Правый берег что за группировка

Почему они просят «пояснить за шмот» и бьют ли они из-за одежды

Правый берег что за группировка

В середине февраля петербуржцы рассказали о группе подростков, которые бьют других школьников, снимают видео драк и публикуют их в паблике «Отжатый шмот».

Родители и СМИ рассказывали о том, что причина конфликта, вероятно, в «неправильной одежде» определенных брендов, называли подростков бандой и предполагали, что они входят в новую субкультуру.

Когда случились избиения, происходили ли подобные нападения раньше и связаны ли школьники с околофутбольным сообществом — «Бумага» собрала всё, что известно о ситуации.

Жители Красносельского района рассказали о серии нападений, которые совершала группа подростков на своих сверстников в муниципальном образовании Горелово. Пострадавшие — ученики школы № 391.

По словам родителей пострадавших, видео избиений стали выкладывать в сообщество «Отжатый шмот» во «ВКонтакте». После того как родители пострадавших стали вступать в паблик, его закрыли и переименовали в «Сплетни Горелово». Сейчас паблик стал приватным: доступ в него можно получить только по приглашению администраторов.

избиений подростков опубликовали в сообществе местных жителей «Транспортный коллапс, Красное Село». Через некоторое время закрыл доступ к ролику.

 

Одна из местных жительниц в разговоре с «Бумагой» сообщила, что за этот учебный год нападений было не менее пяти. Подростков бьют за якобы «неправильную одежду» и «ради забавы».

Отец другого пострадавшего рассказал «Бумаге», что на его ребенка напали рядом со школой № 391: группа подростков разбрызгала ему и его другу в лицо содержимое перцового баллончика, после чего избила.

Отец пострадавшего:

— У нас в Горелове существует территория, где «чужим» гулять и появляться запрещено: около дома по адресу Красносельское шоссе, 48.

Пару недель назад мой сын вместе с одноклассниками имел неосторожность появиться в том районе, в результате чего произошел конфликт с «хозяевами» территории — группой агрессивных подростков. Далее конфликт у одноклассника моего сына продолжился в соцсети «ВКонтакте».

Вчера эта группа подростков пришла к школе № 391 и ждала, кодга наши дети пойдут домой. В результате разборок моего сына и его одноклассника опрыскали газом, а после среди бела дня оглушенных избили и выслали видео через «ВКонтакте».

При этом отец пострадавшего мальчика утверждает, что нападавшие подростки не высказывали его сыну никаких претензий и избили «ради забавы». По его словам, избиение снимал на видео одноклассник сына, и он же выложил ролик в паблик «Отжатый шмот».

Мать школьника, которому, по ее словам, группа подростков угрожала избиением, в разговоре с «Бумагой» также высказала сомнение в том, что конфликт произошел из-за одежды.

По ее словам, один из угрожавших — среди которых были восьмиклассники и шестиклассник — сказал ее сыну, что тот его толкнул.

Другие родители, с которыми общалась «Бумага», также рассказывают, что нападавшие были восьмиклассниками.

В декабре 2017 года в паблике «Транспортный коллапс, Красное Село» писали о похожем нападении. По словам Анны, девушки молодого человека, на которого напали, группа подростков кричала «поясни за шмот».

— Молодой человек был в кофте «Правый берег», хотя не придерживается праворадикальных взглядов: ему нравится дизайн рисунка, качество и прочее. В магазине несколько из тех ребят увидели саму эту кофту и уже на улице решили докопаться.

Они спросили его: «Это ты был в кофте „Правого берега?“», — рассказала «Бумаге» Анна. Группа подростков распылила молодому человеку и девушке содержимое перцового баллончика.

По ее словам, она знает одного из нападавших, это восьмиклассник местной школы.

«Фонтанка» писала о еще одном подобном нападении. В начале 2018 года группа подростков потребовала у 13-летней девочки «пояснить», какое право она имеет носить шапку Thrasher (в этом паблике объясняется, почему за бренд бьют), а после избили ее.

По итогам прокурорской проверки в школе № 391 в Красносельском районе было возбуждено уголовное дело по статьям о хулиганстве (часть 2 статьи 213 УК РФ) и побоях (статья 116).

По версии прокуратуры, в феврале 2018 года у одного из домов по Красносельскому шоссе группа подростков напала на двух сверстников без объяснения причин. При этом один из нападавших распылил им в лица содержимое газового баллончика, а затем подростки стали бить ногами упавшего школьника.

