры состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Из содержания описанной дефиниции усматривается 2 подвида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенным видом деятельности.

На отмеченную особенность наказания обращали внимание и продолжают ее подмечать многие ученые.

Лишение права занимать определенные должности – первый подвид анализируемого вида наказания – применяется исключительно к виновным, занимающим должности на государственной службе, в органах местного самоуправления. Такая формулировка законодательной дефиниции, закрепленная в ст.

47 УК РФ, по нашему мнению, противоречива и не согласуется как с иными нормами Уголовного кодекса России, так и с нормами других законодательных актов. В частности, с определением, зафиксированным в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

В нем сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Обращаясь к иным источникам права, можно констатировать, что государственная служба – это не государственный орган, а муниципальная служба – это не орган местного самоуправления.

Подтверждением подлинности сделанных выводов, являются в частности, положения некоторых законов. Так, ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» формулирует понятие государственной службы.

Это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст.

2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Кроме того, на не состоятельность дефиниции лишения права занимать определенные должности указывает то обстоятельство, что данный подвид наказания может применяться только к государственным и муниципальным служащим.

Так, государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и примечаниям 2 и 3 к ст.

285 УК РФ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации – государственными служащими не являются, а потому на государственной службе не состоят. Аналогично обстоит дело с выборными должностными лицами местного самоуправления, которые не являются муниципальными служащими. Тем не менее, лишение права занимать определенные должности в качестве дополнительного вида наказания предусмотрено в некоторых квалифицированных составах должностных преступлений, предусматривающих уголовную ответственность лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления (ч. 2 ст.237, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290, ч. 2 ст. 354 УК РФ).

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте “Независимый советник“.

Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.

Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача – делиться с вами только полезной информацией.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/o-lishenii-prava-zanimat-opredelennuiu-doljnost-ili-zanimatsia-opredelennoi-deiatelnostiu-5f4201ca94780322111c8f88

Лишение права занимать определенные должности

Право занимать должность

Часто уголовные преступления сопряжены с профессиональной деятельностью гражданина.

Виновное лицо совершает те или иные деяния, пользуясь своим служебным положением, или действует с явным нарушением своих должностных инструкций и трудовых обязанностей. При этом причинами такого поведения служат корыстные мотивы и потенциальные крупные финансовые выгоды.

В таких ситуациях судом по отношению к виновному лицу может назначаться лишение права занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ).

По каким статьям предусмотрен данный вид ответственности, и на какой срок может быть наложено ограничение?

Что представляет собой ограничительная мера?

Ст. 47 УК РФ регулирует не только лишение права занимать определенные должности, но и лишение права заниматься определенными видами деятельности.

Лишение права занимать определенные должности как вид наказания представляет собой запрещение на занятие должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления, на занятие определенной профессиональной или иной деятельностью.

То есть, эта норма относится не только к чиновникам, которые берут взятки или как-либо иначе нарушают закон. Она распространяется и на обычных работающих людей: врачей, учителей, управленцев, при условии, что их действия подпадают под нормы УК РФ.

Лишение физического лица права занимать руководящие должности в организации может иметь место быть, когда злоупотреблениями виновное лицо приводит, к примеру, к намеренному банкротству.

Исходя из положений ст. 45 и ст. 47 УК РФ, одновременно к одному осужденному не могут быть применены наказание в виде лишения права занимать должность и лишение права вести ту или иную деятельность.

Однако, на практике суды низших инстанций часто допускают подобные ошибки, назначая одновременно два вида наказания одному субъекту. Вышестоящие инстанции, как правило, позже отменяют подобные приговоры.

Перечни должностей государственной службы и местного самоуправления отражены в специальных федеральных законах. В качестве профессиональной деятельности законодателем понимается педагогическая, медицинская, фармацевтическая, торговая и другая деятельность.

Под иными видами предполагается лишение права на управление транспортным средством или запрет на охоту или пользование оружием.

Когда применяется норма ст. 47 УК РФ?

Для применения ограничений к виновному лицу в части лишения права на занятие определенной должности необходимо совершение следующих противоправных действий:

  • Незаконное присвоение бюджетных средств;
  • Получение финансовой выгоды от злоупотребления своим положением;
  • Вымогательство денежных средств при превышении должностных полномочий.

Проще говоря, любые незаконные действия, которые совершает чиновник на своем посту, могут стать законным основанием для применения судом положений ст. 47 УК РФ.

Лишение права заниматься определенной деятельностью может использоваться при следующем перечне нарушений:

  • Халатность медицинских работников, в результате которой возникла опасность жизни и здоровья обычных граждан;
  • Превышение полномочий сотрудник правопорядка, поставившее под угрозу общественную безопасность;
  • Нарушение педагогической этики по отношению к ученикам, в рамках которого было применено насилие или его угроза;
  • Неисполнение управленческих и контрольных функций начальства или ответственных лиц на предприятиях, в результате чего произошел несчастный случай на производстве.

Всякого рода ответственные лица за пожарную безопасность, к примеру, в случае пожара могут нести ответственность как должностное лицо, которое обязано было предотвратить происшествие, ставшее причиной большого числа жертв.

