Пресечение и принуждение

Понятие, сущность, виды мер пресечения и процессуального принуждения. Условия и основания применения, изменения, отмены мер пресечения. Соотношение мер пресечения и принуждения

Пресечение и принуждение

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;2) личное поручительство;3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;5) залог;6) домашний арест;7) заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения: 1.

Меры пресечения могут применяться органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора.

2.

При решении вопроса о необходимости применения меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому должны учитываться характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

3. При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Порядок применения, изменения и отмены меры пресечения

1.

О применении, изменении либо отмене меры пресечения орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, Председатель Следственного комитета РБ, Председатель Комитета гос.

безопасности РБ или лица, исполняющие их обязанности, прокурор или судья выносят постановление, а суд – определение, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

2.

На стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога могут применяться прокурором или его заместителем либо Председателем Следственного комитета РБ, Председателем Комитета гос. безопасности РБ или лицами, исполняющими их обязанности, либо органом дознания или следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства – судом.

3. Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) о применении, изменении либо отмене меры пресечения, разъясняет им порядок его обжалования и вручает копию постановления (определения).

4. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

5. Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.

6. Исполнение постановления (определения) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста производится органами дознания.

Меры принуждения:

Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.Задержанием.б.

применено только:1) к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста;2) к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;3) к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.Задержание производится:1) по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;2) на основании постановления органа уголовного преследования;3) на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.Применение в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные или иные сборы (занятия) подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Залог заключается во внесении или передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в орган уголовного преследования, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства – в суд денежных средств, ценных бумаг, ценностей, ничем не обремененных и не исключенных из гражданского оборота, иного движимого и недвижимого имущества, принадлежащих залогодателю на праве частной собственности, в целях обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, кроме менее тяжкого преступления против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконного экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).

Основания для применения иных мер процессуального принуждения:

1.

В целях обеспечения предусмотренного УПК порядка предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, надлежащего исполнения приговора орган уголовного преследования или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь.

2.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, орган уголовного преследования или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю и другим лицам, участвующим в уголовном процессе, меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, денежное взыскание.



Источник: https://infopedia.su/15xec3b.html

Принуждение, пресечение, административно‑предупредительные меры

Пресечение и принуждение

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Методы управления можно подразделить на:

1) убеждение – использование различных разъяснительных, воспитательных и организационных мер, направленное на то, чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя;

2) принуждение – отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.

По вопросам принуждения административное право закрепляет:

– административные санкции;

– дисциплинарные санкции;

– общественно‑правовые санкции (властные правомочия инспекторов).

Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права как часть принуждения, его разновидностью выступает административная ответственность.

Административное принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем имеет ряд особенностей:

1) меры административного принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административными принудительными средствами;

2) административно‑правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного подчинения между сторонами;

3) существует множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию;

4) административное принуждение регулируется нормами административного права.

Административно‑правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти установленных нормами АП принудительных мер в связи с неправовыми действиями.

Роль административного принуждения: 1. Именно субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил (контроль ОВД, госинспекций); в итоге может быть применено административное принуждение.

2. Административное принуждение включает в себя большое число средств пресечения. Меры пресечения прекращают антиобщественные действия и предотвращают наступление вредных последствий.

3. Административные принудительные средства применяются до совершения преступления, оказывая воспитательное воздействие.

В науке административного права авторы классифицируют административное принуждение по видам, в частности, таким:

– меры пресечения;

– восстановительные меры;

– меры взыскания;

– меры предупреждения;

– меры наказания.

Одним из видов административного принуждения, который выделяют абсолютно все авторы, является административное пресечение. В административном праве существует широкий круг пресекательных мер. Единого акта нет, пресекательная деятельность регулируется многими законами.

По цели воздействия меры пресечения делятся на: 1. Общие – превентивное задержание; принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; запрещение эксплуатации; приостановление работ; изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов.

2. Специальные (применяются только к гражданам) – использование средств физического воздействия; использование технических средств (дубинок, наручников); применение огнестрельного оружия.

3. Процессуальные – применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся доставление, задержание, привод и т. д. Применяются для ведения процесса.

Общий подход универсален для юридической ответственности вообще, то есть меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без издания каких‑либо письменных актов.

Надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них воздействия и предупреждения совершения новых преступлений. Устанавливается за: рецидивистами; осужденными за особо тяжкие преступления; судимых два и более раз за умышленные преступления; условно освобожденными или условно досрочно.

Режим надзора: на поднадзорных налагаются обязанности: являться по вызову в ОВД и давать объяснения по вопросам; уведомлять ОВД о перемене места жительства, смене деятельности, выездах. Возможны персональные ограничения: запрещение выхода из дома в определенное время; запрещение посещения определенных пунктов; запрещение поездок по личным нуждам; обязательность явки в ОВД.

