Превышение полномочий главой администрации

Содержание

В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф?

Превышение полномочий главой администрации

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений – должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, – лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний). 

Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.

МАКСИМ СТАРКОВ –

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».

Источник: https://starkov-partners.ru/publications/V-chem-raznitsa-mezhdy-zloypotrebleniem-i-prevysheniem-dolzhnostnyh-polnomochii-po-statyam-285-i-286-YK-RF

Превышение должностных полномочий директором школы на что ссылаться

Превышение полномочий главой администрации

  • с насилием
  • нанесенным ущербом в здоровье
  • применением оружейных средств

Каждый властный орган, человек наделенный властью имеет определенные полномочия и обязан вести себя соответствующим образом. В жизни не всегда происходят отношения, удовлетворяющие все стороны, происходят превышение должностных обязанностей УК РФ.

Придирки начальника — считаются ли превышением полномочий

Я работаю на почте оператором на кассе. Работаем мы по 2 человека, т. е. 2 кассы, с 8 до 20ч.

Вечером после 18ч клиентов нет, вся текущая работа сделана, поэтому мы друг друга отпускаем — сегодня один ушел в 6-7 вечера, завтра другой.

Жалоба на судебных приставов за превышение должностных полномочий? Соответственно, если появляется работа, ее берет на себя оставшийся оператор. Итог один — всегда все выполнено.

И вдруг наш начальник отделения стала к этому придираться, и срезать эти 1-2 часа из отработанного времени. Правомерно ли это?

В некоторых моментах, что Вы описали, он прав, на мой взгляд, поскольку указывает на трудовую дисциплину. Вы, в свою очередь, можете указать ему на нарушения с его стороны и написать жалобу в инспекцию по труду. Считаются ли такие придирки превышением полномочий?

И как мы можем на это повлиять? Хотя знаем, что у начальника есть цель сменить весь коллектив, но остались работники, знающие свою работу и делающие ее хорошо.

Здравствуйте! Превышение должностных полномочий — это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

За подобное наступает уголовная ответственность и безусловно в действиях Вашего начальника состава данного преступления нет.

Представленные криминалистами улики могут сформировать более четкую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причиненным этим деянием, непосредственным вредом.

Когда все элементы работают согласованно – государственная машина движется в том направлении, которое ей задано системой управления.

Полномочие директора школы

Руководящие должности (директор школы) занимают до 60 лет, как снимаются полномочия, с человека, которому уже 60 и он никак не покинет свой пост, а продолжает ходить на работу.

У нас в школе директора осудили по ст 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, брал с 9 классников деньги за не прохождение производственной практики). Потом он был амнистирован и сейчас хочет вернуться в школу простым учителем. (Был уволен по собственному желанию, помоему до суда).

Вопрос: Имеет право он преподавать?

Здравствуйте Алиса Конечно несет! Нужно только документально доказать превышение должностных полномочий Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам. Жалоба на сотрудников полиции за превышение должностных полномочий образец? Нет, не можете, срок давности для обращения в суд по незаконному увольнению- 1 месяцВ полномочиях ли директора поменять местами двух детей?

  • Назначение определенных мер по устранению сложившейся проблемы, обязание их исполнить.
  • Наказание дисциплинарного, административного, а в отдельных случаях уголовного характера.
  • Лишение директора школы занимаемой должности.
  • Возмещение пострадавшему материального или морального ущерба.
  • В случае с частной школой, лишение лицензии.

Реквизиты жалобы на руководителя (директора школы) от учителей:

Куда пишется жалоба если директор школы превышает свои полномочия

В качестве примеров, когда есть основания для того, чтобы пожаловаться на учителя, можно привести следующие: Педагог использует по отношению к ребенку физическую силу.

