Применение наказания это

Наказание как метод педагогического процесса

Применение наказания это

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания:

  • наложение дополнительных обязанностей;
  • лишение или ограничение определенных прав;
  • выражение морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т. д.

Технология применения

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания — конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

  • Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан — значит прощен.
  • Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, обычно имеет весьма положительное воздействие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
  • Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и товарищи, друзья. В конечном счете наказание оказывает большее положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся наказание посредством коллектива может не оказать ожидаемого эффекта.
  • Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
  • Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием — не наказывай».
  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости. При этом формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
  • При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, — к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.
  • Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.
  • Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
  • Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего его. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам — тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл узнать их мнение и то, какую позицию они занимают.
  • Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания, что одними наказаниями делу помочь нельзя. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия.

Известные педагоги о наказании

Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые примеры.

Русский педагог П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не может сравниться никакое наказание. Не был категоричен в применении наказаний и А.С. Макаренко, хотя сейчас некоторые считают его апологетом авторитарной педагогики.

Макаренко писал, что наказание — очень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима.

Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци также стоял на позициях гуманистической педагогики: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за вину».

Категоричен в отношении к наказаниям был К.Д. Ушинский, который писал, что страх телесного наказания не сделает плохое сердце добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.

В 1968 В.А. Сухомлинский опубликовал статью под названием «Воспитание без наказаний».

В ней педагог не возражает против использования этого метода: «Наказание не только крайняя форма принуждения — это также одна из форм гражданской оценки поведения человека.

Наказание перевоспитывает только тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям». Но в то же время Сухомлинский утверждает: «Наказание не является чем-то неизбежным».

Правила применения наказания в семье

Наказание применяют родители во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно. Вот несколько правил наказания от советского и российского психотерапевта и психолога Владимира Леви:

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение — наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно — за все проступки сразу.
  • Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев — достаточное наказание.
  • Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него — наказание.
  • Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
  • Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках — больше ни слова.

Нельзя наказывать и ругать:

  • Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.
  • Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  • Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).
  • Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ya_roditel/nakazanie-kak-metod-pedagogicheskogo-processa-5e71b22070e1fb013646a886

Егэ 2013 по обществознанию: из учебника. (право в системе социальных норм.)

Применение наказания это
sh: 1: –format=html: not found

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е.

рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально?культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном.

Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма.

Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу.

По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась.

Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во?первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению.

Во?вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно?организованного общества и создавая юридические прецеденты. В?третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права.

В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия.

Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно?письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения.

В этом проявляется его относительная независимость и свобода.

Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой?либо определенный вариант действий.

Источник: https://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=38470&chapterid=2961

Наказание: понятие, виды

Применение наказания это

Наказание — это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающая в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Наказание — это мера государственного принуждения. Мера ответственности устанавливается приговором государственного института — суда в соответствии с нормами УК РФ, акта, принятого высшим законодательным органом государства.

Никакой другой орган (кроме суда) не может назначить уголовное наказание, равно как никакой другой орган, кроме Федерального Собрания РФ, не может устанавливать уголовное наказание за общественно опасное деяние.

Исполнение наказания также обеспечивается карательным аппаратом государства.

Только преступление является основанием установления и применения наказания.

Уголовное наказание в целом более сурово, более репрессивно, оно более, чем другие виды юридической ответственности, ущемляет права граждан. Только в рамках уголовной ответственности возможны применение смертной казни, лишение свободы. Те виды наказаний, которые применяются в рамках разных видов ответственности, в уголовном праве тяжелее по срокам и размерам.

Основными целями наказания в отечественном уголовном праве являются восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений осужденным (специальная превенция) и иными лицами (общая превенция).

1. Восстановление социальной справедливости. Оно осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и др.

2. Специальная превенция. Целью наказания является исправление осужденного, воспитание его как непреступника, т. е. лица, не совершающего преступления хотя бы из страха наказания.

3. Общая превенция. Это предупреждение совершения преступлений иными лицами.

4. Возмездие. Эта цель внутренне присуща любому наказанию. В самом деле, суть любого наказания заключается в ограничении или лишении прав, т. е. изменении привычных условий существования в сторону ужесточения.

Доктрина отечественного уголовного права определяет, что кара, однако, является не самоцелью, а лишь средством достижения цели исправления осужденных посредством устрашения. К сожалению, далеко не всегда уголовное право последовательно придерживается этого принципа, о чем свидетельствует наличие в УК РФ такого вида наказания, как смертная казнь.

Понятно, что в этом случае на первый план выходит цель возмездия за преступление, а об исправлении, естественно, речь уже не идет.

