Преступления делятся на умышленные неосторожные и должностные

Задание 1. какого понятия богаче в каждой из следующих пар понятий?

Преступления делятся на умышленные неосторожные и должностные

а) Шпионаж.Государственное преступление.

б) Следователь.Юрист.

Решение:

а) Понятие “шпионаж”видовое по отношению к родовому понятию”государственное преступление”,поэтому содержание понятия “шпионаж”богаче содержания понятия “государственноепреступление”.

б) Понятие “следователь”видовое по отношению к родовому понятию”юрист”, поэтому содержание понятия”следователь ” богаче содержанияпонятия “юрист”.

Задание 2. Дайтеполную логическую характеристикуследующих понятий:

а) Адвокат.

б) Предварительноезаключение.

Решение:

а) “Адвокат” –понятие конкретное, общее, нерегистрирующее,положительное, безотносительное,разделительное.

б) “Предварительноезаключение” – понятие конкретное,общее, регистрирующее, положительное,безотносительное, разделительное.

Задание3. Подберите понятия, соподчиненныеданным:

а) Наказание.

б) Устав.

Решение:

а) “Наказание”– уголовное, административное,дисциплинарное.

б) “Устав” –воинский устав, устав организаций,монастырский устав.

Задание4. Определителогические отношения между следующими понятиями и выразите

эти отношения спомощью круговой схемы:

Закон. Законность.Свод законов. Уголовный кодекс. КонституцияРоссии.

Свод законов

осадки

Решение:

.

Задание5. Проверьте правильность следующихобобщений:

а) Криминология –юридическая наука – наука.

б) Одиночный выстрел– выстрел – залп.

Решение:

а) обобщение верное,так как первое понятие является видовымпо отношению ко второму.

б) обобщение неверное,так как первое понятие не являетсявидовым по отношению ко второму, аравнозначно с ним. Нарушено требованиек обобщению.

Задание6. Ограничьте содержание следующихпонятий:

а) Право.

б) Терроризм.

Решение:

а) Право – Частноеправо – Частное право в эпоху Новоговремени.

б) Терроризм –Религиозный терроризм – Исламизм–Террористические акты 11 сентября2001г.

Задание 7. Заключеноли в следующих примерах деление понятий?В делениях установите: вид деления,делимое понятие, члены деления. Еслиделение неправильное, то укажите, какиетребования не соблюдены:

а) Преступленияделятся на умышленные, неосторожные идолжностные.

б) Уголовный кодексделится на Общую и Особенную части.

Решение:

а) Эта операция -деление понятия “преступление”. Вид деления – по видоизменению признака;члены деления –“умышленное”,“неосторожное”, “должностное”. Делениенеправильное, так оно производится непо одному основанию.

б) Эта операция -деление понятия “Уголовный кодекс”. Вид деления – по видоизменению признака;члены деления – “Общая часть” и”Особенная часть”. Деление произведеноверно.

Задание8. Являются ли следующие высказыванияопределениями?

Если определениеневерное, то укажите, какие правиланарушены:

а) Правонарушение– это общественно опасное деяние.

б) Арендатор естьчеловек, получающий за определеннуюплату землю во временное пользование.

Решение:

а) Эта операция -определение, т.к. в определяющей частиуказываются существенные признаки.Определение неверное: допущена ошибка(объём определяемого не соответствуетобъёму определения).

б) Эта операция -определение, т.к. в определяющей частиуказываются существенные признаки.Определение неверное, допущены 3 ошибки:

  1. Объём определяемого не соответствует объёму определения.

  2. Понятие «человек» не является ближайшим видовым к понятию «арендатор»(должно быть понятие «лицо»)

  3. В определении есть термин, сам требующий определения («деяние»).

Задание 9. Определитекачество и количество следующих суждений,распределенность терминов в них. Выразитеотношение между терминами с помощьюкруговых схем:

а) Большинствосотрудников районного народного судаимеют высшее образование.

б) Не все то преступно,что вредно.

Решение:

а) это суждениечастноутвердительное. Субъект –”сотрудники районного суда”,предикат – “высшее образование”.Субъект распределен, предикат нераспределен.

S +

P –

б) это суждениечастноотрицательное. Субъект – “вредно”,предикат – “преступно”. Субъектне распределен, предикат распределен.

S –

P +

.

Задание 10. Определитевид и логическое строение следующихсуждений; сделайте символическую записьсуждений:

а) Нормы права имеютпринудительный характер.

б) Свидетель К.является родственником потерпевшего.

