При склонении вас к даче взятки

Что делать, если вас склоняют к коррупции?

При склонении вас к даче взятки

Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования (“если не дадите… вопрос будет решен не в Вашу пользу”), так и косвенным образом.

Некоторые косвенные признаки вымогательства взятки:

  • разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие “опасные” выражения при этом не допускаются в
  • ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос (“не смогу помочь”, “это незаконно”, “у меня нет таких возможностей”), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте) сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумага, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю
  • чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель; вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки

Внимание! Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации.

Ваши действия в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа):

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп
  • внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов)
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи
  • поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа
  • не берите инициативу в разговоре на себя, больше “работайте на прием”, позволяйте потенциальному взяткополучателю “выговориться”, сообщить Вам как можно больше информации

Что следует Вам предпринять сразу после свершившегося факта вымогательства?

Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант – прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями

Второй вариант – встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления

Если Вы избираете второй вариант. Вам следует:

  • по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту Вашего жительства или в их вышестоящие органы:
  • в органы внутренних дел – в районные (городские) отделения (отделы) милиции, управления (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями, управления (отделы) по борьбе с организованной преступностью, в министерства внутренних дел республик, краевые (областные) управления внутренних дел вплоть до Министерства внутренних дел
  • в органы безопасности – в районные (городские) отделения (отделы) ФСБ, республиканские (краевые, областные) управления ФСБ вплоть до Федеральной службы безопасности
  • в органы прокуратуры – районному (городскому) прокурору, прокурору республики (края, области) вплоть до Генеральной прокуратуры
  • в таможенные органы – в региональные таможенные управления вплоть до Федеральной таможен- ной службы
  • в органы наркоконтроля – в межрайонные (городские) подразделения территориальных органов ФСКН, региональные управления, отделы (управления) ФСКН по субъектам РФ вплоть до Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков

В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности, других правоохранительных органов Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечением преступлений, совершаемых сотрудниками. Соответствующими приказами Генеральной прокуратуры РФ (приказ № 12 от 16 марта 2006 г.), МВД России (приказ № 985 от 1 декабря 2005 г.), ФСБ России (приказ № 613 от 4 декабря 2000 г.), Федеральной таможенной службы РФ (приказ № 600 от 11 июня 2002 г.), Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (приказ № 75 от 9 марта 2006 г.), а также их совместным приказом от 29 декабря 2005 года предусматривается получение сообщений о преступлениях от граждан с выдачей им соответствующих талонов-уведомлений

  • попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве у Вас взятки
  • написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:
  • кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у Вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение, подкупа;
  • какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);
  • за какие конкретно действия (иди бездействие) у Вас вымогается взятка или совершается коммерческий подкуп;
  • в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен  коммерческий подкуп.

Источник: http://ozdorovlenie73.ru/sklonenie-k-korrupcii

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

При склонении вас к даче взятки

Вопросысовершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального вниманияГосударственной Думы.

Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральныхзаконов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законовуже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основныеположения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с ПредседателемКомитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мнепредлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как законзащищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или,тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявлениепреступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Важно помнить, что закон всегдана стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взяткиявляется отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 летлишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственностьгрозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое женарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицуст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млнрублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственностиза дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело местовымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он самдобровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всехостальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционныепреступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций,таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискацииимущества, лишения права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублейили быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такогопосредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишениясвободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительныеработы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либолишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взяткиможно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского можетсчитаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовномузаконодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценныебумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзыещенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественногохарактера.

Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главномуврачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционногозаконодательства.

Государственным и муниципальнымслужащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещенополучать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездокили развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных,официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаютсягосударственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первыйвзгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действияв интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимопомнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получалза право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственностиза получение взятки.

Какконтролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозитза сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальныедолжности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежатконтролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетнихдетей.

За непредоставление такой информацииили сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по законудолжностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождениякоторых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мыусовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежнаясумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперьконтролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контрольза их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, на минувшей неделе мыприняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиямипо эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено ихиметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу надсовершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорееточечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственностипривлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросовостается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкогопонимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29636/

Провокация дачи взятки

При склонении вас к даче взятки

Поимка взяточника преподносится, как доказательство борьбы с коррупцией и факт торжества справедливости. Часто так и есть.

Но в ситуации беспомощности перед разгулом коррупции и необходимости обеспечивать показатели борьбы с ней некоторые сотрудники правоохранительных органов сами становятся на путь преступления, провоцируя человека на дачу или получение взятки.

Такие действия формируют состав преступления, а сам взяточник освобождается от ответственности, поскольку совершил преступление под действием третьих лиц.

Для того, чтобы избежать такого исхода, сотрудники правоохранительных органов стараются замаскировать взятку под оперативный эксперимент. В этой статье мы рассмотрим законодательство, судебную практику и иные нюансы провокации дачи взятки в реальной жизни.

Является ли провокация взятки способом борьбы с коррупцией?

История применения данного метода для противодействия коррупции в России давняя. Ещё до революции полицейские активно использовали такие «подставные взятки». При этом данный метод не был запрещён законом. Первый запрет возник в 1922 году, когда наказание за взяточничество назначалось в упрощённом судебном производстве, а количество таких дел достигло огромных масштабов.

Сначала советские власти запретили провокацию дачи взятки, а в 1926 году в УК РСФСР ввели 119 статью, наказывавшую за провокацию её получения. Позже из УК эту норму исключили, но за аналогичные действия сотрудников милиции привлекали к ответственности за превышение служебных полномочий.

Вновь в российское законодательство статья за провокацию взятки и коммерческого подкупа вернулась только в 1996 году. Это статья УК РФ №304.

