Применение принудительных мер воспитательного характера

Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера

Применение принудительных мер воспитательного характера

По своей юридической природе, в зависимости от основания применения, принудительные меры воспитательного воздействия являются в одних случаях видом освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности (ст.

90 УК), в других — видом освобождения их от наказания в рамках уголовной ответственности (ст. 92 УК).

Это особые формы индивидуализации ответственности, которые применяются только к несовершеннолетним, а в исключительных случаях — к лицам в возрасте от 18 до 20 лет согласно ст. 96 УК.

Сходство освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия выражается:

1) в видах принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. 2 ст. 90 УК, их содержании (ст. 91 УК);

2) в возможности назначения их только при совершении преступлений небольшой и средней тяжести;

3) в применении их, если будет признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем назначения ему принудительных мер воспитательного воздействия.

УК РФ содержит перечень видов принудительных мер воспитательного воздействия, порядок расположения которых четко выдержан в системе — от менее строгих мер воспитательного воздействия к более строгим и включает в себя: а) предупреждение; б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ); д) помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92).

Вместе с тем в УК РФ предусмотрена новая мера воспитательного воздействия на несовершеннолетних — ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 92 УК).

Все меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним с учетом мотивов совершенного ими преступления, их поведения после содеянного, а также с учетом того, применялись ли к ним ранее вышеназванные меры и какие именно.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.

В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, они являются самостоятельными формами индивидуализации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, не ставят несовершеннолетнего в положение осужденного.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 91 УК РФ.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроле за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК).

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроле за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК).

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в определенных законом или рекомендованных применяющим воспитательную меру органам особых требованиях, предъявляемых к поведению несовершеннолетнего.

Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92 УК) применяется только к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет как один из видов освобождения их от наказания.

Это наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия, применяемая к несовершеннолетним, совершившим преступление средней тяжести.

Она является самостоятельной формой индивидуализации уголовной ответственности и состоит в изоляции несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок, не превышающий максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК за совершенное им преступление.

Специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не относятся к местам лишения свободы, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы. Пребывание в них не влечет за собой судимость. Это учреждения полуоткрытого типа.

Источник: https://students-library.com/library/read/21647-primenenie-k-nesoversennoletnim-prinuditelnyh-mer-vospitatelnogo-haraktera

Эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия

Применение принудительных мер воспитательного характера

В статье рассматриваются вопросы, посвященные эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних – одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Не случайно в декабре 2016 г. В.

В Путин дал поручение правительству на разработку мер, направленных на декриминализацию подростковой среды. Следует отметить, что преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности.

Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п.

К сожалению, увеличивается число несовершеннолетних употребляющих спиртные напитки, а так же снижается возраст, с которого их употребление начинается [1, с. 47]. Специфические черты преступности привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних.

По мнению В. Б.

Боровикова, достижение целей уголовной ответственности