Согласно статье 286 Уголовного Кодекса РФ, под превышением должностных полномочий понимаются действия должностных лиц, которые выходят за рамки допустимых полномочий и которые существенным образом нарушают гражданские и трудовые права лица. В случае, если должностное лицо будет замечено за превышением своих должностных полномочий, оно будет привлечено:

Вот перечень инстанций, куда можно отправить жалобу на школу: Директор школы;Окружное управлениеЧто делать не знаю?ЕкатеринаЗдравствуйте, а директор вкурсе данной ситуации?Воспитательные меры, которые применяет учитель, негативно отражаются на ученике.

Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.

Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.

(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

Необходимо иметь ввиду, что прокуратура непосредственно не принимает решение о возбуждении уголовного дела, но она всецело контролирует принятие решения по вопросам, связанным с незаконными действиями полиции.

Для этого прокурорскими работниками жалоба будет направлена в Следственный комитет, который обязан отчитываться перед прокурором о ходе проверки и об окончательном решении.

О направлении жалобы в другой орган заявитель уведомляется в обязательном порядке.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т. д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней. Особый правовой статус военнослужащих в ряде случаев позволяет привлечь их к ответственности по рассматриваемой норме.

Для этого необходимо, чтобы таким военнослужащим в действующей армии были предоставлены властные, организационные или административно-хозяйственные функции.

Для рядовых военнослужащих, проходящих службу по контракту, уголовная ответственность будет наступать по специальным составам воинских преступлений.

Дополнительными факторами, напрямую на тяжесть совершенного виновным лицом противоправного деяния, являются: — употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение.- совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Преподавательская деятельность может быть сопряжена и со служебным подлогом, ответственность за который предусмотрена ст. 292 УК РФ.

В данном случае официальным документом признается экзаменационная ведомость (а не зачетная книжка), поскольку в ней констатируется факт сдачи (не сдачи) экзамена (зачета), что, в свою очередь, влечет правовые последствия для обучаемого (продолжение обучения либо отчисление из ВУЗа). Превышение должностных полномочий директором школы на что ссылаться? Таковы, на мой взгляд, отдельные критерии определения граней между преступным и непреступным в преподавательской деятельности.

1.

Непосредственный объект преступления – нормальная, регламентированная нормативными правовыми актами деятельность властного публичного аппарата, под которым подразумеваются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации и органы управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ. Если должностное лицо злоупотребило своими служебными полномочиями, но при этом действовало в состоянии крайней необходимости и не допустило превышения ее пределов (ст. 39 УК) либо исполняло обязательный для него приказ или распоряжение (ст. 42 УК), такие деяния не могут быть признаны преступными даже в случае, если они повлекли последствия, перечисленные в диспозиции уголовно-правовой нормы (п. 13 и 14 приведенного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ).

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

В рамках 286-й статьи УК рассматриваются такие поступки сотрудников полиции:

ГК РФ предусматривает всего два основных нормативно-правовых основания для ограничения полномочий генерального директора:

-принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

Таким образом, ограничение полномочий генерального директора дает возможность создать инструменты контроля и сохранить управление компанией в руках собственников, что крайне важно, если на должность генерального директора назначен сторонний специалист.

Кроме того, ограничение полномочий может стать дополнительной мерой по защите от незаконных посягательств. Помимо общих видов ответственности, генеральный директор выступает специальным субъектом для многих видов правонарушений, а, следовательно, имеет специальную (специфическую) ответственность.

С иском о возмещении убытков, причиненных компании его руководителем, в суд вправе обратиться участник компании.

https://www.youtube.com/watch?v=ghlSpg0AJqY

Ничего не читаю, потому что на это нет ни времени, ни сил, ни желания…

При использовании информации, содержащейся в пресс-релизе, ссылка на Следственное управление СКР по Пермскому краю обязательна.

В ходе расследования по делу осуществлено 7 допросов свидетелей, произведено 6 выемок документов в различных организациях и у граждан, осмотрен и проанализирован большой объем бухгалтерских и финансовых документов.

Обращаю внимание только на те, которые вызвали резонанс в образовательном сообществеСледствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/razreshenie-na-ispolzovanie/prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochij-direktorom.html

Как составить жалобу на превышение должностных полномочий

Превышение полномочий главой администрации

Лица, наделённые властью, часто выходят за пределы своих должностных прав. Что может причинить вред государственным и личным интересам граждан. При таких правонарушениях, пишется жалоба в прокуратуру на превышение должностных полномочий.