Такой подход к провокации взяточничества однозначно доказывает его пагубный характер. Сама суть оперативно-розыскной деятельности предполагает нахождение доказательств преступления, а не их искусственное создание. В случае подстрекательства к даче или получению взятки происходит именно последнее.

Понятие провокации

Хотя современное российское законодательство и наказывает за провокацию дачи и получения взятки, оно устанавливает для этого понятия довольно узкие рамки.

Согласно 304 статье УК РФ попыткой дачи взятки считается передача должностному лицу денег или имущества или оказание имущественных услуг в целях искусственного формирования доказательств состава преступления.

При этом важнейшим критерием провокации является передача ценностей без согласия получателя.

Судебная практика долгое время игнорировала данное понятие, отрицая доводы защиты о том, что взятку спровоцировали сами сотрудники правоохранительных органов.

При этом сложности возникали с доказательством превышения должностных полномочий сотрудников правоохранительной системы, отсутствия умысла в действиях получателя взятки, а также с трактовкой понятия «попытка».

Разрешить возникавшие противоречия помог Верховный суд.

Разъяснения Верховного суда

В Постановлении Верховного суда №24 от 2013 года в пункте 32 даны признаки провокации, которые и расцениваются судами, как критерии для квалификации этого преступления. К таковым признакам относятся:

  • Передача денег или ценного имущества для искусственного формирования доказательств.
  • Наличие данных о том, что получатель взятки не согласен её принимать и осведомлённость правоохранителей о таких данных.

Провокация дачи взятки считается завершённой, когда переданы деньги или ценности, даже если получатель их не принял или не знал о их передаче.

Однако, если должностное лицо согласилось взять деньги, то провокацией такая взятка считаться не может, несмотря на наличие остальных критериев и доказательств.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Поскольку провокацию совершают без ведома или вопреки воле получателя взятки, то его нельзя считать виновным в её получении. Следовательно, он освобождается от ответственности. Это также указано в разъяснениях Верховного суда РФ.

Ещё одним важным разграничением является отличие провокации и подстрекательства. Второй случай касается получения должностными лицами ценностей с их собственного согласия, но при склонении их к этому сотрудниками полиции. При этом должны иметь место обстоятельства вмешательства сотрудников полиции, без которых умысел на получение взятки не возник бы.

В такой ситуации даже согласившись принять взятку, должностное лицо не совершает преступление и должно быть освобождено от наказания.

Провокация или оперативный эксперимент?

Нередко провокацию пытаются замаскировать под оперативный эксперимент. Но у этого метода работы правоохранительных органов есть чёткая цель – поставить под наблюдение и контроль уже начавшиеся коррупционные процессы. Благодаря этому правоохранители смогут их прервать.

Следовательно, оперативному эксперименту должен предшествовать факт вымогательства или предложение со стороны должностного лица дать взятку. Факт должен быть подтверждён, а не основываться на предположениях. Подтверждением может быть заявление и опрос заявителя.

Если эти требования не соблюдены, то действия оперативников будут считаться провокацией взятки.

Ответственность за провокацию взятки

Наказание в рамках 304 статьи УК РФ зависит от обстоятельств провокации дачи взятки. Санкции включают:

  • Штраф до 200 тысяч рублей или в размере дохода за 1,5 года.
  • Принудительные работы на 5 лет с запретом занимать ряд должностей на 3 года.
  • Лишение свободы до 5 лет с запретом занимать ряд должностей до 3 лет.

Субъект преступления может быть общим и специальным. Во втором случае речь идёт о сотрудниках правоохранительных органов. Признание вины происходит на основании факта осознания провокатором фиктивности собственных действий. То есть он должен понимать, что его провокация направлена на создание видимости взятки и создание вымышленных доказательств несуществующего преступления.

Основанием возбуждения уголовного дела на такого оперативного сотрудника будет жалоба должностного лица, которого пытались спровоцировать на дачу взятки. В судебной практике такую жалобу обычно подают в рамках защиты при разбирательстве дела по статье 290 УК РФ.

Особенности судебной практики

Хотя существуют описанные выше разъяснения Верховного суда, по-прежнему в судебной практике мало примеров признания доводов защиты о том, что взятка была спровоцирована оперативными сотрудниками.

Один из таких успешных примеров – оправдательный приговор в отношении врача больницы, который выписывал поддельные больничные за деньги. Суд признал, что данные оперативного эксперимента не могу считаться доказательствами вины врача, потому что:

  • Эксперимент провели на основании показаний оперативного сотрудника.
  • Иных материалов, подтверждающих его показания, в деле не было.
  • Участвовавшие в эксперименте самостоятельно не собирались обращаться в больницу. То есть их участие в даче взятки было организовано искусственно.
  • Не были доказаны иные важные обстоятельства.

Вывод суда заключался в том, что преступления не было бы, если бы его не инициировали полицейские.

Но в схожей ситуации суд не принял доводы защиты и осудил чиновника, выдавшего помещение в аренду за взятку. В этом деле также:

  • Провокатор действовал под руководством полицейских и первым вышел на чиновника с предложением взятки.
  • В деле не было информации о случаях взяточничества подсудимого.
  • Провокатору не нужно было это помещение. То есть вся ситуация была создана искусственно только для того, чтобы привлечь получить доказательства взяточничества.

Суд решил, что умысел взять деньги возник у муниципального чиновника вне связи с действиями полицейских, и провокация не имела места.

Исходя из этого, приходится констатировать, что единой судебной практике по данному вопросу не существует. Защите стоит основывать свои доводы на разъяснениях Верховного суда, но нужно учитывать сложность в доказывании отсутствия даже косвенного умысла в действиях получателя взятки.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/provokaciya-dachi-vzyatki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.