Превышение должностных полномочий и злоупотребление

Содержание

Яркие примеры злоупотребления должностными полномочиями

Превышение должностных полномочий и злоупотребление

В России законодательством предусмотрено уголовное наказание за злоупотребление должностными полномочиями.

Примеров таких преступлений и наказания за них известно множество, однако проблема до сих пор не решена.

В современном мире должностные преступления несут прямую общественную угрозу. К сожалению, далеко не все подобные преступления выявляются, поэтому статистика не отражает подлинной картины.

Куда звонить, если полиция превышает полномочия? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что значит злоупотребление?

Понятие данного преступления в Уголовном кодексе определено статьей 285.

Под это определение попадают использование своего положения в корыстных целях лицами, которые занимают должность во власти, если их действия нарушают права и интересы граждан или организаций.

Объектом правонарушения являются интересы госслужбы, а дополнительным объектом — интересы гражданина или организации.

Субъект преступления — должностное лицо. Законом предусмотрено наказание как за преступные действия, так и за бездействие должностных лиц. Например, лицо не совершает действия, предусмотренные его полномочиями.

Для того, чтобы признать совершенные деяния преступными, нужно установить факт умысла и корысти. А также последствия преступления должны быть существенными для потерпевшего.

Например, большое количество потерпевших, значительный имущественный и моральный вред, нарушены конституционные права.

Под мотивом преступления понимается корысть или другая личная заинтересованность. В первом случае должностное лицо стремится получить материальную выгоду или избежать затрат.

Во втором — совершает преступление из дружеских, родственных мотивов, желания получить какую-то выгоду.

Наказания за злоупотребления следующие:

  • штраф от 80 до 300 т. руб или в размере зарплаты преступника за 6 -36 месяцев;
  • лишение права занимать должность во власти до 5 лет;
  • принудительные работы в течение 4 лет;
  • лишение свободы сроком от 4 до 7 лет.

В ч.3 ст. 285 предусмотрены наказания за вышеописанные преступления, которые повлекли за собой тяжкие последствия.

Это могут быть аварии, длительная остановка движения, массовые отключения водоснабжения или электроснабжения, причинение значительного вреда здоровью или смерти.

Примеры из судебной практики

  1. 1 декабря 2017 г Южно-Сахалинстким городским судом вынесен приговор в отношении старшего лейтенанта полиции Грищенко. Грищенко в ходе оперативно-розыскных мероприятий изъял у гражданина Б запрещенные препараты.

    Полицейский, используя служебное положение, стал склонять гражданина Б к передаче ему денежных средств за помощь в переквалификации преступления. Хотя сам не намеревался это делать и не имел такой возможности. Гражданин Б согласился. В момент передачи денег Грищенко был взят с поличным сотрудниками УФСБ.

    За данное преступление лейтенант полиции был осужден на 2 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

  2. Каменским городским судом признан виновным заместитель главы сельсовета П.И.М. Он незаконно расходовал бюджетные средства в размере 600 000 рублей, чем нанес ущерб муниципальному образованию.

    Его действия повлекли за собой невозможность выполнить программу по переселения из ветхого жилья. Приговором суда П.И.М назначено наказание в виде штрафа размером 60000 рублей.

Что означает превышение?

Данное действие попадает под ст. 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий отличаются от злоупотребления ими.

К злоупотреблениям относятся действия, не предусмотренные должностью. Например, использование служебного оружия против гражданина, чьи действия не представляют опасности.

Также сюда относятся поступки, не предусмотренные должностными обязанностями.

Например, решение должно приниматься несколькими лицами или вышестоящим руководителем. Превышение полномочий может осуществляться без корыстной цели.

Как показывает практика, уголовное наказание по таким делам применяется крайне редко, обычно преступления переквалифицируются в дисциплинарный проступок, если не удается доказать корыстный мотив.

Если в результате злоупотребления был причинен существенный вред или было применено оружие, то лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок до 10 лет и лишиться права занимать определенные должности на срок до 5 лет.

Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: в чем разница? Читайте об этом здесь.

