Правовая защита авторских прав

Содержание

Авторское право и как его защитить

Правовая защита авторских прав

Доброго всем дня и хорошего настроения. Сегодня снова статья по заказам читателей. Принимая во внимание тему, хочу предупредить, что в текст могут случайно закрасться канцеляризмы, поэтому не спешите бить автора. В этой сфере деловой стиль вполне уместен. Но я всё же постараюсь его избежать.

Авторское право и как его защитить

Что такое авторское право

Для всех, кто занимается творчеством, актуален вопрос авторских прав, особенно это касается авторов текстов в современную эпоху, когда все их творчество существует в электронном виде и нередко свободно гуляет по сети.

С юридической точки зрения, авторское право связано с особыми отношениями, которые касаются владения и использования объектов интеллектуальной собственности. Если проще, то это право автора на продукты своего творчества.

К объектам интеллектуальной деятельности относятся произведения искусства, литературы, результаты научных исследований, изобретения, компьютерные программы и т. д. Любое их использование, даже некоммерческое допустимо только с согласия автора. Я в этой статье коснусь результатов литературной деятельности, то есть книг, текстов в интернете, рассказов и т. д.

Виды авторского права

Авторское право бывает двух видов: неимущественное и имущественное.

Неимущественное или моральное

Право автора возникает, когда появляются первые строчки текста, с этого момента человек считается автором и правообладателем. Неимущественное право не отчуждается, то есть его нельзя продать, потерять, подарить, передать другому лицу или как-то ещё утратить. Оно сохраняется за человеком вечно. Правда, нередко бывает, что авторство нужно доказать, но об этом я расскажу чуть позже.

Художник-иллюстратор Торбен Кульман.

Имущественное

Этот вид авторского права отчуждаем, то есть автор может его передать другому лицу безвозмездно или за вознаграждение. Имущественное право может быть передано бессрочно или на определённый срок, по сути, сдано в аренду. Кстати, срок передачи авторского права указывается в договоре с издательством.

Имущественное авторское право – это право на использование текста, в том числе коммерческое, — копирование, распространение, тиражирование, переведение в аудиоформат или съёмки по нему фильма и т. д.

Издательство, получившее от автора имущественные права, становится правообладателем.

И в течение указанного срока автор уже не может ни тиражировать своё произведение, ни издавать его в другом месте, ни копировать, а при цитировании обязан указать не только свою фамилию, но и издательство, в котором вышла книга.

Имущественные права на произведение сохраняются не только в течение всей жизни, но и на протяжении 70 лет после смерти автора. А затем объект интеллектуальной деятельности становится общественным достоянием.

Как защитить авторские права

Нарушение авторских прав не редкость. В первую очередь потому, что по закону права на книги и тексты в целом не требуют официальной регистрации. Написал – значит, твоё. Посторонний человек или организация, используя чужие тексты, должны не только ссылаться на автора, но и поставить рядом с его именем знак охраны авторского права – копирайт. Вот такой ©.

Кстати, «копирайт» часто путают с «копирайтингом». В русском варианте эти два термина звучат очень похоже, но по-английски пишутся по-разному и происходят от разных слов. Copy (копировать) и right (право). А копирайтинг – copywriting – написание текстов.

Из открытых источников. https://pixabay.com/ru/

Виды нарушений

Так как условно бесхозных текстов в сети много, то и желающих воспользоваться халявой находится немало. Наиболее распространены два вида правонарушений.

Нарушение неимущественных прав, когда при полном или частичном (цитирование) использовании текста не указывается имя автора или указывается чужое. Это плагиат или воровство интеллектуальной собственности.

Нарушение имущественных прав, то есть использование текста под именем автора, но без его соглашения и соответствующего вознаграждения. Это контрафакция или пиратство.

И то и другое считается административным правонарушением.

ВАЖНО! Авторские права не распространяются на идеи или концепцию книги. Поэтому если вы в сети поделились своими находками или сюжетом, а их потом кто-то использовал, то никаких претензий к этим шустрым личностям вы предъявить не можете. Так же как и к автору фанфика, который использовал в своём произведении вами лично разработанный мир или сюжет.

Методы защиты

Как я уже писала, официальная регистрация авторского права на тексты не требуется. Это не только в нашей стране, но и, вообще, в мире. Единственный объект интеллектуальной собственности, который подлежит регистрации, это научные открытия и изобретения.

А раз так, то свои авторские права нужно как-то зафиксировать. Существует несколько способов. Начну с самых сложных и надёжных.