Проблема заключается в том, что далеко не все граждане понимают, где заканчиваются служебные обязанности должностного лица и начинается состав преступления. Именно такая юридическая безграмотность помогает виновным избежать наказания. Здесь важно чётко понимать, что считается преступлением, куда подаётся жалоба и ответственность за такие правонарушения.

Чем отличаются понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий

На первый взгляд, это одинаковые понятия, которые отличаются лишь формулировкой. Это не так. Правонарушения значительно различаются и даже наказание за них назначается разными статьями Уголовного кодекса.

Если разбираться в терминологии, злоупотреблением считается правонарушение, когда должностное лицо действует в рамках своих полномочий, но использует их для получения личной выгоды, в ущерб организации, в которой работает.

Превышением считается ситуация, когда служащий выходит за рамки должностных правомочий. Например:

  • превышение прав и обязанностей, указанных в должностной инструкции;
  • выполнение обязанностей, которые входят в сферу интересов вышестоящего лица или другого структурного ведомства;
  • выполнение своих непосредственных обязанностей, но разрешённых к применению по коллегиальному соглашению, в рамках, установленных законодательством.

В принципе, это довольно хрупкая грань, где служебное рвение граничит с превышением полномочий. Соблюдать это равновесие должны представители власти, действуя только в рамках возложенных правомочий. На практике, эта грань нарушается довольно часто, вследствие чего, обыкновенные граждане вынуждены терпеть несправедливость.

Кто такие должностные лица

Под это определение попадают лица, которые принято называть представителями власти. Сюда относятся:

  1. Все правоохранительные органы вне зависимости от подчинённых ведомств и структурных подразделений. Следовательно, должностным лицом можно в равной степени считать патрульного постовой службы и начальника УВД, сотрудников, занимающих любые должности в прокуратуре и следственном комитете.
  2. Государственные/муниципальные служащие федерального и регионального уровня. К этой группе относятся правительственные чиновники любого ранга, представители мэрии или администрации района, области, города.

Помимо этого, должностным лицом считается человек, не наделённый властью, но занимающий управленческие посты в перечисленных выше организациях. Например, начальник хозчасти или отдела кадров также попадают под определение «должностное лицо».

Нужно уточнить, что гражданин может стать должностным лицом временно либо по поручению. Например, после окончания института, человека отправляют по распределению в городскую прокуратуру, где он должен отработать определённое количество лет. На период указанного в контракте срока, такой гражданин обретает статус должностного лица.

Важно! Временными должностными лицами могут становиться присяжные заседатели, которые обретают определённую власть на время проведения судебного заседания.

Где заканчиваются границы должностных полномочий

Рамки служебных правомочий определяются должностными инструкциями, условиями контракта или приказами по отдельно взятому ведомству. Наиболее ярко, должностные полномочия можно проследить на примере сотрудников правоохранительных органов. Здесь должностной статус регламентирован законом о полиции, и выходить за его рамки, сотрудники не имеют права.

В частности, табельное оружие имеется у каждого полицейского, однако, воспользоваться им, представитель органов власти может далеко не всегда.

Применение оружия допустимо:

  • при задержаниях;
  • по распоряжению вышестоящего руководства;
  • в случае явной угрозы гражданским лицам или жизни самого сотрудника.

Даже если сотрудник применил орудие правомерно, расследованием каждого отдельно взятого случая занимается специальная комиссия.

Если после анализа обстоятельств дела, члены комиссии приходят к выводу, что действия полицейского вышли за рамки должностных полномочий, к сотруднику будут применены взыскательные меры, вплоть до уголовного наказания.