Случаи из практики

  1. Сотрудники полиции города Ахтарска задержали гражданина Н в состоянии алкогольного опьянения и поместили его в камеру для административно задержанных.

    При этом его никуда не вывозили, в суд заявления об административном правонарушении не подавали, возможности связаться с адвокатом не предоставили.

    Гражданина незаконно продержали в камере 5 суток и выпустили без каких-либо сопровождающих документов.

    Из-за отсутствия нормального питания и медицинских препаратов у гражданина резко повысился уровень сахара, так как он страдает диабетом.

    Вследствие этого задержанный вынужден был лечь в больницу и пройти курс лечения. Действия полицейских повлекли за собой существенное ухудшение здоровья задержанного.

    За эти деяния стражи порядка были наказаны штрафом в размере их полугодовой зарплаты и уволены из органов.

  2. Следователь С. Вел дело о взятке. Изъятые денежные средства в размере 200000 рублей он не сдал в камеру хранения, а оставил их себе. При этом он пояснил, что не помнит всех обстоятельств дела. Сначала дело возбудили по статье 286, а затем переквалифицировали на 158 (кража) с использованием служебного положения.
  3. Директор школы фиктивно оформила своих родственников на должности охранников, сторожа и завхоза. При этом им регулярно начислялась зарплата, которую получала сама директор, а данные лица на работе вообще не появлялись. В отношении директора было возбуждено уголовное дело по ст 286 УК РФ.

Если должностное лицо в момент преступления находилось не на службе, то его будут судить как гражданского человека:

  1. Полицейский С., имея табельное оружие, применил его при ссоре с соседями. Он ранил одного гражданина и выстрелами повредил его автомобиль.

    Поскольку полицейский находился не на службе, то его судили как гражданское лицо, а не по 286 статье.

Понятие злоупотребления служебным положением

Данное понятие включает в себя злоупотребление властью и относится к наиболее опасным коррупционным преступлениям.

Преступной деятельность субъекта признается, если имеется совокупность следующих обстоятельств:

  • использование положения вопреки интересам службы;
  • наличие корыстной цели или действие в интересах третьего лица;
  • наличие ущерба другим гражданам или государственным интересам.

Обязательно должна просматриваться взаимосвязь между деяниями преступника и его служебным положением.

Преступление совершается из материальной выгоды или личной заинтересованности (месть, зависть, карьерное продвижение).

Данное преступление наказывается следующим образом:

  • штраф до 300000 руб;
  • лишение права работать во власти до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет.

Примеры из жизни

  1. Оперуполномоченный, расследуя дело об избиении, внес в протокол ложные сведения о причинении вреда здоровью. Он умышленно по просьбе избивавшего уменьшил вред. В результате было вынесено постановление об отказа в возбуждении уголовного дела.

    А потерпевший был вынужден проходить лечение за свой счет. Своими действиями полицейский нанес ущерб потерпевшему, за что был приговорен судом к штрафу в размере 50000 рублей.

  2. Мер города Томска Макаров был осужден по нескольким статьям, одна из которых — злоупотребление властью.

    Он через свою родственницу вымогал деньги у представителей строительной организации за право выиграть аукцион на земельный участок под строительство. Осужденный свою вину не признал.

Должностные преступления составляют значительную часть всех правонарушений.

Они подрывают авторитет органов власти, способствуют потере доверия граждан к государству.

Единственная мера борьбы с ними — уголовное наказание. В начале 20 века подобные деяния наказывались сурово, предусматривали конфискацию имущества и лишение всех прав. Это было равносильно смерти.

Сейчас наказание намного мягче и круг преступлений значительно сужен. Каждое должностное лицо должно четко знать, какое наказание грозит ему за злоупотребление и четко осознавать последствия своих деяний.

