Преступления среди военнослужащих

Преступность военнослужащих и ее причины | Студент-Сервис

Преступления среди военнослужащих

Согласно Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью ее граждан. Они проходят службу в Вооруженных Силах России по призыву и на контрактной основе. К 2000 г.

контрактники должны составлять 50% солдат и сержантов. Ныне их доля невелика.

Однако при всех планируемых изменениях Вооруженные Силы остаются составной частью государства, а военнослужащие – неотъемлемой частью народа.

Поэтому все позитивные и негативные тенденции и закономерности, свойственные государству и обществу в целом, в полной мере проявляются и в армии.

В то же время Вооруженные Силы – специфическая часть общества со своими социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями, которые позитивно или негативно отражаются как на самой преступности военнослужащих, так и на ее причинах.

Этот показатель остается главнейшим и на современном этапе окончания холодной войны, существенного снижения международной напряженности и провозглашения Россией мирной оборонительной доктрины.

Вооруженные силы сохраняются и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Не распались и военные блоки. Некоторые из них даже расширяются.

Решение спорных проблем путем вооруженных нападений остается жестокой реальностью.

Оборонительная политика может быть осуществлена лишь при наличии хорошо вооруженных, мобильных и боеготовных воинских частей и соединений.

Воинская дисциплина в них поддерживается различными методами, в том числе и уголовным наказанием правонарушителей.

В силу этого военнослужащие дополнительно несут ответственность за непосредственные посягательства на воинский правопорядок, за воинские преступления.

Преступность военнослужащих. Обобщенные статистические показатели о преступности военнослужащих и в настоящее время, хотя согласно Закону “О государственной тайне” 1993 г.

сведения о преступности в стране не могут быть засекреченными, остаются в основном закрытыми и не включаются в общие сведения о преступности в стране, а учитываются лишь Главным управлением по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах (бывшая военная прокуратура) и самим Министерством обороны.

Удельный вес преступлений военнослужащих невелик. Если приплюсовать сведения о них к общему числу регистрируемой преступности в стране, то их доля в структуре российской преступности составит по данным 1993г. около 1%.

Этот показатель не был постоянным. В середине 50-х годов он приближался к 5%, а в начале 80-х годов – к 1,5% в структуре союзной преступности. Он зависит не только от уровня преступности военнослужащих, но и от общего числа преступлений в гражданском обществе, количества личного состава Вооруженных Сил, полноты учета уголовно наказуемых деяний в стране и армии и других обстоятельств.

В связи с волюнтаристским подходом к борьбе с преступностью в СССР, руководство которого ставило перед властными и правоохранительными органами объективно невыполнимые задачи ее полного искоренения, стало широко распространяться укрывательство преступлений от учета.

Наибольшее распространение оно получило в армии и на флоте, командный состав которых, с одной стороны, был обязан сообщать военному прокурору о совершаемых военнослужащими преступлениях, с другой – нес строгую ответственность за противоправное поведение подчиненных. Эта правовая коллизия обычно решалась не в пользу укрепления воинской дисциплины.

Коэффициент преступности в войсках в расчете на 100 тыс. человек личного состава обычно вдвое выше коэффициента преступности в гражданском обществе. Это обусловлено рядом обстоятельств, но в первую очередь тем, что военную службу несут главным образом молодые мужчины – наиболее криминогенная в демографическом отношении часть населения.

Такое соотношение долгое время сохранялось и в СССР. В 1950г. коэффициенты преступности в гражданском обществе и в войсках (армия и флот) соответственно составляли 400 и 958, в 1960 г.

– 307 и 656, в 1970 г.

– сопоставляемые показатели практически сравнялись (433 и 426), После начавшегося в середине 60-х годов интенсивного роста преступности в стране стала расти и преступность среди военнослужащих.

