Преступления в жкх

Экономические преступления в сфере жилищно-коммунального комплекса России

Преступления в жкх

Разместил: Егоров Константин Михайлович Другое Статьи 28.10.

2010

Мировой финансовый кризис, экономическая нестабильность, значительные масштабы теневой экономики, несовершенство законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса являются основными причинами, криминализирующими указанную сферу, и требуют разработки специальных методик по расследованию совершаемых в ней преступлений, в том числе экономической направленности.

Отметим, что традиционно выделяются три системы городского хозяйства: жилищно-коммунальный комплекс, социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства .

сфера деятельности жилищно-коммунального комплекса – предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающее техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий для проживания и работы.——————————–

См.: Фролов А.С. Организационно-экономические механизмы государственного управления реализацией реформы жилищно-коммунального хозяйства России: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2006; Руткаускас Т.К.

Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2006; Круглик С.И.

Методологические основы управления жилищной сферой городов России: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2008.

Дублирование и монополизация управленческих функций приводят к повсеместным злоупотреблениям. Их причина видится в несовершенстве действующего законодательства и в использовании нормативных пробелов заинтересованными субъектами в личных криминальных целях.

Для жилищно-коммунального комплекса характерно совершение присвоения или растраты денежных средств управляющих компаний, товариществ собственников жилья, подрядчиков по линии жилищно-коммунального комплекса.

Нередки в исследуемой сфере уклонение от уплаты налогов с организаций, лжепредпринимательство, а также нецелевое использование бюджетных средств, которые выделены на развитие сферы жилищно-коммунального комплекса.

Экономико-криминальная практика в сфере жилищно-коммунального комплекса выявляет всевозможные правонарушения, в частности злоупотребления полномочиями со стороны руководителей государственных предприятий и учреждений при сдаче в аренду федерального недвижимого имущества.

Повсеместны взятки и коммерческий подкуп руководителей государственных, муниципальных и иных структур в процессе распределения объектов и территорий обслуживания.

В качестве взяткодателей выступают представители управляющих организаций, которые действуют в процессе подготовки и проведения конкурсов, аукционов на право выполнения ремонтных работ на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В сфере жилищно-коммунального комплекса распространены факты банкротства управляющих организаций, которые являются средством ухода от налоговой ответственности и невыполнения взятых финансовых обязательств.

Анализ практики расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса показывает значительные трудности, с которыми сталкиваются практические работники.

Для этих преступлений характерна высокая степень латентности.

На сегодняшний день при наличии высокой потребности правоохранительных органов отсутствует методика расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса.

Налицо проблемная ситуация: с одной стороны, криминальное обогащение за счет преступного манипулирования собственностью и денежными средствами в сфере жилищно-коммунального комплекса получило значительное распространение в России, с другой – не накоплен большой опыт расследования данных преступлений. Следствием этого является отсутствие апробированных методик расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса России.

Первостепенной в данном случае является роль способа совершения преступления . В настоящее время способы преступных деяний в сфере жилищно-коммунального комплекса разнообразны и могут быть следующими:——————————–

О роли способа преступления при расследовании и раскрытии преступлений подробнее см., например: Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления. М., 2002. С. 124 – 125; Хлюмцев М.Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений. Саратов, 1982. С.

41; Белкин Р.С., Лузгин И.М. Курс советской криминалистики. М., 1978. С. 70; Пудовиков А.С. Криминалистическое значение информации о способе совершения преступления и ее практическое использование правоохранительными органами // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2004. N 1(6). С. 108 – 110.

  • заключение фиктивных договоров на выполнение работ или оказание услуг с последующим изъятием денежных средств, перечисленных в оплату за невыполненные работы, неоказанные услуги ;

——————————–
См., например: Гарантия на обман – 2 // Щит и меч. 2009. 24 сен. N 36(1196).