с нападением было опубликовано во «ВКонтакте». Прокуратура уточняет, что на видео нападение совершают ученики школы № 391.

Телеканал РЕН ТВ и 78.ru рассказывали, что нападения происходили из-за «неправильной одежды». «Комсомольская правда» писала, что причиной драк стала «чересчур крутая куртка, слишком убогие джинсы или просто не тот помпон на шапке». Издание также перечислило список брендов, которые чтят «ревнители этого дворового дресс-кода». А НТВ предположил, что речь идет о новой субкультуре.

О подобных случаях в Москве СМИ писали летом 2017 года. Тогда же «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» указали, что нападающие имеют отношение к околофутбольной субкультуре. Но при этом СМИ отмечали, что далеко не все подростки, причисляющие себя к околофутбольному сообществу, разбираются в «правых» и «левых». А Life.ru назвал подростков бандой «Отжатый шмот».

По словам родителей школьников, видео избиений выкладывали в сообществе «Отжатый шмот». Некоторые из админов состояли в паблике «Шмот надзор» (вероятно, сейчас переименован) и похожих по тематике пабликах: «Питерские модники», «мамин модник папин офник».

Во многих из них публикуют снимки брендовых вещей, фото и видео драк, а также объявления с просьбами найти тех, кто пытается выдавать себя за «правых» или, наоборот, «дать сигу человеку», если он хороший.

В названии пабликов часто есть кресты, а на картинках используют рунический шрифт.

По словам главного редактора журнала о субкультурах moloko plus Павла Никулина эти сообщества имеют отношение к ультраправым околофутбольщикам.

Павел Никулин, главный редактор moloko plus:

— Околофутбол — это всё, что связано с поддержкой футбольных команд. Часть жизни этих людей завязана на драках с оппонентами. Не берусь судить, что тут важнее: игра или драка.

Часть футбольных фанатов придерживается правых взглядов, они дерутся не только с другими болельщиками, но и с антифой. И вообще любят драться.

Не знаю, откуда точно появилось выражение «поясни за шмот», но его используют, чтобы спросить, почему человек одевается определенным образом, а потом его за это побить.

По словам Никулина, кресты, которые участники используют в названии пабликов, относятся к движению «Стрэйт-эйдж», которое изначально не имело отношения к правым идеям. Рунический шрифт относится к атрибутике правых сообществ. «Это такое заигрывание с язычеством. Большая часть правой идеологии завязана на неоскандинавское язычество»», — поясняет Никулин.

По его словам, нынешние группы нельзя назвать новой субкультурой: они копируют ценности правых и околофутбольных сообществ, существующих уже давно так, как их понимают. При этом школьники, которые транслирует эти взгляды, уже могут и не придерживаться никаких идеологий.

Павел Никулин, главный редактор moloko plus:

— Очевидно, что люди, которые в 25 лет едут на другой конец города драться, не так воспринимают реальность, как 15-летние. Условно, 13-летние могут не понимать все эти приколы про «поясни за шмот».

И если в пабликах «ВКонтакте» один человек бьет другого из-за того, что тот в какой-то «неправильной одежде», то они могут скопировать поведение и побить кого-то за неправильно подвернутые джинсы, совершенно не вкладывая в это никакой политики.

В разговоре с «Бумагой» один из администраторов паблика «Модники Питера», схожей по тематике с «Отжатым шмотом», где публиковались видео с избиениями петербургских подростков, отрицает, что сообщество относится к радикальным и политическим движениям.

— Мы не несем цели кого-то оскорбить или унизить, мы лишь показываем пример того, как за три года поменялась мода молодежи и как стала популярна одежда, так скажем, офников, правых, антифы, — сказал админ сообщества.

На вопрос о том, зачем публикуют посты, в которых призывают «обоссать» подростков, администратор сказал, что «цель автора поста была явно показать, что те, кто на фотографиях, позиционируют себя с плохой стороны, но сделал в очень грубой форме».

Администратор сообщества ✖️ULTRAPIR✖️, где также публикуются видео драк, пояснил «Бумаге», что паблик «нейтральный» и каждый из болельщиков придерживается своих взглядов. Он отметил, что «сообщество и кежуальное (кежуалы — те, кто придерживаются актуальной моды — прим. «Бумаги») , и околофутбольной, болельщиков немереное количество»:

— Вообще, за вещи берут спрос, только если они не оригинальные (такие вещи называют «паль» — прим. «Бумаги»), за это могут спросить на улице. Если оригинальная вещь бренда, то вопросов никаких не должно быть. [Паль] считается зашкваром, потому что [те, кто ее носит], позорят бренд одежды, показывают себя некими фанатами, не придерживаются правил околофутбольных болельщиков.