О коррупции, как о злоупотреблении служебным положением, в этом видео:

Источник: https://ugkod.com/prestuplenie/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami-primery.html

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Понятие. Проблемы квалификации

Превышение должностных полномочий и злоупотребление

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

В соответствии с действующим уголовным законодательством под злоупотреблением должностными полномочиямипонимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло су­щественное нарушение прав и законных интересов граждан или, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Основным непосредственным объектом преступления, пре­дусмотренного ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций ли­бо охраняемые законом интересы общества или государства, не свя­занные с интересами государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона преступления предусматривает нали­чие трех элементов:

1) использование должностным лицом своих служебных полно­мочий вопреки интересам службы;

2) причинение таким незаконным использованием служебных полномочий социально опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинную связь между использованием должностным лицом служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением указанных последствий.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Использование конкретных служебных полномочий должност­ного лица следует отличать от злоупотребления служебным положе­нием.

Состав преступления — материальный, оно признается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нару­шения прав и законных интересов граждан или организаций либо ох­раняемых законом общественных или государственных интересов.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Обязательный признак субъективной стороны — мотив: корыст­ная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность состоит в стремлении должност­ного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кре­дита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Под иной личной заинтересованностью согласно п. 16 постанов­ления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г.

№ 19 «О судебной прак­тике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» следует понимать стремле­ние должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен­ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо во­проса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285, специ­альный: должностное лицо, не относящееся к категории лиц, зани­мающих государственные должности Российской Федерации или субъекта Федерации либо должность главы органа местного само­управления.

Квалифицирующие признаки:деяние,совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия (Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом “в” части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Под превышением должностных полномочий понимается со­вершение должностным лицом действий, явно выходящих за пре­делы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст.

286 УК РФ). Основной непосредственный объект общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта могут быть права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы об­щества и государства. Кроме того, в ч. 3 ст. 286 УК РФ дополнитель­ным объектом является здоровье граждан.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Объективная сторона преступления, изложенного в ч. 1 ст.

286 УК РФ, состоит из следующих трех элементов: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; наличие последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых за­коном интересов общества или государства; причинная связь между действиями должностного лица и на­ступлением указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется нали­чием прямого или косвенного умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286, специальный: должностное лицо, не занимающее государственную долж­ность Российской Федерации или субъекта Федерации либо долж­ность главы органа местного самоуправления.

Квалифицированный состав преступления установлен в ч. 2 ст. 286.

Квалифицирующими признаками являются совершение превы­шения должностных полномочий: лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации; лицом, занимающим государственную должность субъекта Фе­дерации; главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 286 — деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 296 УК РФ, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; – с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полно­мочий понимается физическое воздействие на потерпевшего путем причинения побоев, вреда здоровью, физической боли, а также лише­ние его свободы.

Важной проблемой определения состава злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий является определение субъекта преступления. Затруднения эти касаются квалификации действий должностного лица, когда оно совершает недолжностное преступление, разграничения составов преступлений при злоупотреблении и превышении должностных полномочий между собой.

Немало вопросов связано с квалификацией соучастия в должностном преступлении, когда одним из виновных является недолжностное лицо. Центральным вопросом при рассмотрении составов злоупотребления и превышения должностных полномочий является определение субъекта – должностного лица.

Необходимо отметить, что помимо общих признаков – достижения возраста уголовной ответственности (16 лет) и вменяемости (ст. ст. 19 – 20 УК РФ) в примечании 1 к ст. 285 УК РФ указаны дополнительные признаки, необходимые для признания лица субъектом рассматриваемых преступлений. Их можно разделить на функциональные и локальные.

Функциональные включают основные направления деятельности, перечень прав и обязанностей. Локальные указывают на статус органов или учреждений, где данное лицо осуществляет свою деятельность.

Источник: https://studopedia.ru/6_110388_zloupotreblenie-dolzhnostnimi-polnomochiyami-i-previshenie-dolzhnostnih-polnomochiy-ponyatie-problemi-kvalifikatsii.html

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: понятия и их отличия с примерами. Ответственность по статье 285 УК РФ

Превышение должностных полномочий и злоупотребление

Лица, наделенные органами государственной или муниципальной власти определенными должностными полномочиями, должны соблюдать установленный устав или регламент выполнения ими своих должностных обязанностей. При его нарушении речь идет о превышении или злоупотреблении должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями: понятие

Для защиты интересов государственной службы, а также прав и законных интересов граждан в уголовное законодательство введена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники правоохранительных органов всех уровней (сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры и пр.). Также ответственность предусмотрена для лиц из числа руководителей коммерческой организации.

