Пределы установления сроков исправительных работ

Исправительные работы

Пределы установления сроков исправительных работ

Исправительные работы — привлечение виновного к труду с удержанием из его зарплаты части в пользу государства. Это один из видов наказания за уголовные преступления, предусмотренные статьей 44 Уголовного кодекса.

Статья 50 «Исправительные работы» УК РФ гарантирует осужденным отработку наказания по основному месту жительства. Исправительные работы в административном праве не предусмотрены.

За правонарушение судья может назначить обязательные работы.

Что такое исправительные работы

Исправительные работы являются видом наказания за уголовные деяния. Регулируется назначение наказания Уголовным Кодексом РФ, применения — Уголовно-исполнительным кодексом.

В статье 50 Уголовного кодекса предусмотрено отбытие наказания на официальном месте службы, с удержанием из заработной платы суммы, установленной судом. Для безработных место «отработки» определяют органы местного самоуправление и согласуют его с уголовно-исполнительными инспекциями.

Порядок исполнения работ регулируется главой 7 Уголовно-исполнительного кодекса. Согласно статье 40 УИК в период санкции сотруднику запрещается увольнение по собственному желанию, а также вменяется в обязанность добросовестное отношению к труду, которое контролируется соответствующими инспекциями.

В случаях, когда суд назначает исправительный труд гражданину, не имеющему постоянного места службы, виновный не вправе отказываться от предложенных ему властями видов работ.

Исправительные работы в административном праве

В российской системе административного права не предусмотрено применение санкций за правонарушение в виде исправительных работ. Назначение исправительного труда за административные правонарушения существовало в СССР. Тогда из зарплаты виновного в нарушении закона вычитали до 20% от заработка.

В России в качестве административного взыскания могут применяться не исправительные, а обязательные работы.

Эта форма взыскания за правонарушения была введена в 2013 году Кодексом об административных правонарушениях. Статья 32.

13 КоАП дает разъяснения, что в отличии от исправительного труда, обязательная трудовая деятельность выполняется правонарушителем в свободное от основной трудовой деятельности время.

Согласно пункту 2 статьи 32.13 вид труда, который будет выполнять провинившийся, определяют органы местного самоуправления, с учетом навыков правонарушителя.

Обязательная трудовая деятельность также назначается в уголовных делах. Ее применение регулируется статьей 49 Уголовного кодекса.

Кому не могут быть назначены

Исправительным работам не подлежат лица первой группы инвалидности и беременные, а также матери детей до 3 лет. Согласно пункту 5 статьи 50 Кодекса уголовных нарушений, военным, проходящим обязательную службу в армии или контракту, при условии, что они полностью или частично не отслужили срок по призыву, не могут быть назначены исправительные работы.

Список лиц, к которым нельзя применить привлечение к обязательному труду в качестве санкций за административный проступок, закреплены статьёй 3.13 Кодекса об административных правонарушениях. Это: беременные, матери детей до 3 лет, военнослужащие, инвалиды 1 и 2 группы, а также сотрудники имеющие специальные звания СК, МВД, нацгвардии, ФСИН, пожарные и таможенники.

Как суд устанавливает сроки исправительных работ

Суд устанавливает сроки исправительного труда руководствуясь положениями Уголовного кодекса: их длительность может составлять от 2 месяцев до 2 лет.

Исправительные работы назначаются только в качестве основного наказания.

Исправительные работы могут быть назначены судом виновному по статье 213 «Хулиганство» на срок от одного года до двух лет. Незаконный вылов рыбы на охраняемых природных объектах также может быть наказан исправительными работами на срок до 2 лет.

Статья 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» предполагает исправительный труд для взяточника, получившего менее 10 тысяч рублей, на срок до 3 лет. Разглашение тайны усыновления также может караться исправительным трудом до 1 года.

Засчитывается ли отпуск в срок

Согласно пункту 6 статьи 40 Уголовно-исполнительного кодекса, ежегодный 18-дневный отпуск предоставляется виновному только по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Дополнительные виды отпусков, предусмотренные Трудовым кодексом, дополнительный оплачиваемый отпуск по учебе, за свой счет, декретный и по уходу за ребенком предоставляется осужденным сотрудникам на общих основаниях в рамках трудового законодательства.