  • неполное оприходование поступающих материальных ценностей;
  • оформление бестоварных накладных, счетов-фактур, товарных чеков;
  • получение наличных денег без оформления кассового чека или путем искажения данных контрольной кассовой ленты;
  • изъятие денег из кассы под предлогом возврата товара покупателем;
  • оформление подложных документов, служащих основанием для получения или выдачи наличных денег;
  • фальсификация результатов инвентаризации;
  • присвоение денежных средств (заработной платы) путем фальсификации записей в платежных ведомостях;
  • внесение подложных записей в иные первичные учетные документы и другие действия, направленные на создание резерва для хищения, изъятие ценностей и сокрытие недостачи;
  • фальсификация количественных и качественных показателей при приемке товарно-материальных ценностей;
  • необоснованное списание материальных ценностей на выполнение строительных, ремонтных или иных хозяйственных работ;
  • внесение подложных записей в регистры бухгалтерского учета и счета бухгалтерского баланса.

Кроме указанного выделим и появляющиеся “новые способы” мирового финансового кризиса, выявление и доказывание преступности которых вызывает проблемы у сотрудников правоохранительных органов:

  • уклонение от уплаты НДС при помощи создания цепочек фирм-подрядчиков (например, по ремонту многоквартирных домов: фирма A дает заем фирме B, фирма B ту же сумму фирме C, а C эту же сумму фирме D, в результате A прощает D долг взамен имущества D; A направляет заявку на возмещение НДС в районную ИФНС России); интересен и тот факт, что B, C и D могут и не существовать реально ;

——————————–
См.: Похоже на правду // РБК. 2009. Октябрь. С. 46 – 50.

  • уклонение от уплаты налога на имущество, с запросами о вычетах НДС (например фирма A, имея в собственности здания, получает кредит от фирмы взамен лизинга на эти здания);
  • уклонение от уплаты налогов путем создания цепочек (суб)подрядных организаций (например, фирма A передает фирме B имущество, фирма B это же имущество плюс процент передает фирме C, фирма C то же имущество плюс свой процент фирме D и т.д.; интересно, что после сделки A, B и C ликвидируются или проводят перерегистрацию, например, фирма A ликвидирована, а в состав фирмы D входят сотрудники и руководство фирмы A);
  • организация создает определенный фонд (например, управляющая компания или ТСЖ), куда постоянно перечисляет процент от выручки/дохода, в последующем “премируя” сотрудников средствами из указанного некоммерческого фонда; в данном случае, так как данная “материальная помощь” не связана с трудовыми договорными отношениями, налог с нее не уплачивается;
  • значительное занижение реальной стоимости при продаже имущества (данное объясняется руководством как финансовые затруднения организации в условиях кризиса); указанное повсеместно для процедур банкротств ТСЖ и управляющих организаций сферы жилищно-коммунального комплекса;
  • выплаты дивидендов организацией до конца финансового года в 2008 г. и 2009 г. в декабре, причем в большинстве случаев в состав акционеров входят лица и фирмы, зарегистрированные в юрисдикциях с комфортным налогообложением; в свою очередь, “полученные дивиденды” они направляют на внутренние займы организации;
  • легализация денежных сумм, полученных незаконным путем, через повсеместные терминалы оплаты коммунальных услуг, мобильной связи и Интернета, посредством систем “Вебмани”, “Яндекс-Деньги” и др. (“благо”, что для ввода сумм через такие платежные системы не требуются документы, а впоследствии перевод в электронных счетах этих сумм отследить бывает затруднительно).

Следует отметить и перечень субъектов, должностных лиц и управленцев негосударственных предприятий, которые, действуя с корыстной и иной личной заинтересованностью, совершают преступления в сфере жилищно-коммунального комплекса. Выделяются следующие категории субъектов:

  • руководители муниципальных образований и их заместители;
  • руководители департаментов и управлений жилищно-коммунального хозяйства, земельных ресурсов, капитального строительства при администрациях муниципальных образований, а также ответственные служащие и работники бухгалтерий указанных структур;
  • руководящие работники и работники бухгалтерий муниципальных унитарных предприятий сферы жилищно-коммунального комплекса, в том числе предприятий, функционирующих как единый центр платежей и регистрации муниципальных образований;
  • руководители, работники бухгалтерии и менеджеры управляющих организаций, в непосредственном ведении которых находится жилой фонд и связанная с ним инфраструктура;
  • председатели и бухгалтеры товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов;
  • руководящие работники других ведомств, злоупотребляющие своими полномочиями, в рамках расходования средств Федеральной целевой программы “Жилище”;
  • руководство, бухгалтерские работники и менеджеры подрядных организаций, осуществляющих ремонтные работы на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Немаловажными, на наш взгляд, являются и признаки преступной деятельности в сфере жилищно-коммунального комплекса, подлежащие обнаружению в процессе оперативно-розыскного документирования и в ходе расследования по уголовным делам. К таковым относим:

  • расхождения в документах кадрового подразделения и бухгалтерии, управляющей организации или ее подрядчиков;
  • установленные факты уборки придворовой территории, подъездов и выполнения иных работ “гастарбайтерами” и отсутствие об этом сведений в документах управляющих организаций;
  • зафиксированные случаи оформления работников ТСЖ, УО, их подрядчиков по потерянным или похищенным паспортам;
  • факты жалоб на взимание оплаты по тарифам регулярно без реального оказания услуг;
  • значительное превышение тарифов отдельных товариществ собственников жилья и управляющих организаций по сравнению с другими участниками рынка жилищно-коммунального комплекса;
  • установленные факты проведения работ субподрядчиками либо фирмами, не имеющими лицензий на определенный вид работ;
  • расхождение документальных данных и реальных объемов выполненных работ на объектах исследуемой сферы.

Таким образом, указанные нами способы и субъекты преступной активности как обязательные элементы криминалистической характеристики в сфере жилищно-коммунального комплекса весьма актуальны для сотрудников правоохранительных органов, выявляющих и расследующих преступные деяния в этой сфере, могут являться ориентирующей информацией для оперативных сотрудников, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс.

——————————–
См.: Голунский С.А., Шавер Б.М. Криминалистика. М., 1939. С. 11; Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., дополненное. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001. С. 731 – 739; Каминский М.К.

Расследование хищений государственного и общественного имущества, совершенных путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением: Лекция. Горький: ГВШ МВД СССР, 1978; Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности. Методология криминалистического исследования. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1997; Образцов В.А.

Криминалистическая характеристика преступлений: дискуссионные вопросы и пути их решения // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ прокуратуры, 1984. С. 7 – 15; Образцов В.А. Учение о криминалистической характеристике преступлений // Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М.: Юрист, 1995. С. 38 – 50; Гавло В.К.

О понятии криминалистического механизма преступления и его значении в расследовании криминальных событий // Алгоритмы и организация решений следственных задач. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1982. С. 4 – 12.

Отметим также, что для наиболее эффективного и результативного процесса расследования и раскрытия преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса целесообразно проводить следующие мероприятия:

  1. осмотр объектов, на которых подрядчиком производились работы;
  2. опросы и допросы лиц, связанных с выполнением работ, их сдачей и приемкой со стороны подрядчика и управляющей организации;
  3. наведение справок о характере и реальном объеме работ, а также получение копий документов у подрядчика, управляющей организации;
  4. осмотр документов с использованием помощи специалистов и анализ признаков выявленной экономико-криминальной схемы;
  5. отслеживание IP-адресов сотрудников организаций для установления связей между учредителями;
  6. тщательные проверки “убыточных” налоговых деклараций организаций сферы жилищно-коммунального комплекса, в частности, по ее банковским выпискам и выпискам контрагентов.

Д. Н. Маринкин

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist_3692.html

Эксперт: Преступления в сфере ЖКХ сложно раскрывать из-за их запутанности

Преступления в жкх

В ЖКХ происходит огромное количество правонарушений. Какие коммунальные преступления совершаются в Свердловской области чаще всего, что сделать для того, чтобы прекратить этот беспредел? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент “РГ” встретилась с начальником Следственной части ГСУ МВД РФ по Свердловской области подполковником юстиции Сергеем Лебедевым.

Сергей Лебедев: Самыми распространенными преступлениями в сфере ЖКХ являются хищения: присвоение, растрата, мошенничество. Как правило, их совершают руководители управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Способы воровства средств, собираемых с населения на оплату коммунальных услуг, самые разные. К примеру, недобросовестные коммунальные компании перечисляют деньги жильцов на подставные и подручные фирмы под видом оплаты работ, которые в реальности не были выполнены. Бывает, принимают в штат несуществующих сотрудников, которым за счет дома начисляется зарплата.