Злоупотребление имеет три отличительные черты:

  • лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам госслужбы и наносит вред структуре, в которой он служит;
  • результатом является серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества и государства в целом;
  • между совершенным деянием и последствием имеется причинная связь.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретных действий или бездействия. Например, сокрытие преступления, использование государственного имущества в личных целях, нарушение финансовой дисциплины и пр.

Наличие последствий в виде нарушения интересов определенного лица или группы лиц является обязательным атрибутом. Только после существенного нарушения в результате злоупотребления преступление считается оконченным. Если последствия отсутствуют, то нет и состава преступления.

В ходе рассмотрения дела судья должен установить:

  • каким образом было нарушено конкретное право или интерес;
  • насколько существенным было это нарушение;
  • количество потерпевших;
  • размер имущественного, морального или фактического вреда;
  • привели ли действия должностного лица к перерыву или остановке работы учреждений;
  • были ли нарушены конституционные права.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями заключается в наличии у виновного прямого или косвенного умысла, а также мотива.

Мотивировать совершение преступления могут корыстные мотивы лица (желание получить материальную выгоду или избежать расходов: например, переоформление в свою собственность служебной квартиры без должных оснований и пр.) или иная личная заинтересованность (например, месть, тщеславие, дружеские мотивы, зависть и пр.).

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения

Граждане, которые пострадали от работы должностных лиц, обычно не видят особой разницы между превышением и злоупотреблением полномочиями. Вместе с тем, эти два правонарушения отличаются друг от друга.

Приведем несколько примеров злоупотребления должностными полномочиями, которые позволят выявить их важные отличительные черты.

Пример №1. Начальник тюрьмы использовал труд заключенных для строительства собственного дома. Он по роду службы имел право организовывать работу заключенных, но не вправе делать это в личных корыстных целях (чтобы сэкономить на стоимости строительства).

Пример №2. Уполномоченный сотрудник ГИБДД выдал своему знакомому права за 15 тыс.р., хотя тот не сдал экзамен. Он злоупотребил своим полномочиями и действовал с материальными мотивами.

Разница между злоупотреблением и превышением должностными полномочиями состоит в следующем.

Злоупотребление должностными полномочиямиПревышение
Лицо может действовать или бездействоватьРечь может идти только об активных действиях
Субъект действует в рамках своих полномочийСубъект выходит за рамки своих полномочий
Должна быть доказана личная выгода лица в ущерб интересам компанииЦель преступника не имеет значения

Злоупотребление должностными полномочиями и халатность

Злоупотребление следует отличать и от такого понятия, как халатность. Халатность – это недобросовестное или небрежное исполнение возложенных обязанностей. Т.е. если при злоупотреблении речь идет о полномочиях, то при халатности – об обязанностях.

отличительная черта халатности в том, что это преступление совершается по неосторожности. Т.е. лицо, хотя и наносит вред другому гражданину или обществу, но делает это неосознанно и не имея на то личной заинтересованности. Тогда как при злоупотреблении должностным лицом всегда движет определенный личный мотив, т.е. преступление совершается умышленно.

Правовое регулирование

Злоупотребление должностными полномочиями грозит лицу уголовной ответственностью. Данное правонарушение квалифицируется по 285 ст. Уголовного кодекса.

Ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой компании в своих интересах, при наличии ущерба наступает по ст.201 УК РФ.

В качестве отягчающих факторов злоупотребления должностными полномочиями могут выступать:

  • совершение правонарушения лицом на государственной должности или главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК);
  • совершение деяния, имеющего тяжкие последствия: например, крупные аварии, остановку транспорта, смерть, тяжкий вред здоровью и пр. (ч. 3 ст. 285 УК).

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:

  • штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы до 4 лет.

Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:

  • штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
  • лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.

Деяния, имеющие тяжкие последствия, по части 3 ст.285 УК РФ могут грозить нарушителю лишением свободы на срок до 10 лет.