Согласно пункту 3 статьи 42 Уголовно-исполнительного кодекса, период времени, когда виновный в уголовном деянии не осуществлял трудовой деятельности не входит в срок исправительного труда.

В случаях необходимости оформить декретный отпуск, осужденная обращается в суд с ходатайством об отсрочке на данный период.

Ответственность за уклонение от исправительных работ

За уклонение от исправительных работ предусмотрена ответственность от вынесения предупреждения до замены на срок лишения свободы. Также санкции предусмотрены за нарушение порядка и условия отбытия данного вида мер, применяемых за уголовные деяния противозаконного характера.

Статья 46 Уголовно-исполнительного кодекса за неявку на работу без уважительных причин в течение 5 дней предусматривает вынесение предупреждения о возможном изменении вида санкций. Аналогичные меры применяются к виновным в нарушении закона, приходящим на работу в состояние опьянения. Инспектор может обязать осужденного являться в государственный орган для отметки 2 раза в месяц.

Когда преступник скрывается, не оповестив об этом инспектора, его объявляют в розыск с возможным задержанием на двое суток. Арест по данному факту может быть продлен до 30 дней.
Лицам, приговоренным к работам и злостно уклоняющимся от них, по решению суда изменяется форма наказания на принудительные работы и реальное лишение свободы.

Статья 53.1 Уголовного кодекса закрепляет применение принудительных работ для приговоренных к заключению на срок до 5 лет. В отличии от исправительной трудовой деятельности, принудительная отбывается исключительно в местах, которые определяют органы уголовно-исполнительной системы.

Когда возможна замена исправительных работ на лишение свободы

Пункт 5 статьи 50 Уголовного кодекса предусматривает замену исправительных работ на лишение свободы при злостном уклонении виновного от назначенной меры наказания. Расчет срока лишения свободы осуществляется по соотношению три дня исправительных работ — один день лишения свободы.

Таким образом, приговоренный к 1 году исправительной трудовой деятельности по статье хулиганство, при злостном уклонении, может отправиться в тюрьму на 122 дня.

Замена наказания исправительными работами

Замена наказания исправительными работами осуществляется на основании статьи 80 Уголовного кодекса, которая закрепляет возможность замены оставшегося срока наказания более мягким. Статья 44 УК РФ классифицирует виды наказания по степени их строгости: от штрафа до смертной казни, на которую наложен мораторий.

Замена вида наказания осуществляется судом на основании ходатайства. Судебный орган для определения наказания руководствуется пунктом 2 статьи 80 УК.

Замена происходит только после отбытия части срока реального лишения свободы.

Для того чтобы заменить тюремный срок исправительными работами за деяния средней тяжести необходимо отбыть не менее одной трети реального срока, за тяжкие преступления — не менее половины. Пересмотр вида наказания для приговоренных по особо тяжким преступлениям возможен только после отбытия двух третей лишения свободы.

При изменении вида наказания суд учитывает характеристики, даваемые осужденному администрацией исправительного учреждения, поведение, отношение к труду, а также факт возмещения причиненного ущерба его деянием.

Отдельно законодатель рассматривает изменение вида наказания при совершении преступлений в области сексуальной неприкосновенности.

При нарушении закона в данной области минимальный срок отбытия наказания должен составлять не менее четырех пятых.

А в случаях нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних, педофилии, суд учитывает применение принудительных медицинских процедур по отношению к преступнику.

Источник: https://vitlprav.ru/ugolovnoe-pravo/ispravitelnye-raboty/

Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах

Пределы установления сроков исправительных работ

Как исчисляется срок исправительных работ?

Началом срока отбывания наказания является день выхода осужденного на работу. В срок наказания входит только то время, когда осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, т. е.

в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не работал даже по уважительным причинам.

В срок наказания засчитывается и время содержания под стражей — один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.

Осужденный обязан отработать не меньшее количество рабочих дней, чем приходится на данный месяц, поэтому отбывание наказания продолжается до полной отработки положенного количества рабочих дней. Сверхурочная работа в срок не засчитывается и удержания с этого заработка не производятся.