А нечистые на руку председатели ТСЖ обычно попросту кладут деньги к себе в карман.

Немало злоупотреблений происходит при проведении капитальных ремонтов по Федеральному закону “О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”.

Организация, обслуживающая жилье, либо не проводит ремонт, а выделенные из федерального и регионального бюджетов средства присваивает себе, либо делает его некачественно – частично или из дешевых материалов – и утаивает сэкономленные деньги.

Стоит отметить, что большинство коммунальных преступлений происходит в крупных городах Свердловской области: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском. Что естественно – там больше жилищный фонд, чем в других муниципалитетах. Хотя по количеству обращений можно сказать, что большие проблемы с ЖКХ у поселка Белоярского, в Кушве и ряде других населенных пунктов.

РГ: Создается впечатление, что коммунальщики обирают собственников совершенно безнаказанно…

Лебедев: В 2011 году в производстве ГСУ находилось 61 уголовное дело. Для сравнения: в 2010-м их было всего 20 – рост связан с усилением контроля над сферой ЖКХ. В общей сложности в прошлом году было завершено и направлено в суд18 уголовных дел по 132 преступлениям, хотя в 2010 году – всего 8.

В 11 случаях в преступлениях обвинялись руководители коммунальных предприятий. Фигурантами четырех дел являлись бухгалтеры, еще двух – мастера. И только одно дело было возбуждено против чиновника. К сегодняшнему дню суды рассмотрели 12 дел из 18: ни один обвиняемый не был оправдан.

В общей сложности ущерб от их действий составил 18,5 миллиона рублей. Из них вернуть удалось около 17 миллионов рублей. Речь идет и о добровольном возврате, и об изъятии имущества… Но обычно подозреваемые сами отдают деньги, чтобы получить более мягкое наказание.

РГ: А как были наказаны преступники?

Лебедев: Так как осужденные сотрудничали со следствием, в основном их приговаривали к условному лишению свободы и выплате штрафа, максимальный составил 250 тысяч рублей. Только один из преступников был осужден на 3,5 года тюрьмы – председатель ТСЖ из Екатеринбурга, который присваивал деньги жильцов.

РГ: Может быть, стоит ужесточить ответственность за коммунальные преступления, чтобы другим неповадно было?

Лебедев: Во-первых, эта идея идет вразрез с процессом либерализации законодательства в сфере экономических преступлений. Во-вторых, гораздо важнее не ужесточение наказания, а добиться его неотвратимости.

РГ: Надо полагать, что в реальности в сфере ЖКХ все же совершается в разы больше правонарушений, чем выявляется?

Лебедев: Проблема в том, что в жилищно-коммунальном хозяйстве достаточно сложно выявлять и раскрывать преступления – они, как правило, латентные и крайне запутанные. Подчас бывает трудно определить, куда пропали деньги.

Скажем, управляющая компания заказывает провести ремонтные работы подрядчикам, которые зачастую существуют только на бумаге, те – субподрядчикам, последние – еще кому-нибудь.

Так выстраиваются сложные цепочки: нужно отследить весь ряд исполнителей, проверить, кто какую работу в реальности выполнил, насколько качественно…

Главное, нужно доказать преступный умысел, то есть выяснить: это директор – глупый человек, который по неосмотрительности нанял недобросовестного подрядчика, или он намеренно перевел средства подставной фирме. А может, и подрядчик вполне добросовестный – его подвел корыстный субподрядчик.

Порой о том, что было совершено преступление, можно узнать только после ЧП. Например, в 2008 году администрация Верхней Салды заключила договор с коммерческой фирмой на ремонт теплосетей.

Городской бюджет заплатил за него 9 миллионов рублей. Однако спустя два года трубы прорвало. Оказалось, что вместо новых коммуникаций компания установила бракованные.

В результате власти были вынуждены потратить еще миллион на устранение последствий аварии и ремонт.

РГ: Правда ли, чтобы доказать преступление, следователям приходится проводить дорогостоящие экспертизы, которые по стоимости подчас сопоставимы с нанесенным ущербом?