«Бумага» также поговорила со школьником, который, по словам родителей, был админом паблика «Отжатый шмот», и попросила рассказать про сообщества подобной тематики.

По словам подростка, эти паблики носят «юмористический характер». По его словам, ссылки на профили знакомых и друзей в них кидают «для прикола».

Он отрицает, что тех, на профили которых кидают ссылки, действительно бьют.

Источник: https://paperpaper.ru/fights/

Праворадикальные молодежные движения в Санкт-Петербурге

Правый берег что за группировка

В настоящее время происходит изменение в политическом балансе страны. Лагерь оппозиции начинает склоняться в сторону радикализма. Вследствие краха коммунистических идей, а также разочарования в ценностях демократической альтернативы образовался идеологический вакуум.

Радикальные организации пытаются занять эту нишу. Среди молодежи происходит разочарование в реформаторских изменениях. Нарастает желание покончить с хаосом и анархией и установить порядок в стране.

Доступные и твердые идеологические принципы радикалов различной политической ориентации подталкивают разнообразные социальные группы молодежи принимать националистическую и державную идеологию.

Их привлекательность создается высокой степенью активности, неординарным ведением пропаганды среди молодежи, четкой координацией действий в некоторых регионах страны с выходом за рубеж.

Хотя в настоящее время активных радикалов способных на решительные действия немного, но по разным опросам и оценкам националистически настроенная молодежь и люди среднего возраста, придерживающихся этих настроений, составляют от 25% до 40% тех, кто придерживаются националистических взглядов.

«Бондхеды», как относительно многочисленное националистическое политизированное молодежное движение, бесспорно, привлекательны для праворадикальных политических сил.

Различные партии и лидеры постоянно пытаются опереться на «бондхеды» как на свою социальную базу, расценивая их как “штурмовиков нашего времени”. Однако готовность к сотрудничеству со стороны самих бритоголовых низка. Партийная дисциплина и идеологические тонкости чужды несдержанным подросткам.

Поэтому, несмотря на все попытки, не существует и единой (“зонтичной”) организации самих «бондхедов» хотя бы на межрегиональном уровне.

Хотя активисты скин-движения с готовностью принимают помощь со стороны националистических партий и движений в организации концертов, издании журналов, аренде помещения для спортзала, как правило, почти никакого политического капитала и многочисленного актива лидеры партий с этого не имеют.

В правоэкстремистские организации Петербурга легко вербуется молодежь. Причиной данной тенденции является сложная социальная и экономическая обстановка в стране.

Социологические опросы показывают, что нарастает тенденция различных социальных групп молодежи к установлению «диктаторского режима», чтобы в стране было покончено с хаосом и анархией. Общая положительная реакция составляет 34%.

Потребность широких масс молодежи в улучшении своего социального статуса, является фактором, способствующим успеху радикальных сил левого и правого толка.

Говоря о «кожаных затылках», необходимо отметить, что это не случайное и не вдруг появившееся явление. Необходимо затрагивать глубокие пласты социальной жизни.

«Бонд – банды» рождаются не на пустом месте, а вследствие тех противоречий, которые существуют в нашем обществе.

В первую очередь – это неблагоприятная криминогенная обстановка, в обществе с крупными упущениями в идеологии с воспитанием законопослушного человека. Процесс развития правых радикальных группировок можно разделить на 3 этапа:

На первом этапе микробы фашизма появились в России в конце 70-х годов, имело место увлечение рок-музыкой, которая пропагандировала насилие и превосходство одних наций над другими. В дальнейшем активность таких группировок спала.

Но на втором этапе развития в конце 80-х годов ядовитые семена национализма дали всходы. Начали формироваться группы, пропагандирующие фашистскую идеологию.

Некоторые из участников этих сборищ вошли в фашистские организации, сформировавшиеся в рамках неформального движения протеста.

Разделение произошло на группы, пропагандирующие монархические умеренные взгляды с элементами национальных традиций, а также группу, подражающую традиционному фашизму.

В середине 90-х годов на заключительном третьем этапе произошел процесс формирования современных структур праворадикальной ориентации. Они образовались на базе выходцев из реакционно-националистического крыла различных организаций патриотической ориентации.

За основу идеологии была взята фашистская литература («Майн Капф», «Мифы 20 века» Розенберга). Однако в условиях антифашистского иммунитета общества тяга к немецкому фашизму была невыгодна.