Командиры и начальники реагировали на неудержимый прирост преступности среди военнослужащих возрастающим укрывательством преступлений от учета, особенно воинских. В 1980 г. коэффициент преступности в войсках равнялся 534, а в гражданском обществе 969, в 1990 г. – соответственно 794 и 969, а в последний год существования Вооруженных Сил СССР – 893 и 1115.

Преступность в Вооруженных Силах России продолжает интенсивно расти. Увеличивается число нежелающих идти на военную службу. В 1993г. после весеннего призыва они были укомплектованы лишь на 51%.

При оценке криминологической характеристики преступности военнослужащих надо иметь в виду не только половозрастные демографические данные о личном составе Вооруженных Сил, специфику учета преступных проявлений, но и другие криминогенные и антикриминогенные особенности, которые, не являясь причинами преступных проявлений, отражаются на их уровне, структуре и динамике.

Снижение этих требований (что нередко бывает при недостатке призывных контингентов) существенно сказывается на преступности в воинских частях. Об этом может свидетельствовать более высокий коэффициент преступности среди военных строителей.

В военно-строительных частях действует целый комплекс только им свойственных криминогенных факторов. Одним из них, и очень существенным, является заниженный уровень требований к физическому, психическому и социальному здоровью призываемых на службу.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Несмотря на малый удельный вес преступлений военнослужащих в структуре общей преступности в стране и на наличие в Вооруженных Силах криминологически значимых (позитивных и негативных) особенностей их службы, основные динамические тенденции преступных проявлений в войсках по своей направленности практически совпадают с динамикой преступности в стране.

Разница заключается лишь в несколько меньших темпах прироста некоторых преступлений военнослужащих, да и то, как было показано, главным образом за счет снижения регистрации регулируемых командованием общеуголовных и особенно воинских преступлений (самовольных отлучек, нарушений правил внутренней и караульной служб, оскорблений и др.). Есть и иные воинские особенности в динамике преступности военнослужащих.

Например, наибольший рост преступности наблюдался во время сокращения Вооруженных Сил в 1956 и в 1961 г. и в настоящее время, что в значительной мере связано с падением престижа военной службы и резким ослаблением организационно-управленческой и профилактической работы со стороны не уверенных в своем будущем командиров и начальников.

Всплеск преступности военнослужащих в настоящее время связан и с общим осложнением социально-экономической и политической обстановки в стране, в армии, особенно в связи с резким ухудшением бытового устройства войск, перемещаемых в глубь страны из Восточной Европы, Прибалтики и других стран ближнего зарубежья.

Несмотря на имеющиеся криминологически значимые особенности в Вооруженных Силах, коэффициент преступности в них и в стране в целом, взятых за послевоенный период, составляет около +0,7.

А если сопоставить динамические показатели только общеуголовных преступлений военнослужащих (исключив из преступности Вооруженных Сил специфические воинские деяния) с аналогичными данными преступности в стране, то коэффициент корреляции за тот же период приближается к +0,8.

Такой высокий коэффициент корреляции между динамикой преступности в войсках и в стране в целом объясняется действием в стране и армии единых основных тенденций и закономерностей.

Военнослужащие, составляя около 1,5% в структуре населения страны, но призванные со всей ее территории, из всех социальных слоев и групп населения, достаточно репрезентативно отражают территориальные, социально-экономические, культурные особенности страны, общества, народа.

Этот вывод является ключевым для понимания основных закономерностей и тенденций преступности в Вооруженных Силах, ее важнейших и определяющих причин, а также главных направлений предупредительной работы в войсках.

Все военно-криминологические проблемы могут успешно анализироваться и решаться лишь в тесной связи с общими социальными, экономическими, организационными, духовными и криминологическими процессами в стране. Попытки радикально решить криминологические проблемы военнослужащих в отрыве от общегосударственных предпринимались неоднократно, но успеха не имели.

Преступления в Вооруженных Силах обычно делятся на две большие группы: общеуголовные и воинские. В связи с этим структура преступности военнослужащих специфична.