Как основное наказание

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве основного или дополнительного вида наказания.

По отношению к осужденному наказание по ст. 47 УК РФ не может применяться одновременно как основное и дополнительное.

Срок лишения права занимать определенные должности при назначении основного вида наказания исчисляется в пределах от 1 года до 5 лет. Также основное наказание в виде ограничения прав применяется при замене конкретного наказания на его более мягкий вид.

Иногда в самом УК РФ прямо указано в отдельных его статьях о возможности применения подобного наказания в качестве основного.

Примерами таких статей могут быть:

  • Ст. 145.1 УК РФ о невыплате заработных плат, пенсий и иных пособий;
  • Ст. 169 УК РФ о воспрепятствовании предпринимательской деятельности;
  • Ст. 285 УК РФ о злоупотреблении полномочиями служащего;
  • Ст. 170 УК РФ о регистрации незаконных сделок с недвижимостью.

Суд имеет право вынести решение о лишении виновного права на определенную деятельность даже тогда, когда данный субъект уже уволен с прежнего места работы, на котором им допускались злоупотребления.

Все же чаще лишение права занимать определенные должности используется судам в качестве дополнительного наказания по уголовному преступлению.

Как дополнительное наказание

Использование нормы ст. 47 УК РФ в качестве дополнительной санкции более распространено, чем в качестве основной. Данная мера ответственности лишь дополняет главное наказание ограничениями, наступающими после его окончания.

В качестве дополнительного наказания норма применяется на срок от полугода до 3 лет в следующих случаях:

  • Когда в статье Кодекса оно используется в качестве основного наказания, но судьей было избрано иное;
  • Когда она выступает в качестве дополнительной санкции, на что прямо указывает статья;
  • Когда в статье нет указания о возможности применения данного ограничения за преступление, а судья считает, что степень совершенного деяния является опасной и требуется дополнительная санкция по отношению к виновному.

По определенным статьям Особенной части УК РФ лишение права занимать определенные должности и вести определенную деятельность может применяться на срок до 20 лет.

Исчисляется лишение права на должности и деятельность с момента вступления приговора в законную силу, если оно выступает в качестве дополнительного при следующих основных видах наказания:

  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Ограничение свободы;
  • Условное осуждение.

При этом, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется дополнительно к другим видам основного наказания, то срок их исчисления начинается с момента отбытия основного.

К таким основным видом уголовных наказаний законодатель причисляет следующие:

  • Арест;
  • в дисциплинарной воинской части;
  • Принудительные работы;
  • Лишение свободы.

Формальное оформление запрета

За исполнением, как основного, так и дополнительного наказания по ст. 47 УК РФ следит уголовно-исполнительная инспекция.

Согласно закону, данный вид наказания оформляется как запись в трудовую книжку о лишении права занимать должность, которую ранее имел осужденный.

Обязанность о внесении записи в трудовую книжку предусмотрена Правилами ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 225 от 2003 года.

Данная норма распространяется только на лишение осужденного права на получение должности в будущем.

Когда вопрос касается ограничения на ведение определенной деятельности, запись может быть внесена в трудовую только при условии, что эта деятельность является основополагающей для работы в данной организации.

Например, если судом наложен запрет на управление транспортным средством, запись может быть внесена, когда без управления автомобилем сотрудник не может больше работать на предприятии.

Проще говоря, если он, к примеру, водитель. Тогда запись в трудовую вносится и на основании нее осужденный работник увольняется.

Если осужденный не будет соблюдать вынесенный в его отношении запрет, то в его адрес поступит предупреждение от инспектора уголовно-исполнительной инспекции.

Когда ответной реакции от осужденного не последует, сотрудники УИИ передадут дело в прокуратуру. Чаще всего в результате такого нарушения срок течения наказания просто отодвигается.

Практика применения наказания в 2020 году

Осужденные нередко любят говорить, что потеряли свое водительское удостоверение, которое нужно сдать в ГАИ. Тем самым, они думают, что могут перехитрить сотрудников УИИ, и кататься на автомобиле до первой остановки инспектором, пока срок лишения права будет спокойно течь.

К сожалению, они просто не знают, что срок на это время приостанавливается и начнет счисляться только тогда, когда они сдадут права в ГАИ.

Чаще всего применяется лишение права занимать определенные должности в отношении чиновников, которые берут или дают взятки. Здесь лишение будет применяться в качестве дополнительной меры наказания.

Медицинские работники также нередко выступают фигурантами таких уголовных дел, когда на операционном столе у них погибают вполне здоровые пациенты.

К примеру, пластические хирурги, которые в результате своей врачебной халатности допускают фатальные для пациента ошибки, после освобождения из колонии всегда около 3 лет в среднем не занимаются медицинской практикой.

Однако, после завершения этого срока, они смело возвращаются в медицину до следующей жертвы.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – не самое распространенное уголовное наказание.

Для его применения судом необходимо наличие доказанной причинно-следственной связи между преступным деянием и профессиональной деятельностью или служебным положением виновного лица.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/lishenie-prava-zanimat-opredelennye-dolzhnosti-st-47-uk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.