Превышение должностных полномочий примеры

Содержание

Написать заявление на злоупотребление должностными полномочиями

Превышение должностных полномочий примеры

Как показывает практика, в большинстве случаев нарушителям удается избежать наказания за злоупотребление полномочиями.

Но это можно объяснить не пассивностью контролирующих органов, а низкой юридической грамотностью населения, учитывая, что многие граждане просто не знают, в каких случаях можно обжаловать действия должностного лица, куда обратиться за защитой своих интересов и как правильно составить жалобу, чтобы она была принята к рассмотрению.

На кого можно пожаловаться

В отличие от превышения должностных полномочий, злоупотреблением принято считать ситуацию, когда лицо не выходит за рамки обязанностей или предоставленных ему возможностей, но использует свое положение только для получения собственной выгоды (или для выгоды близких ему людей), что часто сопряжено с нанесением ущерба учреждению или организации, в которой он трудоустроен. Такая норма закона применяется в отношении представителей власти самого разного уровня, в том числе к:

  • сотрудникам правоохранительных органов любых структурных подразделений. Таким образом, привлечь к ответственности можно не только работника полиции, но и начальника территориального отдела, следователя прокуратуры или ФССП;
  • муниципальным и государственным чиновникам любого ранга и уровня. Каждый гражданин может подать жалобу на работу представителя мэрии, сотрудника администрации города или района, если есть основания полагать, что он злоупотребляет предоставленными ему должностными полномочиями;
  • управленцам любого звена, которые не наделены властью, но руководят вверенными им предприятиями (в первую очередь это касается начальника отдела кадров или хозчасти);
  • присяжным заседателям, так как в ходе судебного процесса они наделены властью влиять на проведение заседаний, и могут этим злоупотребить.

Если гражданин получил статус должностного лица на строго определенный срок (например, по поручению), то его можно привлечь к ответственности за злоупотребление только в этот период времени.

Обязательные признаки злоупотреблений

Прежде чем подать жалобу на злоупотребление конкретного должностного лица, сначала стоит убедиться, что при совершении определенных действий он превысил свои полномочия для получения выгоды.

В противном случае, когда в возбуждении уголовного дела будет отказано, «несостоявшийся правонарушитель» может обратиться в суд за защитой чести и достоинства, обязав заявителя оплатить материальный или моральный ущерб.

Чтобы правильно квалифицировать действия представителя власти, следует опираться на такие признаки злоупотреблений:

  • обвиняемый наделен определенными полномочиями, поэтому он отдавал приказы, инструкции и распоряжения, не выходя за рамки своих должностных возможностей, в то время как подчиненные только неукоснительно следовали предписаниям;
  • представитель власти использовал свои полномочия против тех интересов, ради которых он был ими наделен. Любой руководитель или чиновник должен выполнять определенные должностные обязанности, предусмотренные соответствующей инструкцией. И если, совершая определенные действия, он преследовал только свои интересы, то это явно указывает на злоупотребление;
  • основной мотив совершения правонарушения – это получение собственной выгоды лица (в том числе для улучшения материального положения) или связанных с ним лиц (родственников, коллег и т. д.).

Если не удастся доказать наличие корыстного мотива при злоупотреблении, в то время как действия представителя власти повлекли за собой ущерб организации, его могут обвинить в преступной халатности.

Чтобы добиться возбуждения уголовного дела или получить компенсацию за причиненный материальный ущерб, гражданин может обратиться в следующие инстанции:

  1. Следственный комитет.
  2. Суд (районный или мировой).

В большинстве случаев за несущественные и незначительные правонарушения должностные лица привлекаются к административной ответственности, причем потерпевший может попытаться добиться денежного возмещения причиненных ему материальных потерь, если сможет доказать, что они были обусловлены нарушением закона.

Но если в ходе проведения проверки выяснится, что, злоупотребляя своими возможностями, сотрудник использовал в отношении потерпевшего насильственные способы воздействия (применяя оружие, силу и т. д.