И за основу были взяты националистические российской эмиграции, а также некоторые расистские идеологические устои – в первую очередь, это ненависть к инородцам.

Количество воинствующих расистов с бритыми затылками постоянно увеличивается – эта молодежная культура сейчас переживает стадию роста. Заметно сближение скинов с многотысячной армией фанатов.

На стадионах руководителями этих образований отрабатываются элементы националистической пропаганды всеми доступными средствами, а также обучение тактике ведения уличных боев с враждебными молодежными группировками (панками, тинейджарами и т.д.).

Сегодня в России существует два главных направления в деятельности правых радикалов:

Западническое – в их символике главное место занимает кельтский крест (крест в кругу), косой конфедералистский крест и свастика, в обиходе аббревиатура «88» (по порядковому номеру «Хайль Гитлер») или не расшифровывающиеся знаки типа «ЗОГ» («сионистский оккупационный режим»). В одежде используется стиль стран НАТО (камуфляж, военные ботинки, куртки бомбер). Имеется собственные печатные издания «Уличный боец» и др.

Наибольшее количество «кожаных затылков» западной ориентации сконцентрировано в Москве, где имеется две крупнейшие организации – «Московский скинлегион» и филиал международного объединения «Кровь и честь», которые насчитывают несколько сотен постоянных членов. И стремятся показать свою принадлежность к международному нацизму, приглашают иностранные музыкальные коллективы, играющие в стиле панк-рока, участвуют в деятельности интернациональных объединений неофашистов, постоянно поддерживают связь по Интернету.

Основу западнического направления составляют: «Национальный фронт», «Праворадикальная партия», «Фронт национал – революционного действия», «Новые русские фашисты», «Национал – социалистический союз» и другие мелкие группы. Данные организации полностью копируют фашистскую символику в стиле международной организации бритоголовых «Белая сила».

Традиционное – националистические организации ориентируются на различные монархические и национально-патриотические идеи. Его последователи занимают более влиятельное положение, чем «западники».

Они избегают названия фашизм, делают упор на идею самобытного развития России.

К этому направлению можно отнести: «Партию свободы», «Русское национальное единство», «Народно – национальный союз», «Национально-республиканскую партию России», «За Русь Святую», «Народно-патриотическую партию России», «Народную волю» и др.

Традиционалисты не отстают от своих оппонентов. Под их эгидой издается журнал «Под ноль», газета «Штурмовик». При молодежном отделении в некоторых движениях существуют специальные команды «штурмовиков». Состоящие исключительно из «бондхедов».

Это направление для «кожаных затылков» создало собственную музыкальную субкультуру скинхедов. В своих песнях они призывают своих поклонников готовить новую революцию, чтобы создать новое общество яростных воинов, ликвидировать мироустройство рабочих и крестьян, а также ликвидировать демократическое общество подонков и трусов.

Тем не менее, оба направления связаны общностью своего идеологического содержания.

Молодежные группировки праворадикального направления имеют свой механизм формирования, где фиксируется своя иерархия, и субкультура делится на примыкающих, которые посещают различные «бондхедовские» сборы. Активисты тщательно следят за соответствующим внешним видом, готовятся к различным уличным потасовкам.

Вожди входят в совет движения и представляют элиту, и редко посещают сборища своих соратников, хотя жестко руководят движением. Их подчиненные закреплены за командирами, бригадирами, колоннами. Команды объединяют в себя 5-10 человек, тесно связанных между собой, в бригаду вливается несколько команд.

Колонна в себя собирает несколько бригад.

Их главными лозунгами являются «Власть белых», «Чистота веры и чистота крови». В обучении молодежи используется «Хрестоматия немецкой молодежи», изданная в 1938 году для гитлерюгенда.

Еженедельно проходят так называемые рейды по заранее отработанным маршрутам, группы из 15-30 штурмовиков, охотятся за инородцами. Множество нападений остаются латентными, потому что нередко потерпевшие проживают на территории России незаконно.

Можно провести своеобразную классификацию «бондхедов» по целевым асоциальным назначениям (хотя все эти направления имеют общий элемент – «хулиганствующего сообщества»):

· публично-политическим;

· криминально-андеграундным;

· клубным.

Источник: https://cyberpedia.su/10xd61e.html

Разговор с подростком #1: левые, правые, модники и драки

Правый берег что за группировка

Идея этой статьи назревала в «Голосе поколения» давно — с тех пор, как мы начали изучать поколение Z, очень многие их привычки, интересы и увлечения мы проецировали на себя. Например, когда писали про сленг, вспомнили немало выражений и жаргонизмов из своего юношества.