И эта специфика главным образом связана с наличием воинских преступлений, которых нет в гражданском обществе.

Удельный вес этих преступлений в структуре всей преступности военнослужащих не был постоянным и колебался в пределах 50-70%.

Внутри них наибольшее распространение (до 70% и более) имеют преступления против порядка прохождения военной службы (самовольные отлучки, самовольные оставления части, дезертирство и членовредительство);

затем следуют преступления против порядка подчиненности и воинской чести (неповиновения, сопротивления начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, насильственные действия в отношении начальника, оскорбление подчиненными начальника и начальником подчиненного, неуставные отношения между военнослужащими, получившие название дедовщины);

преступления, связанные с эксплуатацией военной техники (автобронетехники, самолетов, кораблей);

преступления против порядка несения боевого дежурства, пограничной, караульной и внутренней служб;

воинские должностные преступления и др.

Вторую часть преступности военнослужащих составляют общеуголовные деяния. В их структуре наибольшее распространение имеют преступления против различных видов собственности (около 60%), против личности, общественного порядка, общественной безопасности и некоторые другие.

Удельный вес отдельных видов общеуголовных деяний военнослужащих несколько ниже аналогичных показателей по стране. Например, доля хулиганских действий среди военнослужащих практически в 2 раза ниже, чем среди гражданских лиц.

Однако если к хулиганским действиям военнослужащих приплюсовать преступления против порядка подчиненности и воинской чести, совершаемых из хулиганских и близких к ним побуждений, то указанные различия практически нивелируются.

Аналогичные соотношения имеются и по другим видам мотивации, которые в данном случае более объективно передают криминальные тенденции в обществе и армии. Эти данные также подтверждают наличие глубоких взаимосвязей между преступностью в стране и в Вооруженных Силах.

Причины преступности военнослужащих. Криминологический анализ уголовно наказуемых деяний в Вооруженных Силах и сопоставление этих деяний с преступностью в стране позволяет сделать важный вывод: основные причины преступлений в войсках не имеют существенных отличий от общих причин преступности в стране.

Имеющиеся особенности заключены не столько в их содержании, сколько в своеобразном преломлении общих причин через специфические условия жизни, быта и деятельности военнослужащих, а также в конкретных обстоятельствах, способствующих совершению преступлений в воинских частях и подразделениях.

В реальной жизни и деятельности военнослужащих общие и специфические криминогенные явления и процессы тесно связаны. Но задачи устранения или нейтрализации причин и предупреждения преступлений требуют их дифференциации.

Поэтому в учебных и практических целях всю совокупность причин и условий, порождающих преступность в Вооруженных Силах, целесообразно разделить на три основные группы:

1) общие причины преступности, реализуемые через условия жизни, воспитания, учебы и работы правонарушителей до призыва (поступления) на военную службу;

2) общие причины преступности, специфично преломляющиеся через армейские условия жизни и быта;

3) сугубо воинские причины и условия, способствующие совершению преступлений военнослужащими.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/prestupnost-voennosluzhashhih-i-ee-prichiny/

Предупреждение преступности среди военнослужащих

Преступления среди военнослужащих

Ромадин, Р. Н. Предупреждение преступности среди военнослужащих / Р. Н. Ромадин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57177/ (дата обращения: 22.11.2020).



Исследование и изучение преступности среди военнослужащих имеет ключевое значение, поскольку в данном случае интересы криминологии пересекаются с интересами по защите национальной безопасности и обороны страны, от которых зависит боеготовность и боеспособность войск государства.

Ключевые слова: военнослужащий, безопасность, режим, преступление, расследование

Researching and investigation of criminality level among a militaries has the key meaning, because in this case criminology interests is crossing with interests on national safety and a statement defense protection.

Key words: a military, safety, a mode, crime, investigation

Преступность военнослужащих — составной элемент преступлений, совершаемых особой категорией граждан — военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и иных органах России, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В криминологии выделяют две группы преступлений, совершаемых военнослужащими:

− предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против военной службы, установленного порядка прохождения военной службы (неисполнение приказа, дезертирство, самовольное оставление и др.);

− общеуголовные преступления (против личности, против собственности и др.).

Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования являются необъемлемой частью общества, военнослужащие имеют особый правовой статус, на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Предупреждение преступности среди военнослужащих имеет специфические черты, поскольку личность обычного преступника и преступника-военнослужащего существенно отличаются, специфичен и характер совершаемых военнослужащими преступлений, в связи с возложенными на них обязанностями.

Среди общих мер предупреждения преступлений военнослужащих можно выделить следующие:

  1. Переход призыва на военную службу один раз в год. Данная мера позволит полностью исключить градацию по сроку службы среди поступающих на военную службу по призыву.
  2. Повышение возраста призыва на военную службу. Существующий возрастной порог призыва порождает массу проблем в связи с социальными, психологическими особенностями армейской жизни, бытовыми и иными возникающими у солдат трудностями.
  3. Значительное улучшение социально-бытовых, материальных условий в местах несения службы, проживания военнослужащих.
  4. Перед призывом на военную службу с целью определения рода и вида войск необходимо всесторонне тщательно изучать психологические особенности личности, характера призывников, также необходимо учитывать и мнение призывника, его отношение к прохождению военной службы.
  5. Увеличение уровня денежного содержания военнослужащих. Действующая система материального стимулирования военнослужащих по призыву является неудовлетворительной. Так, к примеру, в войсках национальной гвардии РФ месячный оклад денежного содержания солдата (стрелка) составляет одну тысячу рублей.
  6. Улучшение уровня подготовленности сержантского состава. Командирами отделения, заместителями командира взвода и иными младшими командирами должны быть назначены исключительно военнослужащие по контракту, прошедшие курсы подготовки сержантского состава, повышения квалификации. Кроме того, сержантскому составу необходимо иметь профильное высшее образование.
  7. Изменение отношения командования воинских частей, соединения к преступлениям, нарушениям, допускаемым должностными лицами. Немедленное уведомление о выявленных факта военного прокурора гарнизона, поскольку эффективность работы прокурора зависит от качества сбора и накопления поступающей информации. Зачастую командованием воинских частей скрываются от учета выявленные незаконные действия подчиненных лиц.
  8. Повышение значимости деятельности дознавателей воинских частей. Так, назначенные приказом командира воинской части дознаватели не имеют высшего юридического образования, не владеют знаниями в области уголовного процесса и права. Деятельность дознавателей сводится к перепечатыванию процессуальных документов по шаблону, без выяснения конкретных обстоятельств по делу. Кроме того, дознаватели не принимают участие в профилактике, предупреждении преступлений, они реагируют исключительно в отношении поступивших и зарегистрированных в воинской части сообщений о преступлениях.
  9. Повышение уровня престижа воинской службы. Несмотря на принимаемые государством в этой связи мерах, привлекательность службы остается на довольно низком уровне. Связано это и с тем, что в социальных сетях, Интернете среди людей призывного возраста пропагандируется реклама о возможности «откосить» от службы на законных основаниях, что служить «не модно», «служат только те, кто не смог откосить».

Вышеизложенные общесоциальные меры по предупреждению преступности не являются исчерпывающими.

Согласно справке о состоянии преступности в войсках Западного военного округа, за 2018 г. зарегистрировано 1833 (в 2017 г. — 1807) преступлений, то есть на 1,4 % выше, чем в 2018 г.

, из которых возбуждено 1347 (1406) уголовных дел.

Однако статистика может не отражать в полной мере состояние преступности в данной сфере, поскольку многие исследователи указывают на высокий порядок ее латентности.

Заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором в целях поддержания на должном уровне эффективности и результативности надзорной деятельности, на постоянной основе проводятся оперативные, координационные совещания с командованием военных округов, правоохранительных структур, принимаются меры организационного характера. Результаты анализа надзорной деятельности свидетельствуют, в том числе, о необходимости активизации работы в отдельных сферах законодательства с определением конкретных объектов проверок с учетом состояния в них законности.