Решение:

а) Суждение простое,общеутвердительное, категорическое.Субъектом является понятие «нормыправа», Предикатом – «принудительныйхарактер»

∀ Sесть P

б) Суждение простое,общеутвердительное, категорическое.Субъектом является понятие «СвидетельК.», предикатом – «родственникпотерпевшего»

∀ SестьP

Задание11. Эквивалентны ли по своей логическойформе следующие суждения?

а) Не все преступленияраскрываются “по горячим следам”.– Некоторые преступления не раскрываются”по горячим следам”.

б) Все преступленияне остаются нераскрытыми. – Ни однопреступление не остается нераскрытым.

Решение:

а) первое суждениеопределенное частноутвердительноесуждение, второе – неопределенноечастноотрицательное суждение. Значит,по своей логической форме онинеэквивалентны.

б) первое суждениеопределенное общеотрицательное суждение,второе – определенное общеотрицательноесуждение. Значит, по своей логическойформе они эквивалентны.

Задание 12. Могутли быть одновременно истинными сужденияв следующих парах?

а) Некоторые органыгосударственной власти имеют правоиздавать законы. –

Некоторые органыгосударственной власти имеют правоиздавать приказы и

инструкции.

б) Не каждый органгосударства имеет полномочия на изданиенормативных актов. – Все органыгосударства имеют полномочия на изданиенормативных актов.

Решение:

а) Оба сужденияявляются частноутвердительными. В этихчуждениях совпадает субъект, а предикатыне являются противоположными, следовательносуждения являются совместимыми и могутбыть истинными одновременно.

б) эти суждения могутбыть одновременно истинными, так какпервое из них – частноутвердительноесуждение, а второе – общеутвердительноесуждение, следовательно первое являетсяподчинённым второму. Ввиду этого обасуждения могут быть истинными.

Задание 13. Составьтесимволическую запись следующих сложных суждений:

а) Если рассмотреннаяв судебном заседании совокупностьдоказательств не убедила судей ввиновности или невиновности подсудимого,то ими может быть принято решение оботправлении этого дела на доследование.

б) Уголовное наказаниезаключается в ограничении или лишенииосужденного

определенныхправ.

Решение:

а)  

б)

Задание 14. Требованиекаких формально-логических законоввыражено в следующих высказываниях?

а) Неправильнымприменением уголовного закона являются:

1)неприменениесудом закона, который подлежал применению;

2)применениезакона, не подлежащего изменению;

3)неправильноеистолкование закона, противоречащееего точному смыслу.

б) Брак расторгается,если судом будет установлено, что дальнейшая совместная

жизнь супругов исохранение семьи стали невозможными.

Решение:

а) В этом высказыванииотражено требование закона тождества(понятие «закон» должно иметь одинаковыйобъём и содержание и оставаться таковымна протяжении всего высказывания)

б) В этом высказыванииотражено требование закона достаточногооснования.

Источник: https://studfile.net/preview/1867872/

Логическая характеристика понятия

Преступления делятся на умышленные неосторожные и должностные

Виды понятий по объёму:

Общие– понятия, в объем которых входит группа предметов, употребляемых в несобирательном смысле («звезда», «планета»).

Единичные– понятия, объем которого составляет только один предмет («Солнце», «Земля», «Россия»).

Пустые (нулевые) –это понятия с нулевым объемом. Они относятся к несуществующим реально предметам, некоторые из них носят мифологический характер (например, «русалка»), или являются понятиями об идеализированных объектах («идеальное государство»).

Виды понятий по содержанию:

Конкретные– понятия, в которых находят отражения сами предметы и явления, например, «студент», «университет», «дерево».

Абстрактные – понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между ними, взятые сами по себе, независимо от предмета: например, «дисциплинированность» (студента) «престижность» (университета).

Положительные– это понятия, в которых отражается наличие у предметов каких-либо признаков. Например, «порядок», «застенчивость».

Отрицательные –понятия, которые характеризуются отсутствием у предметов мысли каких-либо свойств, качеств. В русском языке они выражаются с помощью отрицательной частицы «не», приставок «без – », «бес -», «а-». Например, «аморальность», «беспорядок», «беззастенчивость».

Относительные –понятия, в которых один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен («родители» – «дети», «муж» – «жена», «учитель» – «ученик»).

Безотносительные –это понятия, в которых мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, независимо от других («природа», «камень», «человек»).