Лебедев: Как правило, следователи проводят строительно-техническую экспертизу, чтобы выяснить, в полном ли объеме проведены работы, насколько качественно. И зачастую она стоит столько же, сколько сами работы – 1-2 миллиона рублей.

Но, чтобы ее провести, нужны еще эксперты, а их не хватает. При этом исследование в целом занимает много сил и времени.

Но следователи вынуждены делать экспертизу, потому что сфере ЖКХ сейчас уделяется особое внимание – это направление очень важно.

https://www.youtube.com/watch?v=FjOcLDdygcA

И надо понимать, что только силами правоохранительных органов не решить всех проблем в сфере ЖКХ. Даже если полицейские раскроют преступление, накажут виновного, ситуация в целом не изменится – вместо старой недобросовестной управляющей компании придет новая. На первом месте должны быть превентивные меры, не позволяющие совершать преступления.

РГ: Действительно ли, что благодатной почвой для правонарушений в ЖКХ является несовершенство законодательства и отсутствие должного контроля за коммунальной сферой со стороны чиновников? Скажем, они не следят за тем, как дома расходуют бюджетную помощь на капремонт.

Лебедев: Проблема в том, что для чиновников, которые выделяют деньги, важнее, были они освоены или нет. Как правило, их мало интересует, на что в реальности были потрачены средства – они довольствуются отчетами о проделанной работе, которые предоставляют УК. Вместе с тем, отсутствуют специалисты, которые бы проводили техническую экспертизу после ремонта.

РГ: Почему это происходит?

Лебедев: Чиновники не обязаны это делать. По логике законодателей, зачем чиновникам контролировать расходование средств на капремонт, если есть жильцы, которые должны за этим следить?

Конечно, регулирование коммунальной сферы пока несовершенно. Однако, стоит отметить, постепенно механизм отлаживается. Так что это вопрос времени.

Поначалу, когда рынок ЖКХ только перешел в частные руки, на нем была полная неразбериха: приходило много недобросовестных компаний, которые хотели нажиться на собственниках, в большинстве своем фирмы-однодневки. Но сейчас такого разгула уже нет.

Жилищный фонд обслуживают преимущественно крупные организации, которые работают в сфере ЖКХ не первый год. Посторонним предприятиям на рынок сложно зайти.

РГ: Если бы чиновники подчас не смотрели сквозь пальцы на коммунальные компании, те не творили бы что хотели?

Лебедев: Если бы они были требовательнее к ним, то порядка в сфере ЖКХ было бы однозначно больше. Хоть должностные лица зачастую и говорят, что у них недостаточно полномочий, чтобы контролировать коммунальный бизнес, тем не менее у них есть рычаги влияния.

РГ: Между чиновниками и управляющими компаниями существует сговор?

Лебедев: Нельзя сказать однозначно. Да, должностные лица зачастую ведут себя слишком мягко с УК, закрывают глаза на многие вещи. Однако преступный сговор установить и доказать крайне сложно.

В основном чиновники обвиняются в превышении должностных полномочий и халатном отношение к работе. Например, в прошлом году в Свердловской области за халатность был осужден начальник управления ЖКХ и строительства Талицкого городского округа. Он должным образом не проконтролировал ремонт газопровода в жилом секторе.

В итоге значительная часть работ оказалась не выполнена. Но газопровод при этом был принят в эксплуатацию. Ущерб составил два миллиона рублей. За это чиновника приговорили к штрафу в 50 тысяч рублей. Ему также запретили занимать руководящие должности в течение двух лет.

Думаю, на этом его карьера на муниципальной службе окончена.

РГ: Выходит, воровать выгодно: два миллиона “сэкономили”, а потом выплатили лишь 50 тысяч рублей штрафа?

Лебедев: Никто не освобождает осужденных от обязанности компенсировать ущерб.

РГ: А можно ли повлиять на недобросовестных чиновников?

Лебедев: Конечно, и такие меры принимаются. Большую работу проводят надзорные и контролирующие органы: прокуратура, министерство ЖКХ… Сотрудники этих ведомств выезжают в проблемные территории, чтобы на месте разобраться со сложной ситуацией в ЖКХ. Бывали случаи, когда после разбирательств неэффективные руководители муниципалитетов отправлялись в отставку.