Каков порядок исполнения исправительных работ?

Наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Осужденные привлекаются к отбыванию наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

После получения распоряжения суда с копией приговора инспекция направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию.

В день явки в инспекцию осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, и другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за исполнением осужденным требований приговора.

Осужденный ставится на учет, у него отбирается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за уклонение от отбывания наказания, и выдается предписание для отбывания исправительных работ. На каждого осужденного инспекция заводит учетную карточку, в которой ведется учет отработанного им времени, заработной платы и произведенных из нее удержаний.

В целях контроля за поведением осужденных инспекция ежеквартально: с участием сотрудников органов внутренних дел осуществляет проверки осужденных по месту жительства и в общественных местах; проверяет осужденных по специальным учетам органов внутренних дел с целью выявления новых правонарушений; направляет в орган внутренних дел списки осужденных, поставленных на учет в инспекции.

При необходимости инспекция может обязать осужденного до двух раз в месяц являться для регистрации. В этом случае выносится постановление, которое объявляется осужденному под расписку, и заполняется регистрационный лист. В случае неявки осужденного по вызову или для регистрации без уважительных причин инспекция выносит постановление о приводе и доставляет осужденного.

Отбывание исправительных работ прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые были внесены в срок наказания в соответствии с законом. Лица, отбывшие наказание, снимаются с учета и им выдается справка об освобождении.

Каковы обязанности администрации организации, в которой работает осужденный?

После постановки осужденного на учет инспекция направляет в организацию, в которой осужденный будет отбывать наказание, копию приговора суда и извещение, в котором администрация организации информируется о ее обязанностях в соответствии с законом.

Администрация организации, в которой отбывает наказание осужденный, обязана: правильно и своевременно проводить удержания из зарплаты осужденного и перечислять удержанные суммы в бюджет; контролировать поведение осужденного и соблюдение им условий отбывания наказания; уведомлять уголовно-исполнительные инспекции о поощрениях и взысканиях, примененных к осужденному, а также предварительно уведомлять о его увольнении или переводе на новую должность.

Администрация организации привлекается инспекцией к проведению с осужденными воспитательной работы. Администрация может самостоятельно в полном объеме применять меры поощрения и взыскания, предусмотренные трудовым законодательством.

Но поскольку некоторые нарушения трудовой дисциплины являются одновременно нарушением порядка и условий отбывания наказания, а поощрения помогают оценить степень исправления осужденного, администрация обязана сообщать об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Каковы условия отбывания исправительных работ?

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания; добросовестно относиться к труду; являться в инспекцию по ее вызову или для регистрации, сообщать в инспекцию об изменении места работы и жительства в течение 10 дней. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Из заработной платы осужденного производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

Удержания производятся со всей начисленной суммы, без учета налоговых и иных платежей, поэтому фактически общий размер всех удержаний может быть более 20%, но не может превышать 50% причитающейся к выплате зарплаты (при наличии нескольких исполнительных документов — 70%).

Удержания не производятся из пенсий, социальных пособий и выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы, за исключением пособий по безработице и страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

В случае ухудшения материального положения осужденный (или уголовно-исполнительная инспекция, или администрация учреждения, где осужденный отбывает наказание) может обратиться с ходатайством в суд о снижении размера удержаний из заработной платы (ч. 7 ст. 44 УИК РФ).

Осужденному запрещено увольнение по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Отказ в выдаче разрешения на увольнение может быть обжалован осужденным у начальника территориального органа ФСИН, в прокуратуре или суде. Для осужденных продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска уменьшена до 18 рабочих дней (ч. 6 ст. 40 УИК РФ).

В каких случаях осужденный признается злостно уклоняющимся от исправительных работ и каковы правовые последствия такого признания? ⇒

Источник: https://isfic.info/samet/funt39.htm

Проблемы применения правовых последствий уклонения от отбывания наказания

Пределы установления сроков исправительных работ

Частью 1 статьи 392 Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено, что вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Часть 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает обязанность осужденных соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Таким образом, одной из основных обязанностей осужденного является подчинение требованиям порядка и условий отбывания наказания, назначенного вступившим в законную силу приговором суда; невыполнение данных требований является основанием для юридической ответственности осужденного.