В какой-то момент речь зашла о разборках и драках: когда гопники «прессовали» за широкие штаны, когда рокеры дрались с рэпперами, фанаты «Спартака» схлёстывались с зенитовцами, а скинхеды охотились за антифашистами.

Решили изучить уличные конфликты поколения Z и наткнулись на интересную тему.

Почему некоторым подросткам опасно носить определённые марки одежды? Кто такие левые, правые, офы и модники? Если мы чего-то не знаем о подростках, мы идём к ним и спрашиваем. Так и сделал один из журналистов «Хвоща», который обо всём расскажет далее.

Поясни за шмот?

Девятиклассник Олег предложил встретиться на фудкорте одного из местных торговых центров. Сказал, что всё равно большую часть времени тусуется именно там. Прихожу к назначенному времени, меня встречает высокий, спортивного сложения парень, коротко стриженный, в кедах, подвёрнутых узких штанах и парке.

Сфотографировать себя не разрешил и попросил не называть фамилию и город, сказал, что «в движении не поймут». На вопрос, в каком движении, Олег удивлённо посмотрел на меня и сказал, что это всё напрямую связано с нашим разговором, школьник был уверен, что я знаю хоть что-то. Поэтому решили разбираться с самого начала.

— Олег, расскажи, что в итоге за история с одеждой? Почему сейчас можно получить в лицо не за то, как ты выглядишь, а за то, какие бренды носишь?

— Есть бренды, которые имеют право носить только представители определённого движения. Например, правые гоняют на Fred Perry, Stone Island, Martens, Lonesdale…

— А кто такие «правые»?

Здесь Олег ненадолго задумывается. Скорее всего, он не раз объяснял тонкости идеологии движения, но сложилось впечатление, что пока сам плавает в терминах.

— Ну…это боны, например.

— То есть, неонацисты и националисты? Бон — это же сокращённое от bonehead, так скинхеды называли неонацистов, копирующих их стиль, правильно?

— Да, в целом так и есть, но ещё на таком шмоте гоняют ультрас и ещё офники, это околофутбольные хулиганы. Если ты бон, то ты в движении правых, а если ты не в движении и носишь такой шмот — то ты **** (чёртов) модник, таких не уважают и **** (бьют).

Футболка Fred Perry. Фото Housing Works Thrift Shops/CC BY-SA

— Ну то есть ты, получается, неонацист, если считаешь себя боном? Вот у тебя на заставке на телефоне, как я вижу, кельтский крест, наверное, спокойно постишь в соцсеточках картинки со свастиками?

Олег немного смущается, видно, что со взрослым ему об этом разговаривать очень неловко.

— Ну…Я действительно не очень люблю **** (нерусских), а левые — это антифа, они шафки. Шафками их называют от слова «антифашист». Это наши идеологические враги, поэтому если бон видит шафку, то драки не избежать.

— Окей, в идеологии разобрались. Но что значит фраза «поясни за шмот?»

— Ну смотри: вижу я, допустим, чела, который стоит в мартенсах, стониках (Stone Island — прим. авт.), футболка Фред Перри, ну короче на стиле.

Я к нему подхожу и говорю: «поясни за шмот», то есть он должен пояснить, какое он имеет право носить такую одежду — в движении ли он или просто модник, то есть гоняет в таком шмоте просто так, потому что подражает правым или просто хочет ***** (выпендриться). Я могу у него спросить, шафка он или бон, что-то про идеологию, про левых или правых.

Если он ничего этого не знает, или сразу начинает очковать, съезжать с темы, типа «мама подарила» или «просто так купил», то он сразу получает по **** (лицу). То же самое касается подворотов на штанах и милитари стиля в одежде — за камуфляж тоже надо пояснять, это стиль движения.

С опаской кошусь на подвороты на своих джинсах.

— Да не, у тебя не такие. Да и ты не модник, у тебя вещи обычные, модника всегда видно. Кстати, когда они говорят, что носят такую одежду просто так и не знают, что она обозначает, они **** (врут), каждый второй подписан на правые паблики ВК, просто очкуют отвечать за шмот, потому что не шарят в идеологии.

Подвороты и Martens (слева). Придётся пояснять. Фото – .

— Ладно, с этим всё понятно. А расскажи про паль-патрули? Это что?