), то ему уже не удастся избежать уголовной ответственности (особенно если жизни или здоровью потерпевшего был нанесен серьезный и непоправимый вред).

Следственный комитет

Если у гражданина есть основания полагать, что чиновник или сотрудник государственного учреждения, с которым ему пришлось столкнуться при определенных жизненных обстоятельствах, превысил свои полномочия, то первое, что ему следует сделать – это написать заявление на злоупотребление должностными обязанностями в Следственный комитет. Это можно сделать:

  1. В приемной Федерального органа Центрального аппарата, которая расположена в Москве на улице 1-я Фрунзенская, дом 3а. Если уполномоченный сотрудник сочтет, что предоставленная посетителем информация указывает на совершение преступления, то он сразу перенаправит документ дежурному следователю. Чтобы попасть на прием необходимо иметь при себе удостоверение личности, составленную в письменном виде жалобу (в случае необходимости такой документ поможет написать сотрудник приемной) и доказательства, подтверждающие тот факт, что указанное должностное лицо явно злоупотребило своими полномочиями.
  2. Бросить жалобу на злоупотребление в специально предназначенный для этого ящик для приема корреспонденции. Об их размещении можно узнать на sledcom.ru/references/Grafik_raboti_priemnoj.
  3. По почте, направив документы по адресу: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2.
  4. Через онлайн приемную на сайте sledcom.ru/reception, где следует указать информацию, которая будет использоваться Следственным комитетом для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Если речь идет о небольшом по масштабу злоупотреблении, то целесообразно обратиться в свое территориальное подразделение.

Срок рассмотрения жалобы в Следственном комитете составляет 10 дней с момента регистрации. В течение этого времени заявителю должно быть направлено решение о возбуждении (с указанием статей УК) или отказе в возбуждении уголовного дела.

Как составить заявление

Чтобы наказать должностное лицо, которое совершило правонарушение, используя свои профессиональные возможности, для обращения в Следственный комитет необходимо правильно составить жалобу, отразив в ней все факты и обстоятельства инцидента, указывающие на явное превышение должностных полномочий. Кроме того, что такой документ должен быть составлен в лаконичной форме без оскорблений и голословных обвинений (они должны быть подкреплены соответствующими доказательствами), заявитель обязан:

  • сообщить все известные данные о чиновнике, чтобы упростить и ускорить процедуру идентификации (ФИО, место работы, занимаемая должность);
  • четко и кратко перечислить все обстоятельства дела, причем для наглядности лучше это сделать в виде тезисов;
  • пояснить, какие действия чиновника можно квалифицировать как злоупотребление полномочиями и нарушение прав;
  • предоставить исчерпывающую информацию о преступлении (когда это произошло, кто еще был непосредственным участником конфликта, где это случилось и т. д.) и сообщить, есть ли свидетели, которые могут подтвердить достоверность указанных сведений);
  • в конце жалобы следует правильно формулировать свою просьбу (как правило, это привлечь виновного к ответственности и восстановить нарушенные права).

В документе заявителю лучше указать, что он предупрежден об ответственности за ложные доносы и показания (в соответствии со ст. 306 УК), а в случае передачи Следственному комитету дополнительных материалов и доказательств, следует сделать их точную опись.

Доказательная база

Добиться наказания для чиновника (особенно более высокого ранга) — весьма непростая задача.

И если жалоба не подкреплена соответствующими доказательствами, гражданину не стоит рассчитывать на возбуждение уголовного дела, даже если речь идет о серьезном и масштабном правонарушении.

В связи с этим важно попытаться собрать определенную доказательную базу, подтверждающую правомерность заявленных требований, которую он сможет передать следствию при подаче обращения. В частности, для этой цели можно использовать:

  • аудиозаписи телефонных звонков;
  • показания свидетелей;
  • ранее вынесенные судебные приговоры, которые имеют непосредственное отношение к делу;
  • сохраненная электронная переписка;
  • фотографии;
  • копии документов и т. д.