Заявление о злоупотреблении должностными полномочиями

В случае совершения должностным лицом преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями (например, в виде домогательства) необходимо подать заявление на него в компетентные органы власти. Это может быть прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и пр.

Заявление может быть подано лично, либо направлено по почте. В нем необходимо указать:

  • наименование инстанции, в которую оно подается с адресом и индексом;
  • должностное лицо, которому оно направляется;
  • ФИО заявителя;
  • адрес регистрации заявителя, его контактный телефон и электронная почта;
  • наименование документа «Заявление о преступлении»;
  • в тексте должна содержаться просьба о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями со ссылкой на 285 ст.УК РФ;
  • обстоятельства преступления: в чем выразилось злоупотребление, какие права истца нарушены, дата совершения деяния, доказательства.

Завершать текст заявления должна фраза следующего содержания: «Об ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ мне известно», далее ставится дата и подпись.

В качестве приложений к заявлению выступают документы, подтверждающие указанные сведения: ксерокопия паспорта, материалы медицинского освидетельствования, оперативной работы, данные видеосъемки и пр.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Неправомерный отказ можно обжаловать.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/otvetstvennost-4.html

110.Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий

Превышение должностных полномочий и злоупотребление

110.     Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий.

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочийследует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект – должностное лицо.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1.

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

 1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/110-%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9/

Полицейский и гражданин. Правомерность и превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий и злоупотребление
Фото с просторов сети

Разберём основные вопросы и путаницы. Написание статьи пришло в голову после прочтения другой статьи, где автор описывает свой случай (вероятно выдумка) на вокзале. Вкратце было так: он стоял, кого то встречал.

Достал ноутбук, к нему сразу подлетели сотрудники полиции ППС, потребовали документы, спросили его ли ноутбук и попросили ввести на свооём телефоне команду просмотра imei (звёздочка-решётка-06-решётка), после чего переписали код и пожелали счастливого пути.

Позже этот автор типа спросил у знакомого полицейского, мол законны ли были методы, где тот ответил, что законны. – БРЕХНЯ! Законных оснований нет.

А теперь разберёмся в этом и не только.

1. Имеет ли право сотрудник полиции остановить вас и потребовать предъявить ваши документы или выполнить другие действия?

Да, имеет, НО! У него для этого должны быть очень веские аргументы со сверочной базой или иными словами иметь наводку и наряд. В ином случае это самодеятельность или злоупотребление служебным полномочием.

  • Если вас остановили и требуют документы предъявить, помните, что подойдя к вам сотрудник полиции обязан вначале представиться сам (назвать должность, звание и фамилию), затем чётко описать цель и основания его обращения к вам. На сотруднике обязательно должен присутствовать нагрудной знак с номером идентификации его личности и принадлежности к участку (если такового нет, пшёл вон). Предъявлять свой паспорт это уже ваше желание, но вы не обязаны и если не хотите, то смело задайте вопрос: каковы основания! Если ответ последует по заученной фразе мол на основании такой то статьи и т.д и т.п. то смело требуйте показать вам фото или фоторобот, если вы якобы похож на какого то разыскиваемого человека или предложите ему пойти прочесть статью, которой он руководствуется до конца, где чётко прописаны требования, но важно это вежливо делать, не грубить. Он сразу поймёт, что вы подкованы, но скорее всего попытается настоять. Смело продолжайте требовать обоснований и показать наряд или наводку. И если ему более нечего предъявить, кроме личных догадок, то сообщаете ему о том, что вам некогда играть с ним в игру догадки и личные мотивы и вы или идёте дальше или пусть задерживает или арестовывает. После такого предложения он своей шкурой рисковать не будет и обязан пожелать счастливого пути.
  • Поясню суть почему так просто! Есть такой закой о полиции, он имеет в себе статью 13, где чётко указано цитата:

проверять документы , удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным  законом

Это означает, что сотрудник полиции не имеет право основываться на собственных догадках. У него должен быть повод, а равно какие то данные по которым он сможет отличит вас от подозреваемого или розыскиваемого.

