Причинение ущерба государству

Содержание

Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Причинение ущерба государству
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Условия выплаты государством компенсации.

В результате своей деятельности государственные органы, к которым относят также органы местного самоуправления, способны нанести вред гражданину. Физическое либо юридическое лицо ввиду бездействия государственных органов может понести убытки.

Среди незаконных действий, которые могут быть причинены судом, прокуратурой, органами дознания или предварительного следствия, выделяют:

  • Неправомерное осуждение гражданина или юридического лица;
  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности без достаточных для этого обстоятельств;
  • Безосновательное заключение под стражу;
  • Принудительная подписка о невыезде;
  • Наложение безосновательного административного взыскания, коим может быть арест или исправительные работы.

Помимо указанных случаев нанесения вреда гражданам, государственные органы могут издать акт, который не будет соответствовать законодательству. В этом случае также могут пострадать обычные люди.

«Незаконные» действия

Статья 13 Гражданского кодекса предусматривает ряд определений, позволяющих назвать тот или иной акт «не соответствующим закону». К таким действиям, как правило, относятся деяния, которые нарушают не только законодательные нормы, но и любые нормативные акты.

В понятие бездействия входит то, что органы местного самоуправления или государственные структуры не выполняли действия, которые должны были совершать. При этом должностные лица никакой ответственности за совершенное «бездействие» не несут, поэтому потерпевший не может предъявлять к ним требования о возмещении причиненных ему убытков.

Привлечь к материальной ответственности должностные лица можно только в порядке регресса.

Это значит, что государственный орган после произведения выплат по требованию пострадавшего, по собственной инициативе может взыскать уплаченную сумму с непосредственного виновного лица.

Если гражданин или юридическое лицо понесли убытки ввиду того, что должностные лица допустили неправомерные действия, необходимо обратиться в суд для возмещения ущерба.

Условия возмещения убытков

В случае, если юридические и физические лица пострадали из-за бездействия, причиненного органами местного самоуправления, либо государственными органами, они вправе требовать возмещения понесенных убытков.

Согласно статье 16 Гражданского Кодекса убытки гражданина из-за неправомерных действий должностных лиц подлежат возмещению государством.

Денежные средства, как правило, выделяет определенный субъект страны, либо местное муниципальное образование.

В статье 1069 Кодекса имеется более подробная информация о возмещении причиненного гражданину вреда. Пострадавший гражданин имеет право получить компенсацию из казны страны, субъекта, либо муниципального образования.

В случае, если есть факт, подтверждающий бездействие должностных государственных лиц, они обязаны обеспечить возмещение причиненного вреда гражданину вне зависимости от его вины.

Исключением в данном случае становится такая правовая инстанция, как суд. Если в результате правосудия гражданин понес убытки, это вред будет возмещаться только после того, как вина судьи окажется доказанной приговором суда.

Всегда ли возможно полное возмещение убытков?

Если гражданин стал жертвой бездействия должностных лиц, он имеет право потребовать возмещения причиненного ему вреда. Эти убытки должны быть компенсированы в полной мере. К сожалению, так бывает не всегда.

Получить полную компенсацию за причиненные неудобства сложнее всего тогда, когда дело касается транспортного законодательства.

Если по вине должностных лиц был утрачен или поврежден груз, багаж, возникли просрочки с доставкой и так далее, добиться полного возмещения убытков будет сложно.

Что значит «полное возмещение»?

Условия выплаты государством компенсации предполагают полное возмещение всех понесенных гражданином убытков. Состоит такое понятие из двух частей:

  • Реальный ущерб гражданина, который еще называют положительным;
  • Упущенная выгода, иначе именуемая неполученными в результате действий должностных лиц доходами.

В первую часть понятия входят расходы, которые должна понести пострадавшая сторона, чтобы восстановить все, что было нарушено в результате вреда, причиненного должностными лицами. При этом суд возьмет во внимание только те расходы, которые были произведены до заседания. Будущие расходы в расчет браться не будут.

Вторая часть понятия «полное возмещение» предполагает право требования от должностных лиц возмещения предполагаемых доходов, которые гражданин не смог получить ввиду неправомерных действий государственных органов.

В статье 15 Кодекса предусмотрено, что возмещение причиненного вреда гражданину не может быть меньше суммы доходов, полученных должностным лицом из-за нарушения прав потерпевшего.

Обычно это касается убытков, которые несет пострадавшая сторона из-за неисполнения договорных обязательств.

Прямая и дополнительная ответственность государства

Если гражданин пострадал исключительно из-за действий должностных лиц, вред должен возмещаться государством. При этом возможно 2 варианта этих действий:

  • Прямая ответственность государства за причиненный гражданину или юридическому лицу вред;
  • Дополнительная (или субсидиарная) ответственность, которую несет государство.