Соответственно, уголовный закон содержит группу норм,которые предусматривают правовые последствия уклонения осужденного от отбывания назначенного ему судом наказания. Отдельным проблемам применения таких норм и посвящена настоящая статья.

1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ изложил ч.5 ст.

46 УК РФ в следующей редакции: «В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса».

Помимо нарушения правил грамматики, связанного с тем, что в изложенной норме не указано, чем собственно заменяется штраф (видимо, «другим видом наказания»), применение этой нормы вызывает еще целый ряд вопросов.

Во-первых, почему основание для замены штрафа другим видом наказания именуется «злостным уклонением от уплаты штрафа». Ведь согласно ч.1 ст.

32 УИК РФ (в новой редакции) злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок. Действующее уголовно-исполнительное законодательство (ч.2 ст.

32 УИК РФ) предусматривает возможность применения взыскания в принудительном порядке только штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания.

Если же штраф назначен как основное наказание, простая его неуплата является основанием для замены штрафа более строгим видом наказания. Никакой «злостности» в поведении осужденного устанавливать не нужно. Соответственно, правильно было бы именовать данное основание просто «уклонением от уплаты штрафа».

Во-вторых, фактическое применение такой санкции возможно далеко не всегда, т.к. отсутствует вид наказания, которым можно было бы заменить штраф. Л.Л. Кругликов правильно отмечает, что санкции некоторых норм Особенной части УК РФ (ч.1 ст.174, ч.1 ст.

174-1, ч.1 ст.228-2) предусматривают только один вид наказания – штраф. Но дело далеко не только в этом. Нужно учитывать серьезные ограничения для применения подавляющего большинства основных видов наказания по кругу лиц (за исключением лишения свободы).

Так, исправительные работы согласно действующей редакции ч.1 ст.50 УК РФ не могут назначаться лицам, имеющим основное место работы.

Обязательные работы и ограничение свободы не назначаются инвалидам, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей до определенного возраста, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а ограничение свободы – также и лицам, достигшим общего пенсионного возраста, и несовершеннолетним (ч.4 ст.49, ч.ч.1 и 5 ст.53 УК РФ).

Меньше ограничений установлено для ареста (ч.2 ст.54 УК РФ), но и там они есть. Ситуация еще более осложняется тем, что такие виды наказания как ограничение свободы и арест до сих пор не применяются.

Таким образом, применительно почти ко всем преступлениям, за которые в УК РФ не предусматривается наказания в виде лишения свободы (а таких – не один десяток, например, предусмотренные ч.1 ст.115, ч.1 ст.116, ч.1 ст.118, ч.ч.1 и 2 ст.129, ч.ч.1 и 2 ст.

130 УК РФ), может возникнуть серьезная проблема, чем заменить ранее назначенный и не уплачиваемый осужденным штраф.

А если учесть, что возможности принудительного взыскания штрафа, назначенного в качестве основного наказания, действующий УИК РФ не предусматривает, создается ситуация фактической безнаказанности преступления.

С другой стороны, если санкция нормы Особенной части УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы, то во многих случаях суд будет вынужден в порядке замены штрафа назначать именно такое наказание. Представляется, что в дополнение к правилу, ныне изложенному в ч.5 ст.

46 УК РФ, необходимо предусмотреть возможность замены штрафа (независимо от содержания санкции соответствующей нормы Особенной части УК РФ) таким видом наказания как арест (одновременно, приняв меры к его скорейшему фактическому введению в действие).

При этом ограничения по кругу лиц, предусмотренные ч.2 ст.

54 УК РФ, не должны распространяться на назначение ареста в порядке замены штрафа (при назначении ареста беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, суд вправе отсрочить отбывание наказания в соответствии со ст.82 УК РФ).

В-третьих, ч.5 ст.46 УК РФ предусматривают замену штрафа другим видом наказания в пределах именно «санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Кодекса».В связи с этим возникает вопрос, должны ли при замене учитываться ограничения максимума назначаемого наказания, установленные нормами Общей части УК РФ(в частности, ст.ст.62,65 и 66).