Собирательные– понятия, охватывают группу предметов в целом, они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса и то, что высказывается о классе предметов в целом, может не относиться к каждому из его элементов. Например, понятие «детвора» – группа детей, мыслимых как единое целое.

Несобирательные –понятия, которые относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету этой группы. Например, «дерево» – это и совокупность деревьев вообще, и береза, сосна, дуб – в частности. Причем, одно и то же понятие может выступать как в собирательном, так и в несобирательном смысле.

Таким образом, дать логическую характеристику понятию значит определить его вид по объёму и содержанию.

Литература

Основная

1. Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Логика: учеб. пособие– М.: РАП, 2013. – 256 с.

2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. – Минск: Терра-системс, 1998. – 480 с.

3. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: Омега-Л, 2007. – 424 с.

4. Иванов Е.А. Логика. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 368 с.

5. Ивин А.А. Логика. – М.: Знание, 1998. – 248 с.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристь, 2001. – 256 с.

7. Курбатов В.И. Логика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 с.

8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учеб. пособие. М.: Юрайт, 2011. – 365 с.

Дополнительная

1. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – Харьков, 2009. – 512 с.

2. Гетманова А. Д. Логика. Углублённый курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2008. – 192 с.

3. Гусев Д. А.Логика. – М., 2010. – 376 с.

4. Карпинская О.Ю., Лященко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс-Логика. — М., 1997. — с 135.

СЕМИНАР 3. Логические операции с понятиями.

Время: 2 часа

Цель занятия:усвоить основные приёмы логических операций с понятиями.

Ключевые понятия:отношения между понятиями: тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие; обобщение, ограничение, категория, род, вид.

Вопросы для обсуждения:

1. Отношения между понятиями. Круги Эйлера.

2. Определение понятий. Приемы, сходные с определением.

3. Деление понятий.

4. Обобщение и ограничение понятий.

Темы рефератов:

1. Определения и подобные ему операции.

2. Значение определений в науке и в мышлении человека.

Логические задачи:

1. Являются ли совместимыми понятия:

1. Невиновный, осужденный;

2. Конница, кавалерия;

3. Метр, единица измерения;

4. Килограмм, единица измерения длины;

5. Самолёт, крыло самолёта;

6. Преступление, преступник;

7. Адвокат, судья;

8. Способность, память;

9. Кодекс законов, Конституция;

10. Кража, грабеж;

11. Гражданское право, уголовное право;

12. Президентская республика, парламентская республика;

13. Право, административное право;

14. Осужденный, неосужденный;

15. Монархия, республика.

2. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

1. Государство. Унитарное государство. Россия. Федеративное государство.

2. Ученый. Юрист. Общественный деятель.

3. Наказание. Лишение свободы на определенный срок. Исправи­тельные работы.

4. Предприниматель. Депутат. Отец. Спортсмен. Легкоатлет.

5. Обязательные работы. Ограничение свободы. Вид уголовного наказания. Принудительные работы.

6. Еженедельник. Периодическое издание. Газета.

7. Кража. Мошенничество. Разбой. Преступление против собст­венности. Грабеж.

8. Населенный пункт. Село. Город. Город России. Столица;

9. Студент. Студент РГУП. Студент-юрист. Военнообязанный;

10. Память. Способность. Зрительная память. Хорошая память. Плохая память.

11. Закон. Конституция. Основной закон государства. Закон о праве собственности.

12. Право. Уголовное право. Гражданское право. Юрист. Адвокат.

13. Суд. Судья. Секретарь суда. Судебное заседание. Приговор суда.

14. Кот. Кот Бегемот. Млекопитающее. Фантастический персонаж. Примус Кота Бегемота.

15. Автомобиль. Автомобиль «Мерседес». Автомобиль белого цвета. Собственность гражданина России.

16. Самолёт. Самолёт ТУ134. Пассажирский самолёт. Грузовой самолёт. Винт самолёта. Крыло самолёта.

17. Окружность. Шар. Треугольник. Плоская фигура. Квадрат. Правильная фигура.

18. Юрист. Мужчина. Человек. Сын. Прокурор.

19. Тоталитарное государство. Демократическое государство. Франция. Президентская республика. Великобритания.

20. Мама. Бабушка. Внучка. Дочка. Сестра.

21. Недвижимость. Квартира. Автомобиль. Автомобиль «Мерседес». Собственность.

22. Режиссёр. Актёр. Музыкант. Поэт.

23. Квартира. Однокомнатная квартира. Квартира на втором этаже. Собственность гражданина России.