Если дело касается прямой ответственности, пострадавший может предъявить требования государству в лице уполномоченных на это органов. Возмещение убытков в этом случае будет происходить из бюджета страны.

Когда речь идет о субсидиарной ответственности, требования гражданина о возмещении ему причиненного вреда должны быть адресованы определенным государственным органам, которые и стали причиной убытков пострадавшего.

Компенсация причиненного вреда идет из средств, принадлежащих данному государственному органу. Статья 120 Кодекса предполагает, что дополнительная ответственность должна быть понесена именно государством, так как оно финансирует все государственные органы. Данная форма ответственности не предполагает прописанных в законе оснований для выплат.

Имущественные споры

Если в результате причиненного государственными органами или органами местного самоуправления вреда пострадало имущество гражданина или юридического лица, наступает имущественная ответственность. Порядок возмещения этого вреда определяется нормами и законами. Но, как правило, убытки возмещаются пострадавшему в полном объеме.

В статье 26 Закона о конкуренции сказано, что убытки, которые были причинены гражданину хозяйствующими субъектами из-за неправомерности их действий, возмещаются ему в полном объеме. Поэтому пострадавшая сторона имеет право написать исковое заявление в суд, либо в арбитраж с требованиями возместить понесенные им убытки.

Статья 60 Закона «О залоге» говорит о том, что если залогодержатель понес убытки из-за того, что орган государственного управления издал акт, который не соответствует законодательным актам, он имеет право на их возмещение. Причиненный ему вред должен быть возмещен полностью. Возмещение вреда идет из казны соответствующего государственного, либо местного управления.

Отсылки к законодательству

Существует большое количество актов, в которых решается вопрос об ответственности за нанесение ущерба гражданским лицам. И в них используется только отсылка к законодательству.

Бывает так, что должностные лица органов государственной власти своими действиями могут нанести ущерб лицам, участвующим в биржевых сделках.

В этом случае государством предусмотрено возмещение причиненного гражданам ущерба и выгоды, которая была упущена по вине должностных лиц.

В данном случае адресатами, которым вменяется вина за причинение вреда, становятся сами должностные лица, а значит, и средства на возмещение идут из бюджетов органов, которые они представляют.

Подобная отсылка имеется и в ряде других законов.

Так, если ущерб гражданам, либо учреждениям был нанесен сотрудниками полиции, условия его возмещения обговариваются согласно действующему гражданскому законодательству.

Указанная в заявлении отсылка на Гражданский кодекс означает, что все убытки, которые понес потерпевший в результате действий должностных лиц, будут ему возмещены государством.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/vozmeshhenie-ubytkov-prichinennyh-gosudarstvennymi-organami-i-organami-mestnogo-samoupravleniya.html

Право на возмещение вреда от незаконных действий (бездействия) органов власти

Причинение ущерба государству

Статья 52 Конституции Российской Федерации провозглашает:

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53 Конституции РФ провозглашает:

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано само государство.

Принимая на себя обязательства обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство как участник Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав в случае их нарушения.

Обязанность государства гарантировать защиту прав потерпевших от преступлений, в том числе путем обеспечения им адекватных возможностей отстаивать свои интересы в суде вытекает также из положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, согласно которым достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Применительно к личности потерпевшего это конституционное предписание предполагает обязанность государства не только предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать, прежде всего, в суде, свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, поскольку иное означало бы умаление чести и достоинства личности не только лицом, совершившим противоправные действия, но и самим государством.

Потерпевший как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения (пункт 47 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ) имеет в уголовном судопроизводстве свои собственные интересы, для защиты которых он наделяется соответствующими правами: в частности, он вправе заявлять о совершенном в отношении него преступлении, представлять доказательства, поддерживать обвинение, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, в том числе на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, обжаловать приговор, определение и постановление суда.

Подробное регулирование правового положения потерпевшего регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Статья 42 кодекса содержит подробный перечень прав потерпевшего и предусматривает, что потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.

По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Такой подход к регламентации прав потерпевшего отсылает к положениям Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года), предусматривающей, что лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия виновного, гражданский иск, который рассматривается вместе с уголовным делом. При наличии достаточных данных о причинении материального ущерба потерпевшему орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска.

Нарушения прав граждан должностными лицами, не являющиеся преступлениями, но представляющие собой злоупотребления властью, также могут быть предметом обращения гражданина в суд.