Важно! Чем больше весомых доказательств сможет предоставить потерпевший, тем выше вероятность того, что по жалобе будет возбуждено уголовное дело.

Если виновный своими действиями не только нарушил права гражданина, но и причинил ему материальный или имущественный вред, то в данном случае целесообразно рассматривать дело не только с точки зрения совершения уголовного преступления. В подобной ситуации потерпевший может инициировать судебное разбирательство, чтобы получить компенсацию убытков, подав соответствующий иск в районный или мировой суд (в зависимости от суммы запрашиваемого возмещения).

Образец искового требования на злоупотребление должностными полномочиями можно взять в канцелярии суда, куда необходимо будет подать 3 экземпляра такого документа и дополнительные материалы. Подобные дела рассматриваются только при условии оплаты госпошлины, поэтому истцу необходимо будет заранее побеспокоиться о ее оплате, иначе в принятии иска ему будет отказано.

В исковом заявлении о причинении ущерба от преступления важно указать достоверную информацию о правонарушении, данные чиновника, который явно вышел за рамки полномочий, и сформулировать свои требования, подкрепив их соответствующими ссылками на законодательные акты. Также важно документально обосновать рассчитанную сумму возмещения, иначе суд определит ее на свое усмотрение или вовсе откажет в удовлетворении такого требования.

В виду того, что добиться возмещения ущерба по таким делам бывает достаточно сложно, лучше воспользоваться помощью опытного юриста, который поможет собрать внушительную доказательную базу, правильно составит иск и будет принимать самое непосредственное участие в судебном процессе.

Рекомендуем почитать: Как написать жалобу в суд

Законодательная база

Чтобы составить жалобу и привлечь нарушителя к предусмотренной законом ответственности, можно опираться на такие законодательные акты:

Источник: https://xn----7sbabf2al2alrezou2k.xn--p1ai/%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8/

Ситуация 2. Злоупотребление служебным положением и полномочиями

Превышение должностных полномочий примеры

Законодательство

Установленные положенияОснование
Злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями является коррупцией.Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»
Случай возникновения конфликта интересов – ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организацийЧасть 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря2008 г.»О противодействии коррупции».
В данной ситуации гражданский служащий нарушает:- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом,- требования к служебному поведению,- осуществление деятельности в рамках компетенцииПункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Статья 18 Федерального закона от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Кодекс этики и служебного поведения
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, попадает под уголовную ответственностьСтатья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, также попадает под уголовную ответственностьСтатья 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Ответственность гражданского служащего за нарушение запретов и несоблюдение ограничений:Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
1. Налагаются взыскания:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службыПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
3. Гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащемуПункт 1.1 части 1 статьи 37 и части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащийЧасть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля2004 г.

Примеры случаев злоупотребления гражданского служащего служебным положением:

– принуждение граждан, юридических лиц к совершению каких-либо действий (сделок) в личных целях,

– использование служебной информации в личных целях,

– действия в интересах политических партий, общественных объединений и иных организаций,

– использование материально-технических средств и государственного имущества в личных целях или передача их другим лицам и другие.

При поступлении в государственный орган информации (обращения) о злоупотреблении гражданского служащего служебным положением проводятся следующие мероприятия:

Порядок действий
ПоследовательностьМероприятияОснование
1.Должностные лица кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, готовят письменную информацию по вопросу, изложенному в обращении (информации)Пункт 3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
2.Представитель нанимателя на основании достаточной информации, представленной в письменном виде должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принимает решение о проведении проверки в отношении государственного гражданского служащегоПункт 5 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
3.Решение о проведении проверки оформляется в письменном виде.Пункт 7 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
4.Проверка проводится кадровой службой государственного органа самостоятельно.Пункты 6 и 9.1 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
5.Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.По решению представителя нанимателя срок может быть продлен до 90 дней.Пункт 8 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
6.По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад с предложениями:- об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции.Пункт 18 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.Представитель нанимателя, рассмотрев доклад, принимает одно из предложенных решений:Пункт 21 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.Применить к гражданскому служащему меры ответственности, предусмотренные федеральными законами и законами города Москвы:Пункт 21.3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.1.Наложить взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.2.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.3.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с утратой доверия.Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.Представить материалы проверки в соответствующуюкомиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) илипрезидиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (далее – президиум Совета).Пункт 21.4 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.2.1.Подготовка к заседанию проводится в соответствии:- с указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 г. № 68-УМ – для Комиссии,– с указом Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ – для президиума СоветаУказ Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМУказ Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
По итогам рассмотрения вопросов:
7.2.2.Комиссия принимает соответствующее решение:- установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов,- установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности:1. Взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.2. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.3.Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия. Комиссия может принять иное решение, основания и мотивы которого должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии.Принятое решение является рекомендательным.Копия протокола заседания Комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляется представителю нанимателя, который обязан рассмотреть данный протокол и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности.Пункты 23, 24, 26, 31 и 32 приложения к указу Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.3.Президиум Совета принимает соответствующее решение:- установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению,- установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению. В этом случае президиумом Совета готовится доклад Мэру Москвы и при необходимости уведомляется руководитель государственного органа города Москвы, в котором проходит службу лицо, замещающее должность гражданской службы.Президиум Совета вправе принять иное решение. Основания принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания президиума Совета.Выписка из решения президиума Совета направляется лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания президиума Совета.Пункты 14, 17 и 23 приложения к указу Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
8.При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются кадровой службой по поручению представителя нанимателя в государственные органы в соответствии с их компетенцией.Пункт 20 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.

Источник: https://uvao.mos.ru/combating-corruption/methodical-materials/situation-2-abuse-of-official-position-and-authority/

Злоупотребление должностными и служебными полномочиями: примеры, виды, статьи

Превышение должностных полномочий примеры

Неподобающее использование должностных либо служебных наличествующих полномочий в любых личных целях или же с корыстными побуждениями является уголовным преступлением и преследуется соответственно положениям УК РФ. Тем не менее, таковое преступление имеет несколько степеней ответственности и вариантов квалификации соответственно его тяжести, а также целого ряда других факторов. Данное преступление считается коррупционным.

1. Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими 2. Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности 3. Возможная ответственность за превышение и ЗДП 4. Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими

Злоупотребление должностными полномочиями (ЗДП) в полном объеме регулируется и рассматривается ст. 285 УК РФ. Эта статья предусматривает различные виды ответственности уголовного вида, налагаемой на должностные лица в связи с применением в личных целях наличествующих у них полномочий, предоставляемых документированными инструкциями и обязанностями.

Важный факт: данная статья затрагивает исключительно лиц, находящихся на госслужбе или занимающих выборные должности в государственных инстанциях.

Применение её к должностным лицам – директорам или сотрудникам отдельных юридических, либо  же физических лиц-предпринимателей, не аффилированных с государственными инстанциями, является невозможным.

Однако, различные наказания за использование наличествующих полномочий в личных целях в таких случаях регулируются ст. 201 УК РФ.

Для квалификации ЗДП, лицо, подозреваемое в таковом преступлении должно одновременно:

  • Использовать имеющиеся полномочия с целью личной выгоды;
  • Существенно нарушать права, либо же законные интересы граждан, юридических лиц или государства;
  • Находиться на государственной или муниципальной службе, состоять трудоустроенным на должности в акционерных обществах, где контрольным пакетом владеет государство, нести службу в органах МВД, спецслужбах, воинских подразделениях.

Важный факт: уголовное преследование относительно госслужащих, не обладающим статусом должностных лиц, не открывается за исключением случаев, предусмотренных отдельными федеральными законами, служебными либо муниципальными распоряжениями.

Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности

Рекомендуем прочитать: Дисциплинарная ответственность: виды, порядок привлечения, порядок обжалования

Также, ст.

286 УК РФ предполагает отдельное наказание для случаев превышения полномочий.