Административно‑предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение возможных правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и т. д.

Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в результате односторонней властной деятельности. Административно‑предупредительные меры не связаны с совершением правонарушения, они предотвращают его совершение и поэтому предшествуют применению иных мер принуждения.

Основанием для их применения служит не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с действиями человека; эти меры носят профилактический характер.

Они многообразны и используются различными субъектами, имеющими компетенцию контрольно‑надзорного характера. Группы административно‑предупредительных мер:

применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных опасных последствий:

– введение карантина,

– закрытие участков государственной границы;

– прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;

– контрольно‑надзорные проверки;

направленные на предупреждение административных проступков и преступлений:

– досмотр вещей и личный досмотр;

– проверка документов;

– административное задержание;

лечебно‑предупредительные меры:

– освидетельствование медицинского состояния лиц;

– освидетельствование санитарного состояния предприятий общепита.

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒ Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 840 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-54768.html

Меры процессуального принуждения и меры пресечения

Пресечение и принуждение

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принужде–ния к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Они могут носить гражданско-правовой, административно-право–вой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Меры государственного принуждения, при–меняемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов, называются мерами процессуального принуждения.

От других мер госу–дарственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полно–мочными органами государства в пределах их полномо–чий; применяются к участвующим в деле лицам, ненад–лежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствие для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; применяются при нали–чии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснован–ность; имеют особые содержание и характер.

В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следую–щие виды мер процессуального принуждения.

1. Задержание подозреваемого(гл. 12 УПК).

2. Меры пресечения(гл. 13 УПК):– подписка о невыезде и надлежащем поведении;– личное поручительство;– наблюдение командования воинской части;– присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;– залог;– домашний арест;– заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):– обязательство о явке;– привод;– временное отстранение от должности;– наложение ареста на имущество;– денежное взыскание.

Меры уголовно-процессуального принуждения неоди–наковы по своему характеру и преследуют разные цели.

Одни из них направлены на пресечение возможного про–должения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности).

Другие связаны с необходимостью доставления или обес–печения явки лиц в органы расследования или в суд (при–вод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имуществен–ных взысканий (наложение ареста на имущество).

Отсюда следует, что по своему назначению меры уго–ловно-процессуального принуждения могут быть разделе–ны на средства пресечения, предупреждения противоправ–ного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения.

Таким образом, в уголовном судопроизводстве мерами процессуального принуждения являются преду–смотренные уголовно-процессуальным законом принуди–тельные средства, применяемые уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом, в отношении подозреваемых, об–виняемых в совершении преступлений, а также других участ–вующих в деле лиц в целях пресечения и предупреждения противоправных действий этих лиц, устранения препят–ствий для производства по уголовному делу и обеспече–ния надлежащего исполнения приговора.

Меры пресечения – это меры уголовно-процес–суального принуждения, применяемые при нали–чии оснований и в порядке, установленном зако–ном, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исклю–чительных случаях – к подозреваемому, с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать производству по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

Будучи разновидностью уголовно-процессуального принуждения, меры пресечения направлены на преду–преждение противоправных действий(поступков) обви–няемых (подозреваемых), на принуждение их к вы–полнению необходимых в интересах производства по уголовному делу действий (поступков). Меры пресече–ния – принудительные, они применяются вопреки воле обвиняемых (подозреваемых), принуждают их либо воз–держиваться от совершения деяний, запрещенных УПК, либо, напротив, обязывают, принуждают совершать пре–дусмотренные УПК действия (являться по вызовам, не уклоняться от явки, надлежащим образом вести себя). По своему содержанию меры пресечения оказывают на обвиняемого (подозреваемого) психологическое, физи–ческое, нравственное воздействие(принуждение), могут ограничивать его имущественные права и интересы.

Субъектами,уполномоченными законом приме–нять меры пресечения, являются: дознаватель, сле–дователь, судья, суд, в производстве которых нахо–дится уголовное дело.

Мера пресечения избирается в отношении обви–няемого и в исключительных случаях – подозреваемо–го.

При этом обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения данной меры, а если подозреваемый был за–держан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента его фактического задержания, а не после принятия постановления о заключении под стражу. В ином случае мера пресечения немедленно отме–няется, а заключенный освобождается.

Основания для применения мер пресечения– наличие достаточных оснований полагать, что обви–няемый, подозреваемый:

1 )скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятель–ностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уго–ловного судопроизводства, уничтожить доказатель–ства либо иным путем воспрепятствовать произ–водству по уголовному делу.

Из установленных в законе мер пресечения к конкрет–ному обвиняемому (подозреваемому) может быть при–менена лишь одна мера пресечения – та, которая явля–ется необходимой и достаточной по данному делу.