Если в отношении гражданина, пострадавшего от преступного посягательства вынесены оправдательный приговор или определение суда, постановление следователя, прокурора, судьи о прекращении дела по предусмотренным законом основаниям, то он как потерпевший имеет право на возмещение имущественного и устранение последствий морального вреда, причиненного ему незаконным осуждением, содержанием под стражей, отстранением от должности. Размер и порядок возмещения имущественного вреда устанавливаются законом.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или, когда в силу иных причин нарушение прав приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддерживать в суде или в арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Статья 53 Конституции РФ направлена на защиту любого лица, пострадавшего от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц. Вместе с этим данная норма имеет превентивное значение и признана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

В статье закреплен общий принцип имущественной ответственности за вред, причиненный гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.

Возмещение причиненного ущерба является универсальным гражданско-правовым способом защиты нарушенных прав. В этой связи в гражданском законодательстве, и в первую очередь в Гражданском кодексе Российской Федерации, нашли развитие нормы об ответственности за вред, причиненный органами государственной власти.

Необходимо подчеркнуть, что должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, непосредственной ответственности перед потерпевшим не несут. За их действия отвечает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

При возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, действует общий принцип полного возмещения вреда, содержание которого раскрывается в ст.

1082 Гражданского кодекса Российской Федерации: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п. либо путем возмещения убытков.

При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда определяется по ценам, существующим на момент его возмещения.

Определяя порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов судебной власти и их должностных лиц, законодатель обязан учитывать также конституционные положения, относящиеся к осуществлению правосудия.

Гражданским кодексом Российской Федерации в качестве общего основания ответственности за причинение вреда предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064), т.е.

, по общему правилу, бремя доказывания отсутствия вины возлагается на причинителя вреда.

Оспариваемое положение является исключением из этого правила, – в предусмотренном им случае не действует презумпция виновности причинителя вреда, вина которого устанавливается в уголовном судопроизводстве.

Такое специальное условие ответственности за вред, причиненный при осуществлении правосудия, связано с особенностями функционирования судебной власти и конкретизированными процессуальным законодательством (состязательность процесса, значительная свобода судейского усмотрения и др.), а также с особым порядком ревизии актов судебной власти.

Следует признать, что применительно к ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должен действовать режим, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.

Особенность установленного режима ответственности в этих случаях заключается в том, что источником возмещения вреда служат соответственно казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования. В соответствии со ст.

1071 Гражданским кодексом Российской Федерации от имени казны выступают финансовые органы, а в случаях, установленных законом, могут выступать другие органы, юридические лица или граждане.

При этом независимо от того, к кому предъявлено требование – к самому органу или государству, источником возмещения всегда является казна.

Источник: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/Pravovoe-prosveshchenie/pravo-na-vozmeshchenie-vreda-ot-nezakonnykh-deystviy-bezdeystviya-organov-vlasti.php

Что можно отнести к ущербу в крупном размере по УК РФ

Причинение ущерба государству

Статья рассказывает о различных мерах воздействия, оказываемых на пойманных преступников за причинение вреда государству (особо крупный ущерб по УК РФ).

А также разъясняет, какие суммы, для каких действий из Уголовного кодекса можно к ним можно отнести.

В тексте есть упоминание о мерах пресечения экономических преступлений и мошенничества в сфере предпринимательства, высоких технологий и недвижимости.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Общие понятия

Особо крупный и крупный размер по УК РФ может быть причинен из-за преступных действий должностных лиц, обычных граждан или организованных бандитских групп. Криминальный кодекс РФ содержит информацию обо всех возможных преступных деяниях, которые являются наказуемыми.

Помимо посягательств на права, свободы, а также здоровье человека, глава 21 УК РФ имеет перечень нарушений и действий субъектов криминалистических правоотношений, которые обычно направлены на неправомерное изъятие или завладение имуществом третьих лиц.

Все эти деяния могут проявляться в следующих формах:

  • кражи (ст. 158 УК РФ);
  • мошенничества (ст. 159 УК России);
  • грабежа (ст. 161 УК);
  • разбоя (ст. 162 УК РФ);
  • других противоправных действий.

Деяния обычно осуществляются физическим лицом или группой физических лиц преднамеренно или по неосторожности.

Вне зависимости от степени тяжести все преступные действия наносят тот или иной ущерб. В уголовном праве урон может исчисляться в малом, среднем, особо крупном и крупном величинах. Причём для каждого вида санкции различаются.

Определение мошенничества и возможные размеры вреда по УК РФ

Одним из наиболее частых и потому опасных способов хищения считается метод с применением мошеннических схем. Понятие «мошенничество», обозначенное в ч. 1 ст. 159 УК, означает изъятие незаконным образом права на имущество граждан посредством злоупотребления чужим доверием и обмана.

Исходя из определения мошенничества, видно, что его главным признаком является обман. Это отличает его от определения «ущерб в уголовном праве».