Если исходить из буквального содержания ч.5 ст.

46 УК РФ, то такие ограничения приниматься во внимание не должны: например, если лицо было осуждено к наказанию в виде штрафа за покушение на кражу,совершенное с незаконным проникновением в жилище,и уклонялось от уплаты этого штрафа, при его замене суд вправе назначить срок лишения свободы, больший, чем 4 года 6 месяцев (три четвертых от максимального срока,предусмотренного в ч.3 ст.158 УК РФ).

Такое решение вопроса справедливо:выход за пределы допустимого максимума, исчисленного с учетом ограничений, установленных в Общей части УК РФ, можно объяснить тем, что лицо в данном случае наказывается не только за ранее совершенное преступление, но и за совершенное после осуждения уклонение от уплаты штрафа. Во всяком случае,в абзаце 2 п.

24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 года № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» разъяснялось, что в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ суд может заменить их неотбытый срок лишением свободы и в том случае, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривает меньший срок лишения свободы,чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишение свободы. Следовательно, судебная практика не исключает возможности назначения в порядке замены наказания в случае уклонения от его отбывания более строгого наказания, чем могло быть первоначально назначено судом за совершенное преступление.

2. В отличие от штрафа на случай злостного уклонения от отбывания таких наказаний как обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы ч.3 ст.49, ч.4 ст.50 и ч.4 ст.

53 УК РФ предусматривают их замену прямо указанными в перечисленных нормах более строгими видами наказания с указанием правил пересчета срока заменяемого наказания в срок вновь назначаемого.

Несмотря на кажущуюся простоту и понятность перечисленных норм, вопросов относительно их содержания также хватает.

Во-первых, законодатель непоследователен в части обязательности осуществления судом замены наказания, от которого уклоняется осужденный, более строгим видом наказания.

Применительно к обязательным работам, ограничению свободы, а также штрафу УК РФ использует формулировку «заменяется», т.е.указывает на обязательность такой замены.

В случае же уклонения от отбывания исправительных работ суд лишь «может заменить» неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Во-вторых, не совсем понятно, почему законодатель по-разному подошел к вопросу о том, что выступает в качестве объекта замены. В ч.4 ст.50 УК РФ говорится о замене «неотбытого наказания» в виде исправительных работ (т.е.

заменяется не весь срок назначенных приговором суда исправительных работ); ч.4 ст.

53 УК РФ указывает на замену «срока ограничения свободы, назначенного приговором суда» (а не его неотбытой части) с последующим зачетом отбытого времени ограничения свободы.

Наконец, ч.3 ст.49 УК РФ вообще прямо не говорит о том, подлежит замене весь срок обязательных работ, назначенных приговором суда, или только их неотбытая часть.

Более того, данная норма формально не содержит указания, исходя из какого расчета производится замена обязательных работ более строгими видами наказания (ограничением свободы, арестом или лишением свободы): в ней говорится лишь, что «время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ». То есть отбытый срок наказания (в пересчете на соответствующий вид) должен быть вычтен из срока назначенного в порядке замены вида наказания.

Но как определить ту базу, из которой производится это вычитание, можно только догадываться, предположив, что и сама эта база должна исчисляться путем перевода назначенного судом срока обязательных работ в срок другого вида наказания, исходя из того же самого их соотношения (8 часов за один день). Видимо, следует сформировать единообразный подход, предусмотрев замену более строгим видом наказания именно неотбытой части обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы.

В-третьих, как видно из ч.2 ст.49 УК РФ максимально возможный срок обязательных работ составляет 240 часов, что в пересчете на более строгие виды наказания, которыми могут заменяться обязательные работы (ограничение свободы, арест, лишение свободы), составляет срок равный 30 дням. Согласно же ч.2 ст.56 УК РФ лишение свободы может назначаться на срок минимум в 2 месяца.

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте “Независимый советник“.

Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.

Наша задача – делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/problemy-primeneniia-pravovyh-posledstvii-ukloneniia-ot-otbyvaniia-nakazaniia-5f8bf9ce4ab7c3765a27f226

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.