РГ: Складывается странная ситуация: в области есть УК, которые регулярно попадаются на нарушениях, проигрывают суды собственникам, но при этом продолжают работать. Разве на них нет никакой управы?

Лебедев: Если у жильцов есть основания подозревать, что УК работает недобросовестно, то они могут написать заявление в полицию (участковому или в дежурную часть по месту жительства). Сегодня такие обращения не остаются без внимания.

Если подтвердится, что коммунальщики совершили преступление, то они будут наказаны в соответствии с законом. Однако законодательство не позволяет закрывать обслуживающие организации, выгонять их с рынка.

Единственный выход – собственники могут отказаться от их услуг.

Возможно, я скажу непопулярные слова, но во многом жильцы сами виноваты в том, что их обманывают: легковерно нанимают обслуживать дома небольшие неизвестные УК, которые в любой момент могут испариться. У таких даже нет имущества, следовательно, с них нечего будет взять, чтобы компенсировать ущерб.

Собственники подходят легкомысленно и к выбору председателей ТСЖ: на эту должность нередко назначаются люди, которые плохо разбираются в ЖКХ, не умеют работать в данной сфере. Многие живут по старинке, надеясь, что государство будет по-прежнему следить за их домом. Однако сейчас за свое жилье отвечаем мы сами.

Поэтому должны обдуманно выбирать управляющую организацию и контролировать ее работу.

Источник: https://rg.ru/2012/06/08/reg-urfo/lebedev.html

Уголовная ответственность: за что могут привлечь к ответственности УК, ЖСК и ЖСК в 2020 гг

Преступления в жкх
Уголовная ответственность: за что могут привлечь к ответственности УК, ЖСК и ЖСК в 2020 гг.

Как правило на семинара в интернете говорят нам в основном об административных наказаниях управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и руководителей этих организаций за нарушения при осуществлении управления МКД.

Но мало кто напоминает руководителям и Управляющим Организациям о том, что при выявлении различных правонарушений могут применять не только административные меры наказания, но и уголовные!

Сегодня мы хотим подробно разъяснить тему ответственности руководителей Управляющих Организация сферы ЖКХ с точки зрения уголовного наказаний: за что могут привлечь руководителя УО и УК, ТСЖ, ЖСК к уголовному наказанию?

Административные правонарушения в России строго регламентируются КоАП РФ и ЖК РФ  и ,наверняка, все руководители и председатели, знакомы как с перечнем правонарушений, так и с соответствующими штрафными санкциями. Уголовная ответственность в сфере ЖКХ при осуществлении деятельности по управлению МКД наступает реже.

Юристы ЖКХ-Проф подготовили для вас перечень деяний, за которые УК, ТСЖ и ЖСК, в том числе и их руководители, могут быть привлечены к уголовной ответственности в 2019-2020 гг..

В соответствии с нормами УК РФ уголовная ответственность может наступить как по общим основаниям для всех физических лиц в РФ, так и при совершении действий (или бездействий), связанных конкретно с деятельностью по управлению жилыми домами. Мы рассмотрим подробнее ответственность и наказания, связанные именно с профессиональным управлением многоквартирных домов:

1. Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Большинство руководителей и председателей знают о том, что подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании подлежит уголовной ответственности, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ. 

Ответственность руководителя УО:

Подделка, изготовление или оборот поддельных документов в соответствии с действующим законодательством карается принудительными работами или лишением свободны на срок от нескольких месяцев до 4 лет. А также мерой пресечения может быть штраф в размере до 80 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

2. Ненадлежащее исполнение обязанностей и причинение крупного ущерба или вреда здоровью в связи с этим

Нередко наказывают руководителей УК, ТСЖ и ЖСК за причинения тяжкого вреда здоровью или смерти физ.лицам по причине того, что УО ненадлежащим образом выполняла обязанности по содержанию и ремонту МКД.

Примеры знакомы всем: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход льда или снега с крыш (что особо часто случается в Санкт-Петербурге).