Обычно обман подразумевает под собой сообщение ложной информации или сведений, введение граждан в заблуждение или умолчание о фактах, которые лицо обязано было предоставить потерпевшему.

Не чувствуя подоплёки, гражданин собственноручно передаёт имущество мошенникам, ошибочно полагая, что последние имеют на него право.

В гл. 22 УК России определены величины ущерба. Там величины, касаемо особо крупной нанесённой утраты, исчисляются миллионами. В пунктах с 158 по 165 главы 21 УК РФ урон варьируется от 250 тысяч до 1,5 миллиона рублей, что считается существенным для большинства граждан страны.

Формы и виды мошенничества, а также сферы преступлений с возможностью хищения в солидных объёмах.

Обман реализуется в следующих формах:

  • осуществляется при помощи поддельных документов (для незаконного получения пенсий, денежных выплат и регулярных пособий);
  • используется фальсификация операций, связанных с электронными деньгами (перевод сумм в личное пользование при помощи фиктивных соглашений, договоров на оказание услуг);
  • сокрытие обстоятельств.

Ущерб находится в зависимости от видов и форм преступлений. Так, для мошенничества в значительном масштабе исчисляемом в объёме 1,5 млн руб.

Он возможен:

  • в кредитной или страховой сфере;
  • в сфере интернет-банкинга (онлайн-платежи при помощи пластиковых карт);
  • в области компьютерных технологий;
  • в сфере предпринимательства;
  • в недвижимости.

Вне зависимости от формы и отрасли, в которых осуществляются обман и мошенничество, преступники должны быть наказаны.

Особо масштабные и масштабные размеры задолженности

Исходя из данных о последних изменениях, произошедших в некоторых частях Кодекса, большая задолженность, доход или крупный ущерб (по УК РФ) составляют более миллиона. Данные сведения неприменимы к 199 и 199.1, 198, 194, 193, 185-185.4, 174 и 174.1 УК.

Погасить свой долг перед обществом и государством ответчик может не только внесением денежного перевода в величине установленного штрафа, а также при помощи обязательных, исправительных, принудительных работ или путём нахождения в местах лишения свободы на установленный судом срок.

Для уголовного наказания за нанесение вреда предусмотрены следующие сроки, штрафы и полезные для общества работы. В любом случае меры пресечения и степени возмещения порчи потерпевшим выносятся на открытом судебном заседании после открытого слушания дела.

В каких суммах выражается размер ущерба?

Причинение вреда или хищение имущества, превышающего сумму в 250 тыс. является большой суммой для потерпевшего.

Для 158 УК РФ значительным уроном считается кража суммы более 5 тыс. Солидный или особо значительный урон в уголовном праве составляет 250 тыс. или 1 миллион соответственно.

Если рассмотреть детально возможные масштабы нанесённых потерь по всем пунктам ст. 159 УК части 5, 6 и 7 (за мошенничество), караемые мерами наказания Уголовного кодекса, то значительный ущерб по УКРФсоставит число свыше 10 тыс. руб. Большой и особо большой урон превышает 3 и 12 млн руб.

Внушительным размером материальных повреждений по ст. 159.6, 159.5 и 159.3 считается сумма в 1,5 млн руб., а особо большим – 6 млн.

Кража

Понятие ущерба (в уголовном праве) – категория зависимая.

Под кражей понимается безвозмездное, неправомерное изъятие материальных ценностей у потерпевшего лица преступником. Осуществляется хищение, как правило, или в присутствии пострадавшей стороны, или втайне от неё.

Поскольку от величины причинённого вреда зависит мера наказания и сумма возмещения, то стоит особенно тщательно отнестись к квалифицирующим признакам преступления. Уголовно наказуема кража в размере не менее 1 тыс. рублей, при суммах урона ниже минимальной применяются взыскания в соответствии с КоАП.

К квалифицирующим признакам преступного деяния относится:

  1. Размер причинённых вредоносных действий.
  2. Организованное хищение, произведённое группой лиц.
  3. Неразрешенное проникновение преступников на территорию собственности.
  4. Предварительно осуществлённый сговор.
  5. Большие и особо значительные потери.
  6. Изъятие реальных ценностей из багажа у потерпевшего.

Возможные штрафы и сроки за совершение кражи чётко прописаны в УК России. Повлиять на меру и степень тяжести преступления может лишь мировая договоренность с потерпевшей стороной и наличие смягчающих обстоятельств.

Грабёж

Этот термин подразумевает: «завладение среди белого дня чужим добром с возможностью использования физической силы». Юридически грабеж может иметь неоконченный или оконченный статус в зависимости от того смог ли преступник воспользоваться отнятыми у пострадавшего вещами, документами, деньгами, ценностями или нет. Статус преступного действия влияет на выносимое судом решение.