24. Преступление. Кража. Кража со взломом. Грабёж. Хищение. Хулиганский поступок.

25. Сделка, оформленная в письменном виде. Сделка в устной форме. Нотариально заверенная сделка. Покупка овощей на рынке. Проезд на такси.

3. Ограничьте и обобщите понятия:

1. Книга;

2. Планета;

3. Столица;

4. Город;

5. Животное;

6. Президент;

7. Следователь;

8. Закон;

9. Дружба;

10. Студент.

4. Установите, является ли определение корректным, а если – нет, укажите, какие правила нарушены:

1. Адвокат – это юрист.

2. Анатолий Фёдорович Кони – автор произведения «Судебные речи».

3. Административное правонарушение – посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

4. Демократ – человек демократических убеждений.

5. Прокурор – это не адвокат.

6. Терроризм – язва на теле человечества.

7. Кража – это преступление.

8. Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.

9. Преступление – это преступное деяние.

10. Юрист – слуга закона.

5. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Республика, государство, монархия, агрессия, ошибка, дисциплина, преступление, юрист, адвокат, прокурор.

6. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если – нет, то какое правило нарушено?

1. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную.

2. Право делится на частное и публичное.

3. Судебные приговоры делятся на обвинительные приговоры с назначением наказания, подлежащим отбыванию заключённым; обвинительные приговоры без назначения наказания; обвинительные приговоры с назначением наказания и отсрочкой его исполнения.

4. Право делится на материальное, процессуальное и гражданское.

5. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

6. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

7. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

8. Уголовные преступления делятся на тяжкие, умышленные, неумышленные и убийства.

9. Правовая ответственность делится на административную и дисциплинарную.

10. Монархии бывают абсолютные и парламентские.

7. Произведите деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

1. Закон;

2. Общество;

3. Наука;

1. Понятие;

2. Право;

3. Юрист;

4. Государство;

5. Отношения между людьми;

6. Конституция;

Методические рекомендации:

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо знать виды отношений между понятиями, правила обобщения, ограничения понятий, а также правила определения и деления понятий.

Отношения между понятиями.

Отношения между самими предметами находят отражение в отношениях между понятиями.

По содержанию между понятиями могут быть два вида отношений – сравнимость и несравнимость. Сравнимые– это понятия, имеющие в своем содержании общие существенные признаки, по которым они и сравниваются.

Несравнимые– понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении существенных признаков. Например, «скрипка» и «собака».

Сравнимые понятия по объему имеют в свою очередь два основных вида отношений – совместимость и несовместимость.

Совместимые –это понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объем большего для них понятия.

Между совместимыми понятиями складываются следующие отношения.

1. Отношения равнозначности (тождества) – в таком отношении находятся понятия, объемы которых полностью совпадают, хотя их содержание может различаться. Графически эти отношения изображаются так:

где А и В – равнозначные понятия, а круг – это их объем. Например, «Санкт-Петербург» и «Ленинград».

2. Отношения подчинения– в таком отношении находятся понятия, одно из которых входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. Графическое изображение такого отношения:

где А – подчиненное понятие, а В – подчиняющее. Например, «береза» и «дерево».

3. Отношения пересечения– это отношение существует между понятиями, объемы которых совмещаются лишь частично. Графически это изображается так:

где А и В – перекрещивающиеся понятия. Например, «студент» и «спортсмен».

Несовместимые понятия могут находиться в следующих отношениях.

1. Отношения соподчинения– данное отношение характеризует понятия, которые имеют общий род и, взятые в отдельности, подчинены ему как виды, а вместе – соподчинены и, следовательно, обладают одной и той же степенью общности. Графически:

где А и В – соподчиненные видовые понятия, а общий круг – их родовое понятие. Например, «растительный мир» и «животный мир» – виды родового понятия «органический мир».

2. Отношения противоречия –это отношение существует между понятиями, из которых одно отражает наличие у предмета каких-либо признаков, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их другими признаками. Графически:

где А и не-А – противоречащие понятия, а круг – их общий род. Например, «щедрость» и «нещедрость» — с точки зрения отношения людей к материальным благам.

3. Отношения противоположности– в этом отношении находятся понятия, каждое из которых выражает наличие у предметов каких-либо признаков, но сами эти признаки носят противоположный характер. Графически:

где А и В – противоположные понятия. Например, «щедрость» и «скупость».