Ответственность руководителя УО:

Если был причинен тяжкий вред здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ) руководителю или председателю грозит штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 48 часов, исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Если из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД кто-то погиб, то судить руководителя УО будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ. Наказываются данные преступления по разному в зависимости от степени ущерба и количества пострадавших лиц.

Ответственность руководителя УО:

исправительные или принудительными работы на срок до 4 лет, либо ограничение или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как на определенный срок, так и без такового.

Если УО отключила в квартире электроэнергию и это стало причиной крупного ущерба имуществу собственников или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или, что еще хуже, привело к смерти человека, то руководителя или председателя будут судить по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ. Важное условие: судом должно быть установлено, что действия УО по отключению/ограничению КУ были незаконными и именно они привели к ущербу.

3. Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и/или сотрудники управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК также могут быть привлечены уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством по статье мошенничество.

Самыми частыми преступлениями оказываются махинации, связанные с ОИ собственников, его ремонтом, а также расходованием средств, оплаченных собственниками за КУ и капремонт. Данные преступления попадают под статью мошенничество с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Если преднамеренное неисполнение договоров стало причиной ущерба дому в крупном (от 3 млн рублей) или особо крупном (от 12 млн руб.) размере, то ответственность судом будет определена по ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

Также УО могут попасть под уголовную ответственность при управлении многоквартирными домами за присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения.

Это может быть как присвоение платежей собственников за ЖКУ, так и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников, заключение заведомо невыгодных сделок.

Пример: На УО завели уголовное дело за хищение денежных средств собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

Штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными или исправительными работами на срок от 360 часов до 1 года, ограничением свободы до 2 лет, принудительными работами до 2 лет лет, либо арестом до 4 месяцев или лишением свободы до 2лет. 

4. Деятельность УО без лицензии и уклонение от уплаты долгов

Руководителей или председателей управляющих организаций могут осудить, если УО, возглавляемая им, занималась управлением МКД без лицензии.

Если УК, ТСЖ или ЖСК собирала с собственников платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей, то ответственность попадает под ч. 1 ст. 171 УК РФ в случае.

Если сумма ущерба в итоге превысила 9 млн рублей, то обвинители будут апеллировать к ч. 2 ст. 171 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

штраф от 100 до 500 тыс руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период 1-3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес.

Не стоит забывать, что руководителя УК или председателя ТСЖ/ЖСК могут наказать по этим статьям за иную деятельность без получения лицензии на определенный вид деятельности, принесшую большую прибыль: на вывоз ТБО, обслуживание лифтового оборудования или оборудования пожарной безопасности и пр.

Также все вы хорошо знаете, что за УО могут лишить лицензии за непогашение долгов перед РСО . Однако мало кто помнит, что уклонение от уплаты долга в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность был уже подтверждена в судебном порядке, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

штраф до 200 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов или принудительными работами до 2 лет, арестом или лишением свободы на срок до 2 лет.

5. Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам УК, ЖСК или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в квартиры собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354. Однако УО не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников.

Если сотрудники УО проникли в квартиру без разрешения собственника, то законодательство расценивает действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 139 УК РФ.

Ответственность:

штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 мес, либо обязательными работами на срок до 360 часов, исправительными работами на срок до 1 года или арестом на срок до 3 месяцев.

6. Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Как мы все помним, УК, ЖСК и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт ОИ в МКД, а также за создание условий для безопасного проживания люде. Если же из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли жители дома, руководитель и сотрудники УО будут наказаны по УК РФ.

Нарушение требований безопасности при проведении строительных работ: При проведении ремонтных работ в доме на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью. К негативным последствиям относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности и пр. Судить ответственных будут по ч.ч. 1–3 ст. 216 УК РФ.

Требований пожарной безопасности: В соответствии с договором управления УО отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры, пожарные выходы, открывались входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и пр. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по ч.ч. 1–3 ст. 219 УК РФ

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил: Руководителя и сотрудников УО будут судить по УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в случае распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание по ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

Ответственность:

Штраф до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, ограничением свободы до 3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности.

Уголовная ответственность в отношении руководителей УО предусмотрена дополнительно в том случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ).

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда руководителям УК, ТСЖ и ЖСК грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении УО и МКД, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере,причинение вреда здоровью или же смерть одного или более лиц. При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний.