При разрешении вопроса о применении меры пресечения следует учитывать обстоятельства, указанные в ст.

99 УПК: тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семей–ное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Виды мер пресечения:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ);2) личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);3) наблюдение командования воинской части(ст. 104 УПК РФ);4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);5) залог (ст. 106 УПК РФ);6) домашний арест (ст. 107 УПК РФ);7) заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ).

2. Общие условия производства в апелляционной инстанции.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядкеосуществляется судьей районного суда еди–нолично и заключается в проверке по апелляционным жалобам и представлениям законности, обоснован–ности и справедливости приговора или постановле–ния мирового судьи.

Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня поступления апелляционных жалобы или пред–ставления (ст. 362 УПК).

Изучив поступившее уголовное дело, судья выно–сит постановление о назначении судебного заседа–ния, в котором разрешаются следующие вопросы:– о месте, дате и времени рассмотрения уголовного дела;– о вызове в судебное заседание свидетелей, экс–пертов и других лиц;– о сохранении, избрании, отмене или изменении ме–ры пресечения;– о рассмотрении уголовного дела в закрытом судеб–ном заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК РФ.

В судебном заседании обязательно участие госу–дарственного (частного) обвинителя, подсудимого, который подал жалобу или в защиту интересов кото–рого подана жалоба, защитника в случаях, преду–смотренных ст. 51 УПК. Производство проходит в об–щем порядке с учетом следующих особенностей.

Судебное следствие начинается с краткого изло–жения председательствующим содержания пригово–ра, а также существа апелляционных жалобы или представления и возражений на них.

После суд:– заслушивает выступления стороны, подавшей жа–лобу или представление;– заслушивает возражения другой стороны;– проверяет доказательства;– вызывает для допроса свидетелей, которые были допрошены в суде первой инстанции, если их вы–зов суд признал необходимым.

Стороны вправе заявить ходатайство о вызове но–вых свидетелей, производстве судебной экспертизы, об истребовании вещественных доказательств и до–кументов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.

При этом суд апелляцион–ной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удов–летворено судом первой инстанции (ст. 365 УПК). По завершении судебного следствия судья выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства о дополнении судебного следствия.

Суд разрешает эти ходатайства, после чего переходит к прениям сторон (ч. 1 ст. 366 УПК).

Согласно ст. 367 УПК РФ при принятии решения суд апелляционной инстанции вправе ссылаться в обоснование своего решения на оглашенные в суде показания лиц, не вызывавшихся в заседа–ние суда апелляционной инстанции, но допрошен–ных в суде первой инстанции. Если эти показания оспариваются сторонами, то лица, давшие их, под–лежат допросу.

Суд апелляционной инстанции по результатам рас–смотрения уголовного дела принимает одно из сле–дующих решении:

– об оставлении приговора без изменения, а апел–ляционных жалобы или представления – без удо–влетворения;

– об отмене обвинительного приговора и оправдании подсудимого или о прекращении уголовного дела;

– об отмене оправдательного приговора и о вынесе–нии обвинительного приговора;

– об изменении приговора.

№29.

Источник: https://studopedia.ru/8_141554_meri-protsessualnogo-prinuzhdeniya-i-meri-presecheniya.html

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе

Пресечение и принуждение

Уголовно-процессуальным правом предусмотрена возможность применения государственного принуждения к гражданам, не исполняющим требования закона. Также возможны другие предупреждения такого неисполнения.

Они могут носить разный характер: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный.

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер.

Применяются органами расследования, судебными органами в пределах их полномочий к лицам, участвующим в деле, ненадлежащее поведение которых может препятствовать успешному ходу уголовного судопроизводства.

Определение понятия

Меры процессуального принуждения — это решения и действия органов, которые ведут производство по делу, предусмотренные уголовно-процессуальным правом.

Рассматривая вопрос, что такое меры процессуального принуждения, следует изучить их основные особенности:

  1. Они имеют конкретные цели, исходя из общего назначения уголовного судопроизводства.
  2. Применяется, когда есть предусмотренные законом основания, условия и порядок, гарантирующий их законность и обоснованность.
  3. Имеют особенное содержание и характер.
  4. Осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права.

Общие основания и предел применения мер процессуального принуждения — это необходимость достижения целей правосудия, обеспечения соответствующего порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

Меры процессуального принуждения используются только в тех случаях, когда действительно возможны появления препятствий для движения дела.

Общие условия применения процессуального принуждения:

  1. Возбужденное уголовное дело.
  2. Субъект применения, который занимает определенную должность и принял дело к своему производству.
  3. Надлежащий объект — лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, отсутствие служебного иммунитета.