Отягчающие обстоятельства грабежа:

  1. Неправомерное проникновение преступника на территорию частной собственности.
  2. Действия группы лиц предварительно обговоренным образом.
  3. Грабёж с использованием физической силы, который привёл к потере жизни или здоровья.
  4. Масштабная величина утрат от 250 тыс. до 1 млн рублей, в банковских или страховых организациях – полтора миллиона рублей.

Так как грабёж более наглая и преднамеренная форма хищения, то соответственно, и меры наказания лиц, отважившихся ее совершить, серьезнее, чем для преступных деяний по ст. 158 УК.

Разбой

Организация разбойного нападения, то есть изъятия материальных ценностей при помощи силы, в отличие от предыдущего преступного деяния практически всегда сопряжено с тяжкими последствиями для жизни и здоровья пострадавшего.

И в этом случае виновной стороне не так легко будет добиться примирения со стороной жертвы путём передачи взятки с формулировкой «за возмещение моральных издержек».

Потому как не существует универсального ответа на вопрос сколько же стоит человеческая жизнь и здоровье?

К отягчающим обстоятельствам этого вида преступлений относится:

  1. Неправомерное проникновение в частную собственность.
  2. Угроза или факт использования оружия и насилия к жертве инцидента.

Разбой, осуществлённый организованным сообществом преступников в особо масштабном размере или с причинением вреда жизнедеятельности организма потерпевшего, карается строже всех остальных.

В независимости от степени тяжести преступлений, караемых мерами наказаний, информация о возможном значении взысканий за нанесение вреда в любых размерах содержится в кодексе о преступлениях России с изменениями и дополнениями за текущий год. Единственное, о чем следует дополнительно упомянуть то, что смерть потерпевшего в результате противоправных действий, причисляемых к ст. 159 УК, переквалифицирует преступное деяние для рассмотрения дела по ст. 162 УК России, как «разбой».

Важно знать, что при повторности каждый отдельный эпизод вменяется отдельно, а размер хищения определяется на основании стоимости имущества, которым завладел виновный отдельно для каждого эпизода. При продолжаемом преступлении вменяется общая сумма похищенного независимо от количества этапов хищения.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/krupnyj-ushherb

Материальная ответственность военнослужащих

Причинение ущерба государству

Положение о материальной ответственности определяет размер и условия обязательств военных и граждан, участвующих в военных сборах. Так же закреплена оплата за ущерб и порядок возмещений. Требования распространяются на всех военных по контракту и по призыву, а так же служащих в других военных органах.

За что может быть установлена материальная ответственность для солдат?

Материальная ответственность определяется исходя из условий ответственности за причиненный ущерб.

  • Военные могут понести ответственность только за тот ущерб, который произошел по их вине.
  • Наказание определено гражданским законодательством РФ.
  • В случае если вред был причинен, в ходе исполнения приказа начальника армеец не привлекается к материальной ответственности.
  • Период привлечения к обязательствам равен – три года.

Если действия армейца, оправданы риском, состоянием крайней необходимости то денежное обязательство так же снимается. Например, при пожаре военный использовал тулуп, который вследствие не пригоден к ношению.

К действиям неопределенной силы относятся стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации. Солдата могут привлечь к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружении ущерба. Ущербом является утрата имущества или расходы, которые понесет военная часть.

Военные не могут быть привлечены к денежному обязательству, если выполняли приказ начальства. Данное действия объясняется тем, что служащий полностью подчинялся командованию и в силу ограниченности не имел информации для оценки приказа с требованиями закона. Денежное обязательство в этом случае будет возложено на командира.

Виды ответственности

Существует два вида ответственности для армейцев – полная и ограниченная. Материальная ответственность установлена государственными органами. Полная или частичная определяется в форме причиненного вещественного ущерба государства.

Основные документы, устанавливающие материальную ответственность военных:

  • Закон РФ о статусе военнослужащих;
  • О воинских обязательствах;
  • Об обжаловании в суд действий и решений;
  • Общевоенные уставы;
  • О материальной ответственности

Денежное обязательство закреплено за военными как средства возмещения ущерба государству. Устанавливается сумма, которая подлежит возмещения. Она определена из условий материальной ответственности.

Ограниченная ответственность

К ограниченной ответственности привлекаются военные по контракту и солдаты-срочники. Обязательства возлагаются:

  • За ущерб по беспечности и неосторожности при выполнении должностных обязанностей.
  • За ущерб, связанный с выплатой воинской частью штрафов за простои, контейнеров, вагонов, транспортных средств, судов.
  • За завышение объема выполненных работ.
  • За ущерб, связанный с иными обязательными платежами. Армейцы несут обязательства в размере убытка, однако сумма не должна превышать двух окладов месячного содержания и двух надбавок за месяц за выслугу лет.
  • На командиров, которые нарушили своими приказами порядок хранения, учета или использования имущества и не приняли меры предотвращения уничтожения, повреждения, порчи.
  • На командиров, которые виновны в незаконном увольнении солдат со службы или в переводе персонала на другую должность.