Источник: https://cyberpedia.su/9xdacd.html

А) «Шпионаж» – «государственное преступление»

Преступления делятся на умышленные неосторожные и должностные

Контрольная работа

По курсу « Логика»

Семестр №2

Преподаватель Н.П.Фокин

Студент гр. № ФОЗ-110606д Н.М. Дружинина

номер зачетной книжки 1100809

Екатеринбург

Контрольная работа по курсу «Логика»

№ записи в книге регистрации дата регистрации 2012 г.

Преподаватель Н.П. Фокин

Студент Н.М. Дружинина группа № ФОЗ-110606д

Деканат ФДО

Задание 1 какого понятия богаче?

А) «Шпионаж» – «государственное преступление».

Ответ: Понятие «Шпионаж» видовое по отношению к родовому понятию «государственное преступление», поэтому содержание понятия «шпионаж» богаче

Б) «Следовать» – «юрист».

Ответ: понятия «следователь» богаче, так как понятие «следователь» видовое по отношению к родовому понятию «юрист».

Задание 2 Дайте полную логическую характеристику понятии:

А) «Адвокат» – понятие безотносительное, общее –нерегистрирующее, конкретное

Б) «Предварительное заключение»- понятие безотносительное, общее –нерегистрирующее, конкретное.

Задание 3. Подберите понятия, соподчиненные данным:

Соподчиненные понятия – это понятия, принадлежащие одному роду, у них общий родовой признак, но видовые признаки различны.

«Наказание» – штраф, депримирование, выговор, взыскание

«Устав» – распоряжение, инструкция, регламент. Правила.

Задание 4 Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы: Закон (А); Законность(В), Свод законов(С), Уголовный кодекс(D)? Конституция(Е)

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки . Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые – это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично и несовместимые- это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия , а каждая точка – предмет, входящий в его объем.

Задание 5. Проверьте правильность следующих обобщений:

А) Криминология- юридическая наука – наука. Обобщение верное, т.к все понятия являются видовыми-объем понятий «криминология» и «юридическая наука» входят в объем понятия «наука» т.е. являются родовыми.

Б) Одиночный выстрел-выстрел –залп. Обобщение неверное, т.к. объем понятия «залп» не входит в объем понятий «одиночный выстрел» , «выстрел» и наоборот.

Задание 6. Ограничьте содержание следующих понятий:

А) «Право» – «Уголовное право».

Б) «Терроризм» – «Политический терроризм»

Задание 7. Заключено ли в примерах деление понятий?

А) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные –деление не правильное. Процесс логического деления понятий опирается на конкретные категории: тот объем понятия, который подлежит делению, называется делимымпонятием, а полученные видовые понятия носят названия членов деления.

Существенный признак, по которому производится деление объема родового понятия на виды, называется основанием деления. Так, понятие “преступление” (делимое понятие) делится на такие понятия, как “умышленное преступление” и “неосторожное преступление»- они и составляют члены деления.

А основанием в рассмотренном примере выступает такой существенный признак, как вина, понятие «должностное преступление» не относится к этому признаку.

Б) Уголовный кодекс делится на Общую Особенную части- Основание для деления понятия «Уголовный кодекс – деление правильное, основание служит один признак.

Задание 8. Являются ли следующие высказывания определениями?

А) Правонарушение – это общественное деяние.

Определение понятия не верное, так ка определение понятия это логическая операция, которая раскрывает его содержание, существует несколько правил определения, нарушение хотя бы одного из них приводит к тому , что понятие не раскрывается и определение нем достигает своей цели, являясь неверным –нарушено правило-«не должно быть широким» (соразмерность).

Б) Арендатор есть человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.Определение понятия не верное, нарушено правило-«не должно быть узким»( Арендатор может взять в аренду не только землю)

Задание 9. Определите качество и количество следующих суждений, распределенность терминов в них. Выразите отношение между терминами с помощью круговых схем.

А) Большинство сотрудников районного народного суда имеют высшее образование. Суждение –форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях и состоит из структурных элементов.

«Сотрудники» – субъект сужденияпонятие о предмете мысли, то есть то, о чем говорится в данном суждении;

«Имеют высшее образование» –предикат –выражает значение о признаке предмете мысли, то есть то, что говориться о субъекте суждения.

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 1274 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/13-49820.html

Контрольная работа по

Преступления делятся на умышленные неосторожные и должностные

ВАРИАНТ 1

1. Объем какого понятия шире в каждой из следующих пар понятий?

а) Шпионаж. Государственное преступление.

б) Следователь. Юрист.