Так, военной прокуратурой гарнизонного звена выявлено сокрытое командованием войсковой части насильственное преступление.

В ходе проверки установлено, что в один из дней в период с 13 по 14 августа 2018 г. около 12 часов, находясь на территории учебного центра, младший сержант Б. нанес рядовому Д.

один удар прикладом автомата АК-74М в область передней поверхности правого плеча, чем причинил ему физическую боль, нравственные страдания и телесные повреждения в виде гематомы в области передней поверхности правого плеча.

16 августа 2018 г. около 19 часов младший сержант Б., будучи недовольным слабой физической подготовкой рядового Д., продолжая преследовать свой преступный умысел, находясь на территории учебного центра, нанес рядовому Д.

один удар кулаком правой руки в область грудной клетки, один удар правой ногой, обутой в ботинок с высоким берцем, в район икроножной мышцы левой ноги, один удар по внутренней поверхности правого плеча и один удар по спине в область грудной клетки, чем причинил ему физическую боль и нравственные страдания, а также телесное повреждение в виде гематомы внутренней поверхности правого плеча.

18 декабря 2018 г. гарнизонные военным судом в отношении младшего сержанта Б. вынесен обвинительный приговор, ему назначено наказание в виде 1 года условно, с испытательным сроком на 1 год.

А. В. Майоров, А. С. Черепашкин указывают на то, что командиры воинских частей являются незаинтересованными лицами в выявлении преступлений, совершенных на территории воинских подразделений, поскольку командиры за подобные преступления привлекаются к дисциплинарной ответственности вне зависимости от причастности к событию [2, с.66].

Кроме того, узость и замкнутость коллектива военнослужащих приводит к наличию «круговой поруки» и незаинтересованности самих военнослужащих-потерпевших в раскрытии преступления и привлечении виновных к ответственности.

Территория воинской части является режимной, что также обуславливает закрытость и замкнутость ее от внешних факторов и приводит к высокой латентности.

Н. А.

Агаркова к числу факторов, способствующих совершению воинских преступлений, относит сокрытие командованием правонарушений, неправильные действия командиров или начальников воинских частей, что проявляется в неиспользовании своих полномочий, либо в их превышении, недостатки в проведении право-предупредительной работы в воинской части, подразделении [1, с.113]. Автор предлагает усилить борьбу с преступлениями имущественного характера, а также с преступностью, связанной с подчиненными отношениями между военнослужащими, что является вполне рациональным предложением, поскольку именно наличие полномочий на замкнутой режимной территории у одного субъекта в отношении других лиц является фактором, способствующим совершению воинских преступлений, в том числе, и насильственного характера.

Подводя итог, необходимо отметить, что для предупреждения преступности среди военнослужащих командованием воинских частей, общественными организациями, прокурорским работникам на постоянной основе необходимо проводить ряд профилактических мероприятий по сплочению воинских коллективов и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, проводить учебно-методические сборы, на координационных совещаниях правоохранительных органов вырабатывать меры по предупреждению криминализации офицерского корпуса, повышения роли офицеров в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

Литература:

  1. Агаркова Н. А. Обстоятельства, генерирующие преступность военнослужащих // Правопорядок: история, теория, практика — 2014г. — № 2(3) — с.113–115
  2. Майоров А. В., Черепашкин А. С. Преступность военнослужащих: уголовно-правовой и криминологический аспект // Правопорядок: история, теория, практика — 2016г. — № 1(18) — с.64–70

Основные термины(генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинская часть, предупреждение преступности, преступление, сержантский состав, младший сержант, надзорная деятельность, передняя поверхность, Российская Федерация.