Полная ответственность

Полная ответственность возлагается на солдат, в случае если ущерб был причинен:

  • Военному, которому было переданы предметы или имущество под отчет для перевозки, выдачи.
  • В результате умышленного уничтожения, порчи.
  • В результате хищения.
  • В случае иных умышленных действия вне зависимости содержат ли они признаки состава преступления.
  • Военным, которые добровольно привели себя в наркотическое, алкогольное или токсическое опьянение.

Процедура привлечения

Денежные удержания производятся в размере двадцати процентов от месячного оклада в случае частичной ответственности, и пятидесяти процентов при полной.

В случае если законодательно предписывается выплата компенсации в полном объеме, привлечение к обязательствам реализуется только через суд.

В случае если ответственность частичная, то заданная сумма будет удержана из заработной платы армейца по приказу начальства. Однако прежде чем списывать средства необходимо:

  • Установить фактическое причинение ущерба
  • Назначить расследование
  • Определить в чем заключается вещественный ущерб
  • Установить какие законы нарушены
  • Находился ли виновным при исполнении
  • Какие обстоятельства поспособствовали причиненному ущербу
  • Какая степень ответственность солдата

Расследование назначается в день установления ущерба и должно быть закрыто за один месяц. В ходе расследования начальство принимает решение о наказании. Заключение начальства может содержать отказ в привлечении к обязательствам. В этом случае солдат освобождается от нее, и ущерб будет возмещен за счет средств государства.

Приказ о возмещении оформляется за два дня до окончания расследования и должен быть предоставлен для ознакомления военному под подпись. Нужно обратить внимание, что срок исполнения – семь дней.

Может ли военный оспорить решение о взыскании?

Да, если солдат не согласен с решением, он может обратиться к вышестоящему начальству или в судебные инстанции.

Куда обращаться?

Военный может обжаловать решение о взыскании денежной компенсации. Для этого ему необходимо обратиться к командиру или в суд. Так же солдат имеет право обжалования и предоставления всех материалов расследования.

В случае если жалоба была подана в момент рассмотрения взыскания, то делопроизводство приостанавливается до рассмотрения жалобы.

В случае если решение о взыскании средств уже вступило в силу, то удержание средств будет производиться до того момента пока приказ не признают неправомерным. После сумма вычтенных средств будет перечислена военному.

Районный суд предъявляет иск командира о возмещении в суд, в случае обжалования солдат обращается в военный суд

Какие документы могут понадобиться?

  • Материалы административного расследования.
  • Заключение, составленное должностным лицом, которое проводило расследование.
  • Документы, которые подтверждают факт невиновности армейца.
  • Свидетельские показания.

Что именно считается ущербом?

Имущество, которое состоит на балансе в ВС, и принадлежит государству охраняется законом. ФЗ О мат.ответственности устанавливает обязанность солдат компенсировать вред, который может быть причинен при разного рода обстоятельствах.

Ущербом является:

  • Уничтожение военного имущества.
  • Повреждение военного имущества, а именно вооружения, боеприпасов, вещевого имущества, ценных бумаг, денег и иного имущества, которые находится в государственной собственности и в воинской части.
  • Расходы на восстановительные работы.
  • Излишние траты, которые несет воинская часть.
  • Траты на ремонт поврежденного имущества.
  • Штрафы на выплаты третьим лицам.
  • Расходы на приобретение нового имущества.

В каком случае солдата могут освободить от выплаты? Если вред был причинен:

  • При выполнении требований командира.
  • В результате обстоятельств непреодолимой силы.
  • При оправданном служебном риске.

Как и кем определяется степень нанесенного вреда?

Размер и степень вины устанавливается при расследовании на основании приказа начальства. По результатам будет установлен размер возмещения. Расследование проводится один месяц и если лицо не установлено, то взыскание не производится.

Руководство части принимает решение о взыскании и по истечению трех лет армеец может оспорить решение в суде.

Процедура установления материальных обязательств

В отличие от гражданских, для военных предусматриваются два вида ответственности.

В случае если солдат действием или бездействием насело ущерб во время исполнения обязательств, то он привлекается к обязательствам, и с оклада будут взыскиваться денежные средства.

Если военный, которые проходит службу по контракту наносит ущерб во время отдыха или, находясь в увольнении, то он будет привлечен, как частное лицо, то есть без статуса военнослужащего.