Виды мер процессуального принуждения

Понятие и виды мер процессуального принуждения предусматривает уголовно-процессуальное законодательство:

  1. Подписка о невыезде.
  2. Личное поручительство.
  3. Наблюдение командования воинской части.
  4. Присмотр за несовершеннолетним.
  5. Залог.
  6. Домашний арест.
  7. Заключение под стражу.

Если есть основания для меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны принимать во внимание тяжесть предъявленного обвинения, информацию о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие данные.

Мера пресечение в отношении обвиняемого выбирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно продляется и срок действия меры пресечения.

Исключением является такая мера пресечения, как заключение под стражу. Она имеет собственный срок исчисления, что нуждается в самостоятельном продлении.

Мера пресечения в отношении подозреваемого действует 10 суток. В случае, когда на протяжении данного периода ему не предъявлено обвинение, мера пресечения снимается.

Мера пресечения, которая определена в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278,279, 281 и 360 УК, действует в течение месяца, именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение.

Решение о выборе меры пресечения оформляется соответствующим постановлением. Копия данного документа вручается обвиняемому, его защитнику и законному представителю по их просьбе.

Отличие мер пресечения от других мер принуждения

Отличие мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

  1. Субъектах, в отношении которых они применяются. Другие меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении обвиняемого, подозреваемого и других лиц, что участвуют в уголовном расследовании. Другие меры процессуального принуждения могут быть использованы не только по отношению к физическим, но и к юридическим лицам.
  2. Ценностях, что подвергаются ограничению. В соответствии с общими правилами, которые действуют и в 2020 году меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционный прав и свобод личности, к примеру, право на свободу и неприкосновенность.
  3. В порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодательством предусмотрена особая процессуальная форма, включая основания, условия, порядок избрания, изменения либо отмены. Для других мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена.

Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — это мера официального принуждения, которая применяется органом дознания, следователем или прокурором на срок не более, 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Следователь имеет право задержать гражданина по подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Для этого должно быть одно из таких оснований:

  1. Когда гражданин замечен при совершении преступления или в момент его завершения.
  2. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление.

Если есть другие данные, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано.

В случае, когда человек пытался скрыться или не имеет постоянного места жительства, его личность не установлена, а также, если следователем с согласия руководителей в суд направлено ходатайство, об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Протокол задержания

После того, как подозреваемый доставляется к следователю, протокол должен быть составлен в течение 3 часов. В нем делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены правила, предусмотрены статьей 46 УПК РФ.

В протоколе следует указать все необходимые данные:

  1. Год, число, месяц, день, время и место его составления.
  2. Основания и мотивы задержания подозреваемого.
  3. Результаты его личного обыска и другие мотивы задержания.
  4. Протокол задержания подписывается лицом, которое его составило и подозреваемый.

О задержании человека следователь должен сообщить прокурору об этом в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Органы дознания проводят допрос подозреваемого не позже 24 часов, в соответствии с требованиями второй части статьи 46, статьи 189 и 190 УПК РФ.

Прежде, чем начать допрос, подозреваемому по его желанию обеспечивается свидание с его защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого, время на свидание может быть ограничено до 2 часов.

Об этом в обязательном порядке ставят в известность подозреваемого и его защитника.

Не позже 12 часов с момента задержания следователь уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или предоставляет такую возможность ему самому.

В случае, когда задержанным подозреваемым является военнослужащий, об этом уведомляется командование воинской части.

Если задерживается сотрудник органа внутренних дел, в известность ставится начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

Если подозреваемый — это гражданин или подданный иного государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом извещается посольство или консульство этого государства.

В случае, когда возникает необходимость в интересах расследования сохранить в тайне факт задержания, то с согласия прокурора уведомление может не проводиться. Исключением является случай, когда подозреваемым является несовершеннолетнее лицо.

Задержанный или обвиняемый в преступлении, имеет право пользоваться помощью адвоката. Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту.

Защитник обязывается следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил. Это дает возможность не допустить нарушения прав подзащитного с момента задержания.

Таким образом, задержание подозреваемого, как мера процессуального принуждения применяется для выяснения причастности задержанного к совершенному преступлению, а также для решения вопроса относительно применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Это возможно только по возбужденному уголовному делу.

Мери процессуального принуждения предусмотрены законом для того, чтоб объективно ограничить права и свободы человека, привлекаемого к уголовному преследованию.

Основная цель — предупреждение или пресечение неправомерных действий этих лиц. Основные отличия мер процессуального пресечения от других мер заключается в субъектах, к которым они применяются, ценностях, что подвергаются ограничению, порядке избрания, изменения и отмены.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/mery-processualnogo-prinuzhdeniya-v-ugolovnom-processe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.