Источник: https://moluch.ru/archive/249/57177/

Меры предупреждения преступлений военнослужащих

Преступления среди военнослужащих

Система и содержание основных направлений профилактической работы в войсках должны соответствовать структуре и содержанию причин, обусловливающих существование преступности в стране и Вооруженных Силах.

Исходя из этого принципа можно выделить четыре основных направления: социально-экономическое, воспитательно-педагогическое, организационно-управленческое и уголовно-правовое.

Некоторые из этих направлений реализуются на общесоциальном уровне, другие – на общесоциальном и специально-криминологическом, третьи – только на социально-криминологическом.

Социально-экономические меры реализуются главным образом на общесоциальном и общегосударственном уровнях.

Вооруженные Силы обычно лишь используют социально-экономические возможности государства для устранения соответствующих причин преступности военнослужащих, для улучшения их жизни, деятельности, воспитания, быта, отдыха. Рассматриваемые меры существенны, но они не имеют в войсках особой специфики.

Меры воспитательно-педагогического характерапредставляют собой весь арсенал средств и способов воздействия на сознание человека при строгом соблюдении его прав и свобод.

Основой воспитания личного состава в целях предупреждения правонарушений является формирование социально-полезных интересов и потребностей у военнослужащих, представление им возможностей для их правомерного удовлетворения, оказание оступившимся педагогической, психологической и социальной помощи.

Важной мерой воспитательно-педагогического воздействия на подчиненных является личный пример командиров и начальников в строжайшем соблюдении действующего законодательства.

Поэтому укрепление воинской дисциплины и предупреждение преступлений среди военнослужащих должны сочетаться с решительной борьбой с аморальными, неправомерными и преступными действиями различных начальников, ибо эти случаи, становясь известными подчиненным, прямо и непосредственно обусловливают их противоправные деяния.

Существенная роль в предупреждении преступного поведения военнослужащих принадлежитмерам организационно-управленческого характера.

Строгое соблюдение уставных требований в организации жизни, быта и деятельности частей и подразделений является важнейшей организационной мерой по предупреждению правонарушений среди военнослужащих. Добиться организованности, дисциплины и порядка нельзя лобовыми требованиями.

Это достигается организацией порядка всюду, где живут и действуют военнослужащие. Основой организации жизни и деятельности военнослужащих является уставный порядок. Борясь за укрепление воинской дисциплины и порядка, командир должен действовать только по закону и уставу.

Особо следует указать на строгое соблюдение правового положения военнослужащих, на проявление постоянной заботы о здоровье, питании, материально-бытовых условиях жизни личного состава, на изучение и удовлетворение его правомерных нужд и потребностей.

Социальный контроль за противоправным поведением – одно из эффективных организационно-управленческих средств профилактического воздействия на военнослужащих. Его нельзя сводить к непосредственному наблюдению (надзирательству) за личным составом. Это малоэффективно и даже вредно.

Элементами современного социального контроля в армейских условиях могут быть: а) научно обоснованные и отвечающие международным стандартам правовые нормы, изложенные в законах, уставах, наставлениях, положениях, инструкциях (нормативный элемент); б) реальный уровень контроля за соблюдением военнослужащими этих норм со стороны командиров и начальников и применяемая ими практика стимулирования и принуждения к выполнению действующих установлений (организационный элемент); в) общественное мнение, ожидания, оценки и суждения о соблюдении действующих норм, формируемые в воинском коллективе (социально-психологический элемент); г) индивидуальное отношение военнослужащих к правовому и противоправному поведению (психологический элемент).

Последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершенные проступки также является необходимой организационно-дисциплинарной мерой предупреждения преступного поведения военнослужащих. В этих целях необходима постоянная борьба с отклонениями в дисциплинарной практике и особенно с безнаказанностью.

Особое место в предупреждении преступлений в воинских частях принадлежитуголовно-правовым мерам. За совершение преступлений военнослужащие должны нести личную ответственность. Ее нельзя перекладывать на командиров, провоцируя их к укрывательству.