Процедура взыскания будет производиться, как для гражданского лица. Привлекаются солдаты, которые в момент нанесения ущерба исполняли обязательства.

Денежное обязательство создается для формирования у армейца бережного отношения к собственности государства и имуществу в военной части. Солдат обязан не только носить чистую и аккуратную одежду, но и беречь воинское имущество.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/materialnaia-otvetstvennost-voennoslujascih-5c76e9aa836cde00b5660772

Возмещение вреда, причиненного органами государственной власти

Причинение ущерба государству

   Возмещение убытков за действие и решения государственных органом и органов местного самоуправления вполне реализуемое мероприятие. По общему правилу основанием для получения компенсации являются факты несения реального ущерба или упущенной выгоды.

   Понятие реальный ущерб включает в себя несение гражданином расходов в случае, если его право было нарушено, а также необходимость нести расходы для восстановления нарушенного права. Упущенной выгодой закон называет неполученные доходы, которые гражданин мог получить в ситуации, когда его право не было нарушено.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет возместить вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!!!

Основания для возмещения убытков

   Основания для возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления выделены законом как отдельный вид гражданской ответственности государственных органов. Статья 16 Гражданского Кодекса РФ среди основания для возмещения указанных убытков называет:

  1. Незаконные действия государственных органов. Незаконность действий государственного органа, как основание для наступления гражданской ответственности перед потерпевшим, состоит в отсутствии законных оснований для произведения определенных действий, нарушением установленных законом процедур и изданием не основанном на законе акта, незаконным бездействием должностного лица государственного органа.
  2. Издание не соответствующего закону (или иному правовому акту) акта государственного органа. Следует учитывать, что основание для возмещения ущерба, причиненного изданием государственным органом не соответствующего закону акта возникает только в случае признания такого акта незаконным. Еще подробнее про признание решений государственных органов вне закона на нашем сайте по ссылке.

   Таким образом, основаниями для возмещения убытков, причиненных государственными органами, являются расходы гражданина, связанные с нарушением его прав незаконными действиями государственных органов, изданием государственным органом акта, несоответствующего закону.

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами

   Последовательность действий для возмещения убытков, причиненных государственными органами, включает порядок обращения в государственный орган, а при наличии разногласий по поводу причиненного ущерба – обращение в суд. При этом обращение в государственный орган не является обязательной процедурой, которая должна предшествовать обращению в суд. Гражданин вправе выбрать порядок возмещения убытков.

   Обращение в государственный орган, причинивший вред, должно соответствовать общим требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан». В обращении необходимо указать:

  • Наименование государственного органа или должностное лицо, которому адресуется обращение
  • Свои фамилию, имя, отчество
  • Почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа на обращение
  • Личная подпись
  • Дата обращения

ВАЖНО: в обращении излагаются обстоятельства незаконных действий государственного органа, указываются данные о понесенном ущербе, излагается предложение возместить ущерб. Свои доводы необходимо подкрепить имеющимися доказательствами понесенных расходов или необходимости понести такие расходы.

   Обращение направляется в государственный орган, действия которого привели к несению убытков или должностному лицу такого органа, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса. Как правило, таким лицом является руководитель органа, его управлений, руководитель территориальных отделений органа.

   Порядок обращения в суд для возмещения убытков, причиненных государственными органами, регулируется правилами Гражданского и Гражданско-процессуального законодательства.

Гражданин предъявляет в суд исковое заявление с соблюдением требований в форме и содержанию искового заявления, соблюдением требований к подсудности иска, определив ответчика.

В судебном разбирательстве по делу гражданин обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается.

   Как правило, для возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа, необходимо доказать:

  • Неблагоприятные последствия в виде причинения вреда.
  • Факт несения расходов гражданином
  • Незаконность действий государственного органа.
  • Причинная связь между противоправными действиями и причиненным вредом.
  • Вина – субъективное условие ответственности

   Причиненный государственным органом вред возмещается из казны Российской Федерации, казны субъекта.

Подсудность исков к казне РФ

   Надлежащим ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, является публично-правовое образование, а именно – Российская Федерации или ее субъекты.

   В соответствии с действующим законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов выступают в суде органы государственной власти, в рамках их компетенции. В случае требований к казне РФ, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель денежных средств в лице соответствующего финансового органа или иного управомоченного органа.

   К примеру, если вред гражданину был причинен незаконными действиями должностных лиц следственного комитета РФ, то ответчиком по гражданскому иску будет Следственный комитет, осуществляющий функции главного распорядителя бюджетных средств. Если вред был причинен незаконными действиями (бездействием) судебного пристава – исполнителя, то от имени РФ ответчиком по иску будет Управление Федеральной службы судебных приставов.

   Дела, ответчиком по которым является территориальные органы государственной власти, подсудны районным судам.