— Это люди, которые следят, чтобы шмот носили правильный, а не китайскую *** (фигню). Например, вижу я пацана в стонике, подойду, проверю бирку — такая куртка стоит почти 90к, он явно купил подделку для понта, а это в движении не приветствуется.

Ещё есть те, которые специально покупают стониковские пэтчи на рукав и цепляют их на небрендовые китайские шмотки — они за этот пэтч даже пояснить не могут, как правило.

Если лох не пояснил за шмот, его не только **** (бьют), но и шмот могут забрать: мы один раз у такого взяли его мартенсы (обувь Martens — прим. авт.) и выкинули в урну.

— Олег, то есть, если всё это подытожить: определённые бренды можно носить только в том случае, если ты не просто знаешь идеологию движения, которому эти бренды «принадлежат», но и сам её придерживаешься? Что если мне просто нравится Fred Perry, например?

— Ну нравится — купи, только не свети, когда носишь, или будь готов пояснять. Ты же не будешь носить футболку «Спартак», если вообще в футболе не шаришь. Также и здесь, если ты не в движе, не покупай эти бренды, не будь модником.

После нашего интервью Олег пожал мне руку и подошёл к компании парней, одетых примерно также, как он: все коротко стриженые, с дерзким взглядом и в спортивной одежде. Олег рассказывал, что его «пацаны» собираются на этом фудкорте и иногда высматривают «модников», которые выходят из бутиков торгового центра.

фото: Группа ВК Zaruba (.com/zarubaof)

Удивительно, как обычные на первый взгляд бренды перекочевали в идеологические стычки. (Вот, например, очень крутая история про Stone Island, а на канале Москва 24 про это даже сделали целый спецрепортаж).

Когда мы начали изучать эту тему и читать серьёзные форумы и сайты, то выяснили, что у более взрослых представителей «движений» совсем другие взгляды на проблему: как правило, «пояснять за шмот» считается несерьёзным и второстепенным, а на первом плане стоят именно идеологические стычки.

Но подростки, как считают их взрослые «соратники», таким образом пытаются причислить себя к участникам движения, совершить некий «поступок», который, по их мнению, пойдёт движению на пользу. В общем, если у вас есть дети подросткового возраста, присмотритесь к брендам, которые они носят, возможно, узнаете много нового и отрастите свой хвощ.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и получайте ещё больше новостей про удивительный мир поколения Z. И 4 секунды милоты по теме.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab372827ddde82aacdc33d9/razgovor-s-podrostkom-1-levye-pravye-modniki-i-draki-5ac787f94bf161ef0d73e130

Правый берег Невы

Правый берег что за группировка
?

z_laya (z_laya) wrote,
2016-04-16 22:10:00 z_laya
z_laya
2016-04-16 22:10:00 Category: Выбралась сегодня в ещё один район, который давно собиралась исследовать. Для меня Правый берег всегда был одним большим “белым пятном”, как и Север.

Но если в последнее время, в основном благодаря тому, что я работаю на севере города, эти места стали слегка приоткрываться мне, то Правобережье по-прежнему “терра инкогнита”. Хотя в своё время я прочла немало книг, посвящённых Питеру и его истории, о Правобережье там говорилось вскользь и чуть ли не скороговоркой.

Собственно пешая часть маршрута у меня была короткой – небольшой отрезок Октябрьской набережной от Володарского моста до Промзоны на Октябрьской наб.104.Кому интересно – прошу под кат))) Итак, вернувшись, я подняла источники, порылась в книгах и в сети. И вот что узнала.

Ещё во времена Великого Новгорода на Правом берегу Невы существовало несколько поселений, границы которых сейчас определить довольно трудно. Земли эти в конце Х века отходят к Спасскому Погосту Водской пятины, а потом к Орешковской волости всё того же Великого Новгорода.

Первые достоверные сведения о существовавших на Правом берегу Невы селениях относятся к 1500 и 1573 годам. Это так называемые переписные и Обыскные книги. По ним взимались подати в казну. Деревушки были маленькие – 2-3 двора, что было довольно обычным явлением в те времена. Нередко деревни состояли и из одного двора вообще.

Так в переписной книге знаменитой боярыни Морозовой упоминается более 700 деревень, большинство из которых были однодворными. Это для примера. Итак, Правый берег Невы в XVI веке имел такие деревни:

Дубок Верхний – в начале современной Октябрьской набережной.