Паспорт при этом не является аргументом, достаточно любого другого документа и то на ваше усмотрение, где можете не показывать ничего. Помните, что вы не обязаны доказывать свою невиновность.

Он подошёл к вам, пусть и трудится доказывать приводимые аргументы на месте.

Поэтому автор той статьи либо просто олух, которого ППС тупо развели, но при этом нарушили закон о неприкосновенности гражданина и злоупотребили полномочиями. Либо автор выдумал историю, что скорее всего.

  • Так-же автор описывал, что сотрудники потребовали ввести номер для проверки IMEI, а это уже досмотр личных вещей и по закону он может так же помимо вышеуказанных весомых аргументов, проводмться только при наличии дввоих понятых, того же пола, что и владелец вещей, обязательно с составлением описи и подписей тех самых понятых. Или можно добровольно показать вещи, на усмотрение.
  • Разберём момент, если у вас нет паспорта с собой, а полицейский нашёл повод, мало ли, может у вас административное правонарушение или вы дебоширили, то в таком случае паспорт не обязателен. Ни в одном законе не прописано, что вы его обязаны носить с собой, зато на конечной корочке паспорта чётко прописано, что хранить нужно бережно. Вот он бережно дома и лежит. Паспорт это государственный документ и любая буква в нём юридически и законно имеет вес. Этим можно упрекнуть сотрудника, если тот будет утверждать, что вы обязаны иметь при себе.
  • Третий момент. Многих касается, когда приезжие живут в другом городе, но на территории родного государства. В данном случае речь о матушке России. Если сотрудник уверяет, что он уверен, что вы нарушили закон о регистрации, то смело спросите его, в каком месте имеют вес его аргументы, помимо личных догадок? Догадка не имеет законной силы, а вот поводом для проверки сотрудника у психиатра на профпрегодность вполне весома. Так и можете сообщить наглому сотруднику. Снова помните, что вам не нужно доказывать невиновность. Доказать практически невозможно сотруднику, что вы нарушили такой закон. Ведь в законе чётко прописано о обязательной регистрации в случае, если вы проживаете в одном месте 90 или более дней. Где в том же законе сказано о свободном меремещении по всей территории страны. Доказать, что вы 90 дней живёте в одной квартире без регистрации практически не возможно. Да и никто этим заниматься не будет. По большому счёту этот закон скорее формальность, чем обязательной исполнение.

Подведу итог:

Ничего не выдумано, все законы реальны, все вышеизложенные советы законны. Важно преподносить их вежливо.

Все проблемы начинаются с того, что гражданин не знает своих прав даже на десятую долю.

Я например недавно в метро, заставил остановившего меня сотрудника для проверки документов пересказать мне статью, которой он руководствуется, после чего обвинил его в некомпетентности и умышленном дезинформировании меня и искажении федерального закона, так-как он своими словами выдернул из статьи возможности для проверки документов, но умолчал об основаниях, которые должны для этого присутствовать. Он очень нервно отреагировал на мои требования пересказать его идентификационные данные и пригласить сюда непосредственного начальника. До последнего дело не дошло. Знайте свои права други, но не злоупотребляйте. Если уж есть косяк за вами, то лучше не прятаться.

И на посошок такой совет; если уж вас остановили и игнорирую ваши требования, чтобы сотрудник не превышал своих полномочий и действовал согласно букве закона, то просите его задержать вас или арестовать, при этом он обязан выписать протокол и копию вручить вам на месте.

Максимум три часа, это поправка в новом законе, многие полицейские не знают об этом, это то время на которое он может это сделать. Только после у него будут ахеренные проблемы, если конечно за вами нет уголовного преспупного начала. Где даже в этом случае можно обжаловать его неправомерные действия. Но вряд ли найдётся такой сотрудник, кто станет так рисковать.

С этим сейчас очень строго и очень много ведомств есть по правам человека, которые только и ждут, кто бы в органах прокололся.

Кому было полезно, не забывайте благодарить лайком. Благодарю!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d4a06706c300400ae43768f/policeiskii-i-grajdanin-pravomernost-i-prevyshenie-doljnostnyh-polnomochii-5de68e2b3d008800ad7b7740

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.