Эффективность предупреждения новых преступлений с помощью уголовно-правовых средств зависит от содержания уголовных и военно-уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности и качества работы органов военной юстиции. Именно содержание законодательства и его правильное применение командованием (как органом дознания), военными дознавателями, следователями, прокурорами и судами создают правовую атмосферу в части, соединении, гарнизоне.

Профилактическая работа по предупреждению преступлений среди военнослужащих не исчерпывается сказанным. Важно, чтобы предупредительная работа была конкретной.

А это значит, что ее следует строить не на механической реализации рассмотренных направлений, а на повседневном изучении причин правонарушений и преступлений. Они изменчивы. Адекватно их изменениям должна меняться и профилактическая работа.

Только при осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мер предупреждения преступлений можно рассчитывать на определенные успехи.

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 2951; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-13096.html

Уголовная ответственность за преступления против военной службы

Преступления среди военнослужащих

Военнослужащие, как и все граждане России, наделены всеми конституционными правами и свободами.

Но на них к тому же возлагается дополнительная ответственность в силу особенности федеральной государственной службы.

Они обладают особым статусом, куда входит и уголовная ответственность военнослужащих.

В ст. 59 Конституции РФ говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. Именно эта норма есть правовое основание установления уголовной ответственности за преступления против военной службы.

Это требование запрещает уклоняться от такой службы и нарушать порядок ее прохождения.

Военнослужащие независимо от занимаемой должности и присвоенного звания могут понести ответственность за совершение общих уголовных и воинских преступлений.

Ст. 331 Уголовного кодекса РФ (в ред. от 06.07.2016) раскрывает пределы и содержание ответственности, а также содержит определение понятия преступлений против военной службы.

Под ними признаются преступления против порядка прохождения службы, которые совершены военнослужащими и пребывающими в запасе гражданами во время военных сборов.

Правила несения службы должны исполняться на всех уровнях Вооруженных Сил РФ и относятся в равной степени ко всем должностям. При совершении противоправных проступков при боевых условиях и в военное время, судебное рассмотрение проходит в особом порядке.

Таким образом, усугубляется и ответственность. Преступления, совершенные военнослужащими, должны быть рассмотрены военными судами разных инстанций. Гражданское судопроизводство к этому отношения не имеет.

Преступления против военной службы

Ответственность военнослужащих за уголовные правонарушения общего характера ничем не отличается от ответственности обыкновенных лиц.

В то время как воинские преступления выделены в отдельную главу и разделены по направлениям:

  1. Статьи 332-336 УК — несоблюдение порядка подчиненности и нарушение уставных правил.
  2. Статьи 337-339 УК – уклонение от обязанностей службы и заведомо неправильное их исполнение.
  3. Статьи 340-344 УК – невыполнение правил несения внутренних служб.
  4. Статьи 345-352 УК – преступное и небрежное использование военного имущества, оружия и нарушение правил эксплуатации военной техники.

Данная система преступлений призвана устанавливать степень вины и ущерба, которая была нанесена обороноспособности и безопасности государства.

Наиболее часто служащие осуждаются за самовольное отсутствие на службе и нарушение устава.

Проступки, которые связаны с материальным ущербом, совершаются довольно редко. За преступления против военной службы не несут ответственность:

  • гражданские лица, которые работают в воинских частях;
  • учащиеся военных училищ;
  • сотрудники внутренних дел.

Если данные лица причастны к совершению преступления, то они должны быть осуждены гражданским судом как соучастники.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Правовое положение военнослужащих и особенности их статуса предусматривают определенные особенности обстоятельств, которые исключают преступность деяния при военной службе.

Согласно главе 8 УК РФ к ним относятся:

  • необходимая оборона;
  • причинение вреда при задержании преступника;
  • состояние крайней необходимости;
  • физическое, психическое принуждение;
  • обоснованный риск;
  • исполнение распоряжения и приказа.