Рог – Примерный адрес Октябрьской набережной
Марковская (по шведской карте 1676 года – Marskie – by) – на территории современного грузового речного порта;
Борисковичи – на Неве (Boreskowitz – by по карте 1676 г.) – на месте современной территории комбита тонких и технических сукон им.Тельмана (Октябрьская набережна, 50).
Глезнёво (Classdoba) – у Володарского моста, а также несколько деревень в устье реки Утки. Деревеньки были населены русскими, занимавшимися хлебопашеством и рыбной ловлей. Однако после того, как в 1617 году по Столбовскому миру эти земли отошли к Швеции, русское население покинуло эти места, а ни их место шведы переселили финнов. Потому что вдруг обнаружили, что захватили огромные территории, на которых практически никто не живёт. Русские, правда, в Приневье остались, но их количество сократилось. К тому же русское православное население шведы всячески третировали и дискриминировали по религиозному признаку, так что многие бежали в Россию и поток беженцев не иссякал. Но задержались шведы в этих краях недолго – в 1703 году Пётр Первый взял Ниеншанц и на вновь отвоёванных землях основал Петербург. В 1711 году Правобережье включили в состав Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии (с 1708 по 1710 года губерния именовалась Ингерманландской). Через полвека, согласно указу Екатерины II, Правый берез оказался разделённым между Петербургским и Шлиссельбургским уездами. В 1848 году участок севернее Новосаратовской колонии до Малой Охты был включён в состав Полюстровской волости Санкт-Петербургского уезда. Такое положение сохранилось до 1917 года. С 30-х годов XIX века властями осуществлялись попытки установить пожарный, санитарный и полицейский надзор над окраинами города. Но только 8 июня 1871 года комитетом Министров утверждено решение, по которому в окрестностях города, поделённых на 4 полицейских участка – Шлиссельбургский, Петергофский, Полюстровский и Лесной была образована постоянно действующая пригородная полиция.С того момента жители Правого берега впервые смогли официально сказать, что живут в окрестностях Петербурга.Тогда же появилась общая для всех здешних селений нумерация домов по набережной (или дороге) Правого берега Невы. По переписи тех лет на всём участке, включая Новокаратовку, насчитывалось 211 домов, почти сплошь – деревянных. Но на хозяйственное обустройство новых территорий у властей денег не было. А положение на пригородном Правом берегу было таково:- освещение практически полностью отсутствовало.- дорог хороших не было, единственная приличная дорога на протяжении 3 вёрст была в Новосаратовке (её можо вдеть и сейчас).- отсутствовала железная дорога.- каменных строений было мало. Таким образом вопрос о присоединении Правого берега к городу в хозяйственном отношении был забыт на долгие годы.Под названием Правый берег в разные годы существовало от 3 до 7 селений, чёткой границы между которыми не было. Помимо вышеупомянутых, существовали:-Клочки-Киновия Александро-Невского монастыря-Весёлый Посёлок-Малая рыбацкая слобода (гнилая Рыбацкая слобода)-Сосновка- Уткина Заводь- Новосаратовка Это предыстория. нынешний Правый берег входит в состав Невского района Санкт-Петербурга. Река Нева делит Невский район на две части – Левобережную и Правобережную. Левобережная часть издавна была более устроена и заселена, она лучше была связана с центром города – от Александро-Невской Лавры по нынешнему проспекту Обуховской обороны, называвшемуся тогда Шлиссельбургским трактом, ходил паровик. Что и не удивительно. Исторически левый берег Невы начал заселяться раньше. На левом ее берегу находятся исторические местности Щемиловка, Смоленское, Белевское поле, Александровка, Мурзинка, Усть – Славянка, Рыбацкая. На правом берегу Невы расположены Веселый Поселок, Сосновки, Станция Нева, Уткина заводь.

(Источник – http://www.peterburg.biz/nevskiy-rayon.html#ixzz460oaQbQR)