Статья 44 УК РФ устанавливает исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке, от менее к более суровому. Это:

1) штраф;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы (заключается в содержании осужденного в специальном учреждении (так называемом исправительном центре) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора);

8) арест (представляет собой содержание заключенного в условиях строгой изоляции от общества в так называемых арестных домах, режим пребывания в которых строже режима в тюрьмах);

9) содержание в дисциплинарной воинской части (наказание, применяемое военным судом только к военнослужащим срочной службы);

10) лишение свободы на определенный срок;

11) пожизненное лишение свободы;

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда может осуществляться в следующих местах лишения свободы:

o в колониях-поселениях, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы;

o в исправительных колониях общего режима, где содержатся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также осужденные женщины;

o в исправительных колониях строгого режима, где находятся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы;

o в исправительно-трудовых колониях особого режима для лиц, признанных особо опасными рецидивистами, а также для лиц, отбывающих пожизненное заключение;

o в тюрьме, где могут отбывать наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений;

o в воспитательных колониях, где отбывают наказание лица, не достигшие к моменту вынесения приговора возраста 18 лет;

o в лечебно-исправительных учреждениях, где находятся осужденные, по характеру заболевания нуждающиеся в постоянной медицинской поддержке.

12) смертная казнь.

По характеру причиняемых осужденному лишений виды наказания можно разделить на следующие группы:

1) виды наказания, связанные главным образом с моральным воздействием на осужденного (лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград);

2) виды наказания, связанные в основном с ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);

3) виды наказания, связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф);

4) виды наказания, связанные в основном с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и др.).

Кроме того, существует иная классификация наказаний:

1) основные наказания — это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);

2) дополнительные наказания — это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград);

3) наказания, которые могут быть как основными, так и дополнительными, т. е. данные наказания можно не только назначать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказания в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Смертная казнь является исключительным, самым тяжким наказанием, поэтому она может согласно УК РФ применяться лишь к лицам, совершившим особо тяжкие преступления. Конституция РФ ограничила сферу применения смертной казни.

Теперь смертная казнь предусмотрена только за особо тяжкие преступления против жизни. На практике же с 1999 г.

она не применяется, поскольку в России еще не во всех субъектах Федерации возможно рассмотрение судом с участием присяжных заседателей дел, связанных с преступлениями, за совершение которых установлена смертная казнь.

Смертная казнь не может назначаться женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим возраста 65 лет. Во всех случаях, когда подсудимому угрожает возможность назначения смертной казни, он имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

Смертная казнь возможна лишь при наличии таких отягчающих обстоятельств, которые свидетельствуют о полной и окончательной деградации виновного. После вынесения смертного приговора каждый осужденный может быть помилован указом Президента РФ.

Ходатайство о помиловании может возбуждаться самим осужденным, его защитником, родственниками, трудовыми коллективами, администрацией мест лишения свободы.

В случае помилования смертная казнь заменяется лишением свободы на срок 25 лет либо пожизненным заключением.

В Российской Федерации смертная казнь приводится в исполнение путем расстрела. Вместе с тем в мире применяются другие виды смертной казни:

1) электрический стул;

2) газовая камера;

3) повешение;

4) инъекция яда;

5) забивание камнями.

88. Виды административных правонарушений. 89. Административные наказания. Назначение административного наказания. 90. Субъекты, уполномоченные назначать административные наказания. 91. Понятие, стадии и виды производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях. 92.

Применение мер обеспечения по делам об административных правонарушениях. 93. Возбуждение дела об административном правонарушении. 94. Рассмотрение дела об административном правонарушении. 95. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

96.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Источник: https://studopedia.ru/16_72875_nakazanie-ponyatie-vidi.html

Понятие, признаки и цели наказания

Применение наказания это

Понятие, признаки и цели наказания. Система и виды наказаний. Их классификация.

Понятие наказания

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание – логическое следствие нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом, государством.

Признаки наказания

Основными признаками наказания являются:

1. Эта мера государственного принуждения,  т.е. наказание является  правовым  последствием  совершения преступления.

2. Применяется к лицу, признанным виновным в совершении преступления, т.е. за действия (бездействия) которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления.

3. Наказание носит личный характер и всегда направлена против совершителя  преступления  и  ни  в при каких обстоятельствах  не  может  быть  переложена  на  других лиц.

4. Наказание  назначается  по  приговору  суда и  от  имени государства.

5. Наказание влечет за собой особое правовое последствие — судимость,  которая  может  быть  погашена  или  снята  в соответствии со ст. 86 УК РФ.