В зависимости от характера вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, иск о возмещении такого вреда может быть подан в районный суд по месту выбору истца.

Так, дела, связанные с возмещением убытков вследствие незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, незаконным применением меры пресечения могут предъявляться в суд по месту жительства истца.

   Кроме того, иск о возмещении убытков и компенсации морального вреда вследствие нарушения государственным органом прав субъекта персональных данных может быть так же подан по выбору истца.

По выбору истца может быть подан иск о возмещении вреда, причиненного здоровью, причиненного увечьем или полученным в результате потери кормильца, о восстановлении нарушенных пенсионных и жилищных прав и взыскании компенсации полученного вреда.

   В остальных случаях исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти или территориального органа.

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти

   Законодательством предъявляются общие требования к форме и содержанию искового заявления.

   Исковое заявление должно подавать в суд в письменной форме. Необходимо указать:

  • наименование суда
  • истца
  • место жительства истца
  • наименование ответчика и его место нахождения

   Кроме того, в основной части искового заявления необходимо описать обстоятельства, на которых основываются требования истца и перечислить доказательства, которыми такие обстоятельства подтверждаются. В исковом заявлении должна быть указана сумма требования о возмещении вреда, а также расчет данной суммы.

   К исковому заявлению о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, прилагаются копии иска по количеству ответчиков и третьих лиц, документ об оплате государственной пошлины. Кроме того, необходимо приложить к исковому заявлению документацию, подтверждающую обстоятельства причинения ущерба незаконными действиями государственного органа.

ВНИМАНИЕ: исковое заявление может быть подписано как истцом, так и его представителем.

   Обязанность оплатить государственную пошлину при подаче иска о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, не распространяется на истцов по искам о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием, а также малоимущие лица и инвалиды. Ряд оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины распространяются только на случаи, когда цена иска не превышает 1000 000 рублей.

ПОЛЕЗНО: читайте еще советы, как правильно написать иск по ссылке, а также смотрите ВИДЕО

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

   Деятельность государственных органов исполнительной власти часто связана с риском нанесения ущерба жизни и здоровью, имуществу физических и юридических лиц.

Этот риск обусловлен специальными полномочиями на применение физической силы к лицам, совершающим правонарушения.

Осуществление таких специальных полномочий, если они основаны на законе, являются правомерными действиями государственного органа. Однако, такой вред так же подлежит компенсации.

   На практике, чаще всего причинителями вреда вследствие осуществления специальных полномочий являются органы следствия, дознаний, полиции, органы исполнения решений суда и приговоров, таможенные органы.

   Для возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственного органа, оценке подлежат два момента – характер причинивших вред действий (их правомерность, основанность на законе, их соответствие необходимым мерам), а также наличие правовой нормы, закрепляющей ответственность за вред, причиненный этими действиями.

   Так, прямые указания на возмещение вреда лицам, понесшим ущерб ввиду правомерных действий государственного органа, содержит федеральный закон «О противодействии терроризму».

Указанный закон своими нормами правомерным причинением вреда называет лишение жизни террориста, причинение вреда здоровью и имуществу такого лица.

Кроме того, правомерным причинением вреда называется причинение вреда интересам личности, общества и государства при пресечении террористического акта, осуществлении иных контртеррористических мер.

   Нормы, направленные на возмещения вреда, причиненного правомерными действиями сотрудников таможенных органов содержатся в Таможенном Кодексе ЕАЭС. В соответствии со ст. 352 ТК ЕАЭС, причиненные правомерными действиями органов таможни убытки не подлежат возмещению.

Исключением являются случаи, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС.

Учитывая, что российским законодательством не применяются специальные нормы, направленные на возмещение вреда от правомерных действий таможенных органов, возможность возмещения такого вреда не имеет прямых оснований.

   Таким образом, возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, является казуальным правовым вопросом, требующим оценки в каждом индивидуальном случае.

Помощь адвоката в вопросе получения компенсации с государства

   В случае необходимости взыскания компенсации за вред, причиненный незаконными или правомерными действиями государственного органа, чаще всего необходима помощь адвоката по гражданским делам г. Екатеринбург.

   Наш адвокат сможет:

  • оценить возможность возмещения вреда
  • определить основания возмещения вреда
  • составить исковое заявление
  • представлять интересы доверителя в суде
  • оказать иную юридическую помощь на основании заключенного с нами соглашения

   Профессиональный адвокат способен правильно выбрать способ защиты права, верно обосновать исковые требования и доказать обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела. Все еще думаете?! Пора начинать сотрудничество с нами, звоните уже сегодня!!!

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/vozmeshhenie-vreda-prichinennogo-organami-gosudarstvennoj-vlasti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.