Данные обстоятельства распространяются на военнослужащих на общих основаниях. При их применении необходимо учесть особенности военной службы, связанной с беспрекословным выполнением поставленных задач в различных условиях, включая риски для жизни.

В некоторых случаях необходимая оборона для военнослужащих является не только правом, но и правовой обязанностью.

При несении боевой, караульной и иных специальных служб, военнослужащие не должны уклоняться от выполнения воинских обязанностей, даже если существует состояние крайней необходимости, и их жизнь подвергается опасности.

Ответственность за военные преступления

Основанием для судебного следствия является нарушение уставных правил. К ним относятся неподчинение приказу командира, нарушение устава, конфликт с сослуживцами, отказ от постовой и караульной службы, оскорбление граждан, которые исполняют воинские обязанности.

Вина обвиняемого зависит от тяжести причиненных последствий. За нарушение уставных правил законом предусмотрены следующие наказания:

  • ограничение роста по службе сроком до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • перевод в дисциплинарную часть сроком до 2 лет;
  • лишение свободы до 5 лет.

Если преступление дополнено отягчающими обстоятельствами, то срок тюремного заключения может быть повышен до 8 лет.

Особо выделяют преступления, которые связаны с издевательствами над сослуживцами, и повлекшие тяжкие последствия для здоровья и жизни потерпевших.

Это та самая, пресловутая «дедовщина». Именно она является самой распространенной причиной для обращения в суд. Часто родственники солдат, проходящих срочную службу, обращаются в военную прокуратуру с просьбой инициировать рассмотрение.

За подобные противозаконные деяния предусмотрено лишение свободы от 3 до 10 лет.

Дезертирство – это отказ от военной службы, который заключается в уклонении от призыва или невозвращении на часть более трех суток без уважительной причины. Осуждается сроком до 7 лет. Если дезертир применил оружие или взял его собой, то срок увеличивается до 10 лет.

За преступное и халатное отношение к военному имуществу предусмотрена административная (выговор, штраф, понижение в звании) и уголовная ответственности. При вынесении приговора учитывается величина вреда, нанесенного технике и имуществу.

Противоправные деяния, которые были совершены во внеслужебное время, к несению службы не относятся и осуждаются по ГПК РФ. Однако рассматриваются в военных судах.

Важно знать, что штрафные санкции не могут быть применены к солдатам срочной службы. Административные наказания заменяются на содержание на гауптвахте на время, установленное гарнизонным судом.

Наказание может быть условным. Если повторных нарушений не было, то приговор в исполнение не приводится.

Расследование воинских преступлений

Расследование призвано определить к какому виду нарушение относится.

Обязательно должен быть определен состав преступления, учтены все факультативные и обязательные признаки.

К обязательным относятся доказанная вина, определение правонарушителя, причинно-следственная связь между проступком и результатом. К факультативным относятся цель, место, мотив и время события.

Роль органов дознания выполняют командиры частей и руководители военных учреждений. Командиром должна быть назначена следственная комиссия, которая проводит дознание и представляет свое заключение по имеющимся материалам дела. Не могут проводить следственные действия подчиненный или командир обвиняемого.

Решение о содержании на гауптвахте или аресте принимается коллегиально. По требованию подозреваемого лица ему может быть представлен защитник.

Далее дело должно быть направлено в военный суд гарнизона. Дознание считается законченным после получения следователем военной прокуратуры материалов дела и первичных документов.

Очень часто рассмотрение дела заканчивается изменением квалификации или определением по нескольким статьям.

Закон предусматривает довольно жесткую уголовную ответственность военнослужащих за преступления против службы. Такого рода дела рассматриваются исключительно военными судами.

Это происходит потому, что военные преступления обуславливаются спецификой объекта посягательства и субъекта. Объектом является установленный порядок прохождения военной службы. Ведь весь смысл воинской дисциплины заключается в этом порядке. Именно он обеспечивает военную безопасность государства.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/ugolovnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhix/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.