6. Наказание  связано  с  лишением  и  ограничением  прав  и свобод  лица,  признанного  виновным,  лишает  его определенных  благ  и  причиняет  ему  моральные страдания.

Эти признаки отличают уголовное наказание от других мер государственного  принуждения (административных, дисциплинарных и т.д.).

Цели наказания

В части 2 ст. 43 УК РФ названы три цели наказания:

  • восстановление социальной справедливости;
  • исправление осужденного;
  • предупреждение совершения новых преступлений.

Цели наказания, установленные  государством – это восстановление социальной  справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Система и виды наказаний

Под  системой  наказания  понимается  установленная уголовным  законом  и  носящая  исчерпывающий  характер совокупность  видов  уголовного  наказания,  расположенных  в определенной последовательности в соответствии со степенью их тяжести, взаимно дополняющих и заменяющих друг друга.

Согласно ст. 44 УК РФ к видам наказания относятся:

1. Штраф.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

4. Обязательные работы.

5. Исправительные работы.

6. Ограничение по военной службе.

7. Ограничение свободы.

8. Арест.

9. в дисциплинарной воинской части.

10.Лишение свободы на определенный срок.

11.Пожизненное лишение свободы.

12.Смертная казнь.

В УК РФ наказание в виде смертной казни включено в систему наказаний, но сохраняет свой исключительный характер и может назначаться в соответствии со ст. 20 Конституции РФ только за особо тяжкие преступления против жизни. Но в настоящее время данное наказание не применяется.

С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Этот перечень является исчерпывающим, суд не может назначить никакое иное наказание, не входящее в этот перечень.

В российском уголовном законодательстве, по сравнению с другими государствами, перечень наказаний весьма обширен, что создает суду достаточные условия для индивидуализации назначения наказания.

Другое дело, что некоторые предусмотренные УК РФ наказания, альтернативные лишению свободы (ограничение свободы, арест), до сих пор не введены в действие.

Классификация наказаний

В уголовном законодательстве (ст. 45 УК РФ) по порядку назначения наказания классифицируются на применяемые только в качестве основных, применяемые только в качестве дополнительных и смешанные, т.е. применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

К основным наказаниям относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Основные виды наказаний назначаются только самостоятельно, они не могут присоединяться к другим основным наказаниям.

Они всегда указываются в санкции статей Особенной части УК РФ. Но при наличии исключительных обстоятельств суд вправе назначить иной (но только более мягкий) вид основного наказания, чем предусмотренный конкретной статьей Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 64 УК РФ).

При назначении наказания к основному могут быть присоединены дополнительные наказания, в том числе и не указанные в санкции статьи.

Институт досрочного освобождения от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) действует только в отношении наказаний, назначенных в качестве основных (но при этом возможно освобождение от отбывания и дополнительного наказания).

К дополнительным наказаниям относится только один вид — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Дополнительное наказание не может применяться самостоятельно, без сочетания с основными.

Особенность этого вида наказания заключается в том, что оно может применяться только за тяжкие и особо тяжкие преступления и его назначение зависит только от судейского усмотрения (в санкциях статей этот вид наказания не содержится).

К смешанным наказаниям, т.е. к наказаниям, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных, относятся: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Штраф в качестве как основного, так и дополнительного наказания может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Только в таких же случаях может быть назначен и крупный (от 0,5 млн. руб.) штраф за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Для назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет значение, применяется ли оно в качестве основного (санкция — от одного года до пяти лет) или дополнительного (от шести месяцев до трех лет).

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

В статьях Особенной части УК РФ применение смешанных наказаний в сочетании с основными может быть как обязательным (ч. 3 ст. 286 УК РФ), так и факультативным (ч. 2 ст. 286 УК РФ). Как указывается в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г.

N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.

Источник: https://juristic.pro/ugolovnoe-pravo/ponyatie-priznaki-i-celi-nakazaniya-sistema-i-vidy-nakazanij-ix-klassifikaciya.html

Проблемы назначения наказания

Применение наказания это

В науке уголовного права понятие «назначение наказания» вряд ли можно отнести к числу разработанных. В абсолютном большинстве работ, специально посвященных назначению наказания, определение этого понятия вообще не рассматривается. Во многом это связано с тем, что данный вопрос является сложным, проблемным. Среди ученых нет единства ни в терминологии, ни в трактовке этого термина

Так, Я.М. Брайнин считает, что назначение наказания есть применение санкции уголовного закона. Но данное определение является излишне кратким и не раскрывает всех признаков этого понятия. Кроме того, непонятно, что следует понимать под «применением санкций» уголовного закона.