Разница между понятиями злоупотребления или превышения состоит в факте, что превышение может осуществляться без корыстных целей, но, одновременно с этим, в обязательном порядке включает в себя исполнение должностных инструкций и прав, которым и таковое лицо не обладает.

Таким образом, можно привести следующие примеры:

  • Если сотрудник будет использовать свое право на получения доступа к закрытой информации в личных целях – это будет считаться ЗДП;
  • Когда сотрудник выдаст распоряжение, которое он не может отправлять в связи со своей должностью по ошибке, или в личных интересах – тогда данное преступление будет квалифицировано как превышение полномочий, обеспечиваемых должностью.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления.

Так, согласно со ст.

285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  • Лишение свободы длительностью до семи лет.

Также, ст.

285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия.

Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

https://www.youtube.com/watch?v=F3CnVNqkQr8

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством выговоров, замечаний или увольнений, так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов. Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Законодательство предусматривает ответственность и лиц, не находящихся на государственной службе, за использование их прав в корыстных личных целях, если таковое их применение нарушает права других граждан, юридических лиц или непосредственно Российской Федерации.

Правовое регулирование данного преступления обеспечивается положениями ст. 201 УК РФ.

Наказанию в таком случае подлежат лишь лица, осуществляющие на объекте управленческие функции, а уровень ответственности является значительно более высоким, чем предусмотрено законом для должностных субъектов госслужбы.

Так, наказание за таковое преступление включает в себя:

  • Штраф размерами вплоть до 200 тыс. рублей или до 18 месячных доходов осужденного лица;
  • Обязательные работы длительностью в 480 часов;
  • Исправительные работы сроком вплоть до 2 лет;
  • Принудительные работы либо лишение свободы длительностью до четырехлетнего срока;
  • Арест длительностью до 6 месяцев.

При тяжких последствиях вышеупомянутого преступления, наступает следующая ответственность:

  • Штраф размерами вплоть до 1 млн. рублей или пятилетнего дохода осужденного;
  • Принудительные работы длительностью до 5-летнего срока;
  • Лишение свободы сроком в 5 лет;
  • Ограничение права на занятие отдельных должностей длительностью от года до трех лет. Данное наказание также может совмещаться с принудительными работами и лишением свободы.

Важный факт: отдельные наказания предусматриваются за превышение полномочий нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), а также охранниками и частными детективами (ст. 203 УК РФ).

(418 голос., 4,54 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/zloupotreblenie-sluzhebnymi-polnomochiyami-primer-vidy/

Превышение должностных полномочий: понятие, виды с примерами и ответственность по статьям 201 и 286 ук рф – ЗАКОННОЕ ПРАВО

Превышение должностных полномочий примеры

Иногда недобросовестные чиновники преступают черту, хотя знают, что превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ карается уголовной ответственностью.

Полномочия каждого сотрудника госслужбы детально описаны в этом законе. Что означает злоупотребление должностными полномочиями, и какое наказание предусмотрено за эти действия?

Превышение власти

Что такое превышение должностных полномочий? Согласно ст. 286 УК РФ, под этим понятием признаются конкретные действия, которые выходят за рамки служебных обязанностей должностного лица.

Превышение полномочий устанавливается только в действиях лиц:

  • выполняющих распорядительные или организационные задачи в ведомствах и службах государственного подчинения;
  • наделенных полномочиями в муниципальных и государственных органах;
  • выполняющих хозяйственные и административные функции.

Особенно закон уделяет внимание злоупотреблению властью чиновниками, состоящими на должностях муниципального, регионального или федерального значения.

Были разработаны нормы профильных законодательных актов, такие например, как превышение должностных полномочий сотрудником полиции, которые рассматриваются в рамках ФЗ РФ от 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Недопустимость превышения полномочий в некоторых случаях зафиксирована законодательным актом. Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.

Также нельзя без оснований применять специальные средства, такие как наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, бронемашины, натравливание служебных собак.