Решение:

А)гос.преступление шире понятия шпионажа, т.к. понятие шпионаж входит в объем понятия гос. преступления  б)понятие юрист шире понятия следователь, т .к. понятие следователь входит в объем понятия юриста  

2. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

а) Адвокат.

б) Предварительное заключение.

Решение:

А) общее, конкретное, непустое, позитивное (утвердительное), безотносительное

Б) единичное, положительное, конкретное, безотносительное.

3.       Подберите понятия, соподчиненные данным:

а)  Наказание.

б) Устав.

Решение :

а) соподчиненное понятие – общественное порицание. 
б) соподчиненное понятие – инструкция, наставление, руководство.

4.       Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схем Эйлера:

Закон. Законность. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция России.

Решение:

Закон – А

Законность – В

Свод законов – С

Уголовный кодекс – D

Конституция России – Е                    

                                                           С                                                                             

 В            

D                                                 

 А=Е

5.       Сделаете обобщение (до двух единиц):

а)    Криминология.

б)   Наука.

Решение:

А)Криминология- юридическая наука – наука  
б)Наука-сфера человеческой деятельности -действие

6. Ограничьте содержание следующих понятий (до двух единиц):

а)  Право.

б) Терроризм.

Решение:

А)Право-уголовное право-российское уголовное право  
б)терроризм-международный терроризм-международный исламский терроризм

7. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены:

а)  Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

б) Евразия делится Уральскими горами на две части: Европу и Азию.

Решение:

а)– это деление, которое осуществлено неправильно, так как имеется подмена основания. Деление на умышленные и неосторожные преступления производятся по форме вины! Должность отношения не имеет к форме вины. 
б)– это не деление понятия, и мысленная расчленения целого на части.

8. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила определения нарушены:  а)Правонарушение – это общественно опасное деяние.

б) Арендатор есть человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

Решение:

а)Определение не верное. Слишком широкое определение , отсутствуют признаки: виновное и за которое наступает юридическая ответственность. 
б) Определение неверное. Слишком узкое определение, где наличие правильного мышление ограничено понятием «земля», но не утеряны другие объекты аренды – например «недвижимость».

9. Определите качество и количество следующих суждений, распределенность терминов в них. Выразите отношение между терминами с помощью круговых схем Эйлера:

Пример: В суждении «Все караси – рыбы» субъектом является понятие «карась», а предикатом – понятие «рыба». Квантор общности – «все». Субъект распределен, так как речь идет о всех карасях, т.е. его объем полностью включен в объем предиката.

Предикат не распределен, так как в нем мыслится только часть рыб, которые совпадают с карасями; речь идет лишь о той части объема предиката, которая совпадает с объемом субъекта.

Распределенность терминов в суждениях можно иллюстрировать следующим образом:

Таким образом, темная часть круга характеризует распределенность термина.

а) Большинство сотрудников районного народного суда имеют высшее образование.

б)  Все прокуроры имеют юридическое образование.

Решение:

а) Сотрудники районного суда – субъекты S. Люди, имеющие юридическое образование – предикат P. Квантор частности – «большинство». Субъект – не распределен. Предикат – не распределен.  б)Прокурор – субъект S. Люди имеющие высшее образование – предикат P. Квантор общности «все». Субъект – распределен. 

Предикат – не распределен.

10. Определите вид и логическое строение следующих сложных суждений; сделайте символическую запись суждений:

а) Этот приезд не является ни необходимым, ни желательным.

б) Свидетель К. является родственником потерпевшего.

Решение:

а) Это сложное конъюктивное суждение. Соединительная связка выражена в сложном предикате. S не есть P1 и P2. Субъект (S) – приезд, Предикат (P1) – необходимый, (P2) – желательный.

 б) Это простое реляционное суждения, так как в нем утверждается связь между предметами. Суждение частно утвердительное Символическая запись: S P Свидетель К.

– субъект (S) Родственник потерпевшего – предикат (P) 

Является – логическая связка..

11. Эквивалентны ли по своей логической форме следующие суждения?

а) Не все преступления раскрываются “по горячим следам”. – Некоторые преступления не раскрываются “по горячим следам”.

б) Все преступления не остаются нераскрытыми. – Ни одно преступление не остается нераскрытым.

Решение:

а)Эти суждения не эквивалентны по своей логической форме: S не есть P и S есть P. б) Эти суждения эквивалентны по своей логической формуле: 

S (не) есть P.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_26/kontrolnaya-rabota-po-logike/163019.1951520.page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.