В одной из немногих работ, специально посвящённых рассматриваемому вопросу, О.Ф.

Сундурова пишет о том, что назначение наказания – это «осуществляемая с соблюдением установленных процессуальных требований деятельность суда по применению к лицу, признанному виновным в совершении преступления, меры (или мер) государственного воздействия предусмотренной в перечне видов наказаний и соответствующей санкции уголовного закона, которая заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного»1Сундурова О.Ф. Сущность назначения наказания // Два века юридической науки и образования в Казанском университете: материалы сб. Всерос. науч. конф. Казань. 2004. С. 630.. Но данное определение не без оснований критикуется многими учеными. В частности, по мнению Е.В. Благова, во-первых, здесь наблюдается процессуализация уголовно-правового понятия (соблюдения установленных процессуальных требований, лицо, признанное виновным в совершении преступления). Во-вторых, в определение зачем-то вводятся признаки, характеризующие само наказание (ст. 43 УК РФ). В-третьих, в дефиниции не учитывается возможность назначения наказаний, не имеющихся в «соответствующей санкции уголовного закона» (например, на основании ст. 64 УК РФ)3Благов Е.В. Применение уголовного права (теория и практика). СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридически центр Пресс», 2004. С. 303..

По определению А.В. Наумова, назначение наказания заключается в выборе судом в обвинительном приговоре конкретного вида наказания и определении его размера применительно к лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом преступление.

Представляется, что именно данное определение является наиболее подробным, точным, раскрывает все признаки определяемого понятия и вряд ли нуждается в корректировке. Не случайно определения, предлагаемые другими учёными, во многом совпадают с этим. В частности, Е.В.

Благов пишет, что назначением наказания следует считать принятие на основе учёта соответствующих обстоятельств и закрепление решения о виде и размере или только виде наказания.

Таким образом, анализ рассматриваемого понятия позволяет сделать вывод, что назначение наказания – это деятельность суда по определению меры наказания. Например, назначая наказание по ст.

106 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, суд определяет, какую меру наказания избрать: 2 года лишения свободы или 3 года и т.д. Но процесс назначения наказания кроме определения вида и размера наказания включает учёт специальных правил назначения наказания (ст.

62, 63, 64-70 УК РФ), смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств (ст. 61 и ст. 63 УК РФ), выбор вида исправительного учреждения (ст. 58 УК РФ) и т.д.

В связи с рассмотрением вопросов, посвященных понятию назначения наказания, возникает необходимость в выяснении соотношения таких терминов, как назначение, определение и применение наказания.

Этот вопрос становится еще более актуальным, если обратиться к истории отечественного уголовного законодательства: термин «назначение наказания» впервые был закреплен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

До этого, в частности, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. законодатель использовал термин «определение наказания», а в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. и в УК РСФСР 1922 г. – «определение меры наказания».

Но анализ законодательных источников свидетельствует, что термины «определить» и «назначить» наказание являются однопорядковыми и означают определение судом вида и размера (срока) наказания за совершённое преступление

В теории уголовного права используется также понятие «применение наказания», причём отдельными учёными оно отождествляется с назначением наказания. Но, по мнению большинства исследователей, понятие «применение наказания» является более широким и охватывает назначение и исполнение наказания.

Применение наказания включает не только уголовно-правовые. но и уголовно-исполнительные аспекты. Назначение наказания – это первый этап применения наказания. Назначая наказание, суд подводит итоги всему разбирательству по уголовному делу и определяет, какая мера наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, будет необходима и достаточна для достижения целей наказания.

Назначение наказания является прерогативой суда. Суд, изучив все обстоятельства дела и личность виновного, назначает наказание.

При этом суд должен правильно оценить все обстоятельства дела, присущие совершённому деянию, индивидуальные особенности и характерные черты личности виновного, его роль в совершённом преступления (если преступление совершено в соучастии) и т.д. При этом наказание только тогда достигает своих целей, когда оно целесообразно и справедливо.

Принципы и нормы, регулирующие назначение наказания, составляют в своей совокупности институт назначения уголовного наказания. Данный институт включает ряд норм УК РФ.

В первую очередь, это нормы главы 10 УК РФ «Назначение наказания». Но при назначении наказания суд учитывает и требования ряда других статей. Общей части УК РФ.

Это также нормы, посвящённые и отдельным видам наказания (ст. 45-59), и целям наказания (ст. 43 ч. 2), и др.

Источник: https://isfic.info/naznak/pomten03.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.