Кто такие должностные лица

Согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ, к представителям власти относятся лица, осуществляющие функции представителя власти и выполняющие административные, организационные, хозяйственные и распорядительные функции в:

  • государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных компаниях и корпорациях;
  • муниципальных и государственных учреждениях и унитарных предприятиях;
  • субъектах РФ или муниципальных образованиях;
  • акционерных обществах, где основной пакет акций принадлежит РФ;
  • вооруженных силах России.

Должностные лица, наделенные властью, ведут свою деятельность в:

  • органах муниципалитета;
  • госаппарате;
  • аппарате Вооруженных сил РФ.

Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.

Превышение должностных полномочий всегда ведет к нарушению прав граждан и предприятий.

Зачастую к проявлениям превышения полномочий относится использование возможностей начальства в собственных интересах. Если вышестоящее руководство знало об использовании своих прав, но не предприняло никаких действий, то к нему могут применить дисциплинарное взыскание или инкриминировать ст. 285 УК РФ.

Состав преступления

Составом преступления считается реализация полномочий, которые недоступны должностному лицу. К превышению прав не относятся действия, когда чиновником были использованы имеющиеся возможности.

Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.

Данное преступление отличает отсутствие этапа планирования и подготовки. Главным преступным действием является наступление последствий.

Особенно тщательно рассматривают случаи, когда превышение власти привело к тяжким последствиям, с применением насилия. Потребуется дополнительно установить факт использования угроз или насилия с оружием.

При квалификации действий подследственного учитывается отграничение превышения от злоупотребления властью.

Судебная практика четко обозначает, что к уголовной ответственности можно привлечь обвиняемого лишь в случае действия. Превышением должностных полномочий не является пассивное бездействие.

Прежде всего, следует понимать отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления. Злоупотребляя своими полномочиями, госслужащий может умышленно действовать вопреки своим обязанностям, когда в качестве мотива выступают корыстные цели или месть.

  • Не стоит путать превышение полномочий и злоупотребление, от различий в составах преступления зависит доказательная база.
  • Хотя состав преступлений в разных делах может быть одинаков, тяжесть наказания степень и ответственности может быть различна.
  • Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание в виде:
  • штрафа;
  • принудительных работ;
  • запрета занимать руководящую должность;
  • арест;
  • лишение свободы.

Минимальная санкция за превышение полномочий составляет 80 тыс. рублей, по максимуму можно лишиться свободы на 10 лет.

Согласно статистике, судьи редко назначают минимальное наказание, однако и максимальное наказание в судебной практике тоже применяется редко.

Тяжесть преступления снижается не из-за недостатка судебной системы, а благодаря квалифицированной работе адвокатов подзащитного.

Доказательства превышения полномочий

  1. Также нарушением закона является любое неподтвержденное действие, например, начальник получил за вас деньги, но в доверенности этого пункта нет, что считается явным превышением рабочих полномочий.

  2. Для привлечения к ответственности руководителя, перешагнувшего за пределы своей компетенции, следует подать заявление в Следственный комитет РФ, прокуратуру или полицию.

  3. Рассмотрев ваш иск, они должны будут провести проверку и вынести решение либо отказать в возбуждении уголовного дела.
  4. Правоохранительные органы обязаны доказывать превышение должностных полномочий.

Со своей стороны, в решении этого вопроса вы можете обратиться за помощью к адвокатам. Они оценят все обстоятельства событий при превышении полномочий, предложат тактику защиты и эффективную позицию доказывания в суде.

Составление заявления

Подать иск можно лично или отправить его заказным письмом, но написан он должен быть заявителем.

Направляется жалоба в следственный отдел прокуратуры по месту пребывания обвиняемого. Для заявления не существует единого образца, однако общие правила есть.

Документ должен быть составлен на русском языке и написан разборчивым почерком. Также можно применить компьютерную технику.

Жалоба обычно состоит из:

  • название документа;
  • шапки в верхней правой части бланка, где указываются данные получателя и отправителя;

Источник: https://yarkultura.ru/trudovoe-pravo/prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochij-ponyatie-vidy-s-primerami-i-otvetstvennost-po-statyam-201-i-286-uk-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.