Правый берег был глухими выселками. Мостов через Неву не было. Сейчас их четыре:-Мост Александра Невского;-Финляндский железнодорожный мост;- Володарский;-Вантовый, или Большой Обуховский.Кроме Вантового все остальные мосты разводные. Плюс метро. Правобережная линия открылась в конце 80-х годов ХХ века. Хотя застраиваться Правый берег Невы начал уже в 20-х годах прошлого века, по Генеральному плану 1925 года. Согласно ему на правом берегу должны были располагаться жилые районы, а левый берег должен был оставаться промышленным. Первый участок набережной (от Финляндского железнодорожного моста до Володарского моста) был построен в 1932—1939 годах. В 1957—1959 годах соорудили ещё один участок — до ГЭС-5 «Красный Октябрь» (сейчас — Правобережная ТЭЦ).Всё это время магистраль носила название набережной Правого берега реки Невы. Однако в 1973 году её переименовали в честь Октябрьской революции. Так что цель моего путешествия – жилой городок на Октябрьской набережной – это памятник того времени.Однако, начну по порядку. на метро я решила не ехать, а потому вышла на Краснопутиловскую улицу, села на 72 автобус, доехала до пл. Конституции, где пересела на 27 троллейбус. Когда-то этот маршрут ходил и по Краснопутиловской тоже -от Круглой пл., но потом какие-то умники его сократили. И теперь он ходит от пл. Конституции. Это один из самых длинных троллейбусных маршрутов в Питере. Он связывает почти все южные районы – Кировский, Московский,Фрунзенский и Невский. Идёт он до ст. Нева – до виадука на Народной, от которого начинается Мурманское шоссе. на 27 я переехала Володарский мост и вышла сразу за ним. Моей целью был, как я уже сказала, жилой городок на Октябрьской набережной.Идти решила дворами – по набережной слишком шумно и пыльно. За современными жилыми домами мне попалась вот эта церковь”Отлично!” – подумала я, – “Зайду-ка! Заодно узнаю, что это за храм!”Но меня ждало разочарование. Церковь оказалась не действующей, на куполах не было крестов, а я это не заметила сразу. Да и территория вокруг неё была огорожена.Прекрасное здание в псевдорусском стиле. Адрес – Октябрьская наб.72. И только придя домой я с удивлением узнала, что это вовсе не храм, а особняк А.В. Чернова!!! Построен в в 1891—1893 годах, архитектор А. И. фон Гоген при участии А. И. Кузнецова. Вот те раз! А посмотреть – ну церковь и церковь… Вокруг здания расположен обширный парк. Попасть на территорию, насколько я поняла – невозможно, к тому же она охраняется собаками. В свободное от охраны время собаки ловят ворон. И довольно успешно. Как раз, когда я изучала через решётку особняк, собаки трепали пойманную ворону. Придя домой, я пошерстила интернет и вот что мне удалось узнать про этот особняк:Второе название – усадьба Сосновка. В настоящее время в здании расположено некое НПО “Даймонд”. Усадьбу со всех сторон окружают современные жилые дома. Больше мне ничего выяснить не удалось, так что буду благодарна за дополнительные сведения. А я двинула дальше. Шла, как уже говорила, дворами. По набережной слишком шумно и пыльно. А вот дворы – чистые и довольно тихие. Дома в основном – панельные пятиэтажки 70-80-х годов.Разгромленный детский садик. За ним, собственно, и начался жилой городок. Официальный адрес – октябрьская наб. 90-96. Жилмассив для рабочих ГЭС №5. Она же Правобережная ТЭЦ.Построен в в 1926-1927 гг. Архитекторы Г.Д.Гримм и В.А.Альванг. Типичный памятник архитектуры конструктивизма, популярного в 20-первой половине 30-х годов ХХ века.Покраска домов восстановлена историческая, характерная именно для конструктивизма. Хотя балконы не совсем конструктивистские. Не знаю, как там внутри, но дворы чистые, возле домов детские площадки, много детей, рядом с домами стоят хорошие машины, в окнах стеклопакеты.
Вид на Неву. Общий вид городка навевает ассоциации со Скандинавией. Я по ней поездила и вобщем знаю тамошний архитектурный стиль. Да и конструктивизм у скандинавов тоже в почёте был, только назывался функционализм. Набережная. Впереди по ходу видны кубические корпуса ТЭЦ, она же ГЭС-5 (что означает “Государственная электростанция”, а вовсе не “гидроэлектростанция”), для рабочих которой и был построен городок. Кто сейчас там живёт – не знаю. Возле набережной ошвартованы пассажирские теплоходы – там Речной порт. Впереди виден Вантовый мост.Чуть дальше по набережной – красивая башенка в средневековом стиле. Возможно – водонапорная башня. Хотя некоторые источники утверждают, что это – пристрельная башня Александровского завода, который находился на другой стороне Невы. По ней настраивали прицелы орудий. Вот умели раньше даже самые утилитарные вещи делать красиво!
За башенкой стоял вот такой особнячок, видимо, административный корпус какого-то предприятия, снова навеявший мне мысли о Скандинавии. Рядом была автобусная остановка, где я села на автобус №4, доехала до м. “ул. Дыбенко” и на метро вернулась домой. Питер, Фотки

Источник: https://z-laya.livejournal.com/832668.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.