  • Есть предприимчивые организации, которые за соответствующую (немалую) плату зарегистрируют ваши права на что угодно, присвоят книге IBSN (номер книги по международному стандарту) и нарисуют красочный сертификат. Например, КОПИРУС.
  • Распечатанную рукопись можно оставить на хранение в какой-то юридической фирме, то есть оформить депонент. Правда, далеко не все фирмы с этим связываются. Но есть специальные организации, которые предлагают такие услуги. Они недешёвые.
  • Распечатанную рукопись с датой и собственной подписью можно заверить у нотариуса. Это тоже будет доказательством ваших авторских прав, так как дата распечатки уж точно будет самой ранней, по сравнению с датой плагиата. Приоритет появления экземпляра с вашим именем играет главную роль.
  • Раз главное в обосновании своих авторских прав – это приоритет даты обнародования, то можно выложить текст или его фрагмент на один из литературных порталов. Дата выкладки будет достаточным аргументом для доказательства своих авторских прав.
  • Если в сеть выкладывать не хочется, то проще всего послать файл с текстом себе по электронной почте. Причём это достаточно надёжный способ, особенно если воспользоваться браузером Google. Авторитетные люди уверяют, что дату на его сервере подделать практически невозможно.

Как видите, последний способ самый простой, и в случае судебного разбирательства он вполне способен подтвердить ваши авторские права.

“Котята” голландского художника Корнелиса Рапхорста (XIX век). Просто для эмоциональной разгрузки.

Несколько слов о правах копирайтеров и вебрайтеров

Это люди, которые пишут тексты на заказ для разных сайтов. Распространяется ли их авторское право на эти тексты? Формально, конечно, распространяется, раз они их написали. Но по факту всё сложнее.

Допустим, человек написал текст, передал его заказчику, а заказчик разместил его на сайте под своим именем или вообще без имени. Может копирайтер заявить о правах на этот текст? Нет, увы. Точнее, заявить-то он может, но доказать своё авторство – нет.

Если только автор заранее не договорился о размещении текста на его авторской странице или под его именем. Причем договоренность лучше оформить письменно.

Я знаю, многие вебрайтеры сохраняют тексты в гугл документах. Это, конечно, можно считать доказательством их авторства. Но есть ли в этом смысл, если они согласились с условиями заказчика?

Такая же проблема может возникнуть у «литературных негров», которые тоже добровольно согласились, чтобы их произведения печатались под чужим именем. Добровольно. А значит, претензии их необоснованны, в первую очередь, с моральной точки зрения. Но это мутная тема. Я не хочу с ней связываться.

На этом всё. До скорых встреч. Творите и получайте от этого удовольствие. И можете почитать еще одну статью, посвященную вопросам авторского права.

“Авторские права на идею. Это реально?”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/avtorskoe-pravo-i-kak-ego-zascitit-5e9dcb7db898e46222a4d98b

Интеллектуальная собственность: авторское право, основные положения | Правоведус

Правовая защита авторских прав

В гражданском законодательстве РФ существует такое понятие, как интеллектуальная собственность, под которым предполагается совокупность личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности, принадлежащих автору, а также его наследникам или другим гражданам и юридическим лицам по закону или на основании договора. Интеллектуальная собственность имеет важное значение в постоянно расширяющемся списке сегментов в областях IT–технологий, науки, техники, литературы и искусства. Огромный поток информации, который каждый день воспринимается интеллектом человека, в обобщенном и переработанном состоянии дает в результате самые неожиданные идеи и предложения, способные значительно улучшить экономические и производственные показатели. В свою очередь, обладание уникальными потребительскими качествами, основанными на патентовании объектов промышленности и патентных исследованиях, может служить основанием для реализации конечного продукта на рынке по более высокой цене.

Интеллектуальная собственность в России – основа конкурентной способности не только выпускаемой продукции, но и конкурентных преимуществ национальной экономики в целом.

В отличие от права собственности и иных вещных прав, права на интеллектуальную собственность территориально ограничены и носят срочный характер.

Сроки действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности устанавливаются Гражданским кодексом РФ и иными законодательными актами, которыми регулируются отдельные виды определенных объектов. По истечении установленного срока исключительные права могут быть использованы без согласия на то правообладателя и уплаты вознаграждения.

Однако, стоит отметить, что личные неимущественные права создателей объекта интеллектуальной собственности должны соблюдаться в полном объеме, так как они являются неотчуждаемыми и действуют бессрочно.

Правовая система интеллектуальной собственности

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации, классифицируются определенной системой, основанной на законодательных актах и международных договорных обязательствах. Данная система базируется на нескольких основных принципах:

1. Принцип дуализма – нематериальные объекты интеллектуальной собственности, воплощенные в конечном продукте. Принцип дуализма включает два следствия для материальных объектов (товаров):

  • когда правообладатель нематериального объекта является его собственником, но при этом он не является собственником продукта, воплощенного в данном объекте;

К примеру, заключение договора с автором книги на ее издание является своего рода сделкой, в результате которой автор передает издательству свое исключительное право, а последний, в свою очередь, становится собственником произведения.

  • когда собственник продукта не является собственником интеллектуальной собственности, воплощенной в данном нематериальном объекте;

К примеру, книга, приобретенная в торговой сети, становится собственником покупателя, но при этом он не будет являться собственником объекта интеллектуальной собственности.

Важно заметить, что гражданским законодательством разрешено использование продукта интеллектуальной собственности, но при этом, запрещено использование объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в продукте.

К примеру, приобретение антивирусной программы дает право установки ее на свой компьютер, но вместе с тем, не допускает копирование и продажу другим лицам.

2. Принцип исчерпания права на распространение объектов интеллектуальной собственности. Исключительное право, дающее право на использование объекта интеллектуальной собственности, базируется на:

  • право на воспроизведение – исключительное право на копирование и изменение конечного продукта, воплощающего объекты интеллектуальной собственности;
  • право на распространение – это исключительное право на введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты интеллектуальной собственности.

К примеру, если автор книги передал по договору свои права издательству, то его право на распространение этой книги было исчерпано.

3. Принцип ограничения права интеллектуальной собственности – находящееся в свободном доступе использование объекта интеллектуальной собственности, не требующее согласия правообладателя и не являющееся нарушением закона.

К примеру, цифровые копии книг, предлагаемые в Интернете, или обратимый технологический анализ.

Важно! Использование третьими лицами трудов интеллектуальной деятельности, которые являются объектом исключительных прав, возможно только с согласия правообладателя.

В гражданском праве выделяют несколько групп объектов интеллектуальной собственности:

  • авторские и смежные права (научные, литературные и художественные произведения, компьютерные программы, базы данных и т.д.);
  • объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства);
  • средства индивидуализации (работы, услуги, товарные знаки, фирменные наименования/бренды, знаки обслуживания);
  • нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).

В этой статье мы более подробно остановимся на группе интеллектуальной собственности – авторское право.

Понятие, объекты и субъекты авторского права

Авторское право является основой гражданско-правовых отношений по использованию произведений науки, литературы и искусства, возникающих вследствие создания произведения автором.

Авторское право регулируется Гражданским кодексом РФ и в объективном смысле предполагает совокупность норм гражданского права, на основании которых признается авторство и возникают гражданско-правовые отношения по охране произведений науки, литературы и искусства, наделению авторов этих произведений имущественными и неимущественными правами, защите прав авторов и иных правообладателей, а также определению режима использования авторских продуктов. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ любое творческое произведение может быть защищено авторским правом, независимо от его достоинства и назначения. Однако, стоит отметить, что правовая защита данному произведению может быть предоставлена только в случае выражения его в какой-либо объективной форме.

Показателем творческого характера является оригинальность и новизна произведения, и как свидетельствует арбитражная практика, исключительные права автора не распространяются на произведения, в содержание которых включены неоригинальные элементы.

Согласно п. 3 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ в обширный перечень объективных форм произведения также входят:

  • устная (публичное произнесение, исполнение и др.);
  • письменная (машинопись, рукопись, нотная запись и др.);
  • аудио- и видеозапись (цифровая, механическая, магнитная и др.);
  • объемно-пространственная (макеты, сооружения, скульптуры, модели и др.)

Объективная форма произведения может быть выражена посредством материальных носителей (бумага, диск, USB-носитель и другое). Также стоит отметить, что практически на все материальные носители распространяется вещное право – право собственности. В п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ представлен полный перечень объектов авторского права, где, кроме основных групп, отмечены:

  • производные произведения – самостоятельные авторские работы, которые органически связаны с другими произведениями и являются их внешней формой (обзоры, аннотации, резюме и другие переработки);
  • составные произведения – авторские работы, представляющие собой результат интеллектуального труда касаемо подбора и публикации материала (базы данных, сборник и т.д.).

Гражданским законодательством также определены объекты, которые не наделяются авторским правом, это:

  1. различные официальные документы, в т.ч. законы, судебные решения, административные документы и их официальные переводы;
  2. государственные знаки и символы, в частности, гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.;
  3. сведения о произошедших фактах и событиях, которые носят информационный характер;
  4. произведения, которые являются результатом народного творчества.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

 При этом, объектом их правовой охраны являются формы произведения, а автор не приобретает исключительных прав на использование темы, то есть другие лица вправе создать собственное произведение, используя тот же сюжет. Защита авторского права зависит также и от места обнародования творческих произведений и гражданства их автора. Так, в соответствии со ст.

1256 ГК РФ авторское право распространяется на все обнародованные или необнародованные произведения, которые находятся в любой из объективных форм на территории РФ, при этом не учитывается гражданство авторов или их правопреемников.

В случаях нахождения обнародованного или необнародованного произведения за пределами РФ – авторское право распространяется только на авторов и их правопреемников – граждан России. Авторское право граждан других государств регулируется международными договорами.

К субъектам авторского права относятся авторы/соавторы произведений науки, литературы и искусства или их правопреемники (в т.ч. наследники или лица, которые получили исключительные права на основе авторского договора), а также иные лица, приобретшие авторские права по закону или договору. На основании п. 4 ст.

1259 ГК РФ авторское право, возникшее у создателя произведения, не требует регистрации. Однако, при этом, любой владелец авторских прав может осуществить регистрацию своего произведения в нотариальном органе и Российском авторском обществе. Каждый обладатель авторских прав может использовать знак охраны авторского права (копирайт), который размещается на каждом экземпляре произведения и включает в себя три элемента:

  • латинская буква «С» в окружности © Copyright;
  • имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав;
  • год первого опубликования данного произведения.

Отметим, что знак «копирайт» не имеет правовых последствий, однако, он информирует других пользователей о наличии обладателя исключительных прав на данное произведение.

В случаях, если произведение является результатом совместного творческого труда при участии более 2-х лиц, оно принадлежит всем соавторам, независимо от его целостности (ст. 1258 ГК РФ).

Вместе с тем, каждый из соавторов имеет право использовать по своему усмотрению созданную им часть произведения с самостоятельным значением, при этом право на использование этого произведения целиком принадлежит совместно всем соавторам, правоотношения между которыми определяются соответствующим соглашением.

В случаях, когда произведение, созданное соавторами, является неразрывным целым, ни один из соавторов не имеет права запретить использование этого произведения.

Авторы сборников (составители) на основании п. 2 ст. 1260 ГК РФ приобретают авторское право на результат их творческого труда, в частности, подбор и публикацию составного произведения.

Составитель может использовать свое авторское право при условии соблюдения им прав всех авторов, произведения которых включены в сборник составителя, при этом авторы вправе использовать свои произведения по своему усмотрению.

Авторское право составителя не может воспрепятствовать другим лицам создавать собственные составные произведения с использованием тех же материалов.

Издатели энциклопедий и словарей, газет, журналов, периодических и продолжающихся сборников научных трудов в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ приобретают исключительные права на использование таких изданий. Кроме того, издатель имеет право указывать свое наименование, независимо от использования издания.

Переводчики и авторы иных производных произведений на основании п. 1 ст. 1260 ГК РФ приобретают авторское право на переводы, переделку и иные виды обработок материалов, и при этом, их авторское право не может препятствовать другим лицам осуществлять переработку тех же материалов.

Авторское право на аудио- и видео- произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ принадлежит:

  • автору сценария;
  • режиссеру-постановщику;
  • автору музыкального произведения, композитору.

Заключение договора на создание индивидуального произведения предполагает передачу от автора продюсеру исключительных прав публичное распространение этого произведения в любых его формах, если иное не предусмотрено договором (ст. 1240 ГК РФ). При этом изготовитель произведения (продюсер) вправе указывать свое имя при использовании данного произведения.

Произведение, которое было создано в ходе исполнения служебных обязанностей, охраняется авторским правом, принадлежащим на основании п. 1 ст. 1295 ГК РФ автору служебного произведения. При этом, работодатель приобретает исключительные права на использование данного служебного произведения с правом указания наименования своей организации.

Защита авторских прав

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ защиту гражданских прав осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражный и третейский суды. Дела по защите авторских прав чаще всего рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Владелец исключительных авторских прав вправе подать в суд иск, которым он требует от нарушителя незамедлительного прекращения правонарушающих действий и возмещения причиненных убытков.

Также истец вправе потребовать взыскать с нарушителя доходы, полученные им в результате незаконного использования авторских прав, выплаты компенсаций в размерах, установленных законом, и уничтожения всех экземпляров произведения, которые были изданы незаконным путем.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/civil/intellektualnaya-sobstvennost-avtorskoe-pravo/

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

Правовая защита авторских прав

В главе “Защита авторских прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав.

Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав.

Глава “Защита авторских прав” будет полезна авторам, правообладателям, студентам  юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует.

Несоблюдение запрета является неправомерным.

Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также  оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков.

Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно.

Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ.

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным.

Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав.

Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель.

Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор.

После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке.

Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ.

Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны.

В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/zashhita-avtorskix-prav/

Защита авторских прав: способы в РФ

Правовая защита авторских прав

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд.

С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу.

Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • -, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.