Когда происходит превышение власти

Уголовная ответственность за превышение служебных правомочий наступает при условии:

  1. Статус должностного лица подтверждён официально: имеются документы, определяющие круг служебных прав и обязанностей. Если гражданин не наделён определёнными полномочиями, следовательно, он не может их превысить.
  2. Должностное лицо явно превысило свои правомочия. Например, сотрудник департамента подписывает документы и отдаёт распоряжения вместо непосредственного руководителя. Второй пример превышения, руководитель департамента природных ресурсов подписывает документы, разрешающие строительство торгового павильона в центре города.
  3. На лицо явное нарушение прав третьих лиц. Здесь идёт речь о нарушении государственных, общественных и гражданских интересов.

Важно! При рассмотрении дел о превышении должностных полномочий, суд не рассматривает мотивы, толкнувшие к совершению правонарушения. Даже вполне объективный мотив может учитываться лишь в качестве смягчающего обстоятельства, но не освобождает от ответственности и не служит оправдательным фактором.

Ответственность по статье 286 УК РФ

Статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет меру наказания за превышение должностных полномочий. Здесь предусмотрено 3 степени ответственности:

  1. Для граждан, наделённых властью, но не занимающих государственные/муниципальные должности в правительстве и органах местного самоуправления. Здесь превышение власти карается денежным штрафом до 80 000 рублей либо отбыванием наказания сроком до 4-х лет.
  2. Для граждан, занимающих посты и должности в муниципальных органах самоуправления. Здесь ответственность намного жёстче и подразумевает л/с сроком до 7 лет или денежный штраф в размере 300 000 рублей.
  3. Здесь предусмотрена ответственность за превышение должностных полномочий с отягчающими обстоятельствами: применение оружия, физическое насилие, причинение тяжкого вреда здоровью. За такие противоправные действия можно получить до 10 лет заключения.

Важно! По всем пунктам статьи 286 предусмотрено ограничение по виду трудовой деятельности: запрет занимать определённые должности установленное судом количество лет. Скачать для просмотра и печати:

Статья 286 Уголовного кодекса РФ

Куда подавать заявление

Столкнувшись с явным превышением должностных обязанностей со стороны сотрудника полиции, о правонарушении нужно сообщить в надзорный орган — прокуратуру. Заявление подаётся при личном посещении или пересылается по почте с уведомлением о вручении.

Заявления допускается составлять в произвольной форме, но здесь обязательно должна соблюдаться такая структура заполнения:

  • название территориального органа, куда подаётся жалоба;
  • данные заявителя с указанием адреса фактического проживания и личных контактов;
  • наименование документа: заявление о совершённом преступлении;
  • изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке, с конкретным указанием нарушенных прав и последствий, которые повлекло за собой правонарушение.

Заявление заполняется в официальном стиле, без лишних эмоций и отступлений.

Образец заявления

Образец заявления о превышении должностных полномочий

Ответственность по статье 285 УК РФ

Наказание за злоупотребление служебным положением не особо отличается от ответственности по статье 286. Здесь предусмотрены аналогичные меры ответственности:

  • денежный штраф от 80 000 до 300 000 рублей;
  • заключение сроком от 4 до 10 лет.

Однако при злоупотреблении должностными полномочиями учитываются такие особенности:

  • бездействие;
  • исполнение должностных обязанностей при отсутствии необходимости;
  • мотивы: корыстные цели и личная выгода.

В некоторых случаях, злоупотребление служебным положением влечёт за собой другие преступления.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 285 Уголовного кодекса РФ

Можно ли избежать ответственности

В юридической практике, допускается освобождение от ответственности за превышение должностных полномочий даже при доказанном составе преступления.

Например, если выходящее за рамки служебных правомочий было совершено в целях обеспечения безопасности населения или соблюдения государственных интересов.

Кроме этого, к ответственности не могут привлекаться лица, действующие в соответствии с приказами вышестоящего начальства, которые воспринимаются как законные распоряжения.

о порядке подачи жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел 15 марта 2018, 00:20 Дек 10, 2018 20:29 О правонарушениях Ссылка на текущую статью

Источник: https://PravoNarushenie.com/trudovye/dolzhnostnye-prestupleniya/zayavlenie-na-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.