Специалисты ЖКХ-Проф помогают руководителям управляющих организаций как Санкт-Петербурга, так и др.городов России избежать уголовной ответственности с помощью предварительных и своевременных консультаций.

Для записи на личную консультацию по самым сложным вопросам звоните

по тел. +7 812 327-09-10

или оставляйте заявку эл.почте info@gkhhelp.ru

ЖКХ-Проф – квалифицированная помощь управляющим сферы ЖКХ http://gkhhelp.ru/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e464453aad38b32664add39/ugolovnaia-otvetstvennost-za-chto-mogut-privlech-k-otvetstvennosti-uk-jsk-i-jsk-v-2020-gg-5e563d9d6617c37cfdda6ab2

Экономические преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Преступления в жкх

На сегодняшний день выявление преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из актуальных задач.

Сфера ЖКХ выделяется из других отраслей экономики сложностью организации, большим объемом нормативно-правового регулирования, включающего нормы гражданского, жилищного законодательства, большого количества подзаконных актов, в связи с чем успешная деятельность по противодействию преступности в данной сфере требует больших познаний как в юридических, так и в технических вопросах.

Распространенными способами совершения преступлений в сфере ЖКХ являются:

– составление фиктивных договоров без фактического выполнения работ подрядчиками и перечисление денежных средств на счета аффилированных организаций;

– не перечисление денежных средств, внесенных гражданами в качестве оплаты за них поставщикам коммунальных услуг;

– выставление не соответствующих действительности счетов за коммунальные услуги;

– заключение договоров подряда с завышением реальной стоимости работ (услуг);

– неправомерное завышение тарифов на поставку жилищно-коммунальных услуг;

– совершение хищений денежных средств или товарно-материальных ценностей, находящихся в подотчете работника организации ЖКХ.

Наиболее типичной ситуацией является удержание управляющей компанией или ТСЖ денежных средств, собранных с жителей дома за поставленные коммунальные ресурсы – тепловую энергию, питьевую воду, электроэнергию, природный газ и т.д., на своих расчетных счетах.

При этом указанные денежные средства предназначаются организациям- поставщикам коммунальных услуг и должны быть перечислены в пользу этих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю (Постановление Правительства РФ N 253 от 12 марта 2012 г.

“О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг”). Но этого не происходит.

Руководителем управляющей компании (или ТСЖ) эти денежные средства либо перечисляются на нужды своей организации, либо через подконтрольные аффилированные организации выводятся со счетов управляющей компании.

Подавляющее большинство преступлений в ЖКХ, в том числе и в сфере незаконного завышения тарифов на услуги данной сферы совершается при составлении фиктивных договоров и актов о приемке выполненных работ со стороны сторонних организаций, что в последствии позволяет субъекту преступления незаконно присвоить определенные суммы денежных средств, расходуя их на личные цели.

В сфере ЖКХ могут совершаться преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской федерации (УК РФ):

– статья 159 УК РФ: мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием;

– статья 160 УК РФ: присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному;

– статья 201 УК РФ: использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

В большинстве случаев нарушения в сфере ЖКХ не образуют состав преступления и являются административными правонарушениями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Например, в соответствии с частью 1 статьи 7.23.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Зачастую нарушения в сфере ЖКХ требуют проверочных действия и принятия мер Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора, Департаментом тарифного регулирования Томской области или Управлением Роспотребнадзора по Томской области

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 года №493 «О государственном жилищном надзоре» проверку нарушения связанных с порядком выбора или изменения формы управления многоквартирных домов осуществляет орган государственного жилищного надзора (на территории Томской области это Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области).

Также к компетенции Департамента ЖКХ и государственного Жилищного надзора Томской области относится разрешение следующих вопросов:

– включение управляющими компаниями и ТСЖ в счета-квитанции необоснованных тарифов на содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные ресурсы;

– завышение суммы текущего (капитального) ремонта и (или) содержания жилья;

– нарушение прав граждан на доступ к информации, обязанность раскрытия которой возложена на управляющие компании и организации жилищно-коммунального хозяйства.

Источник: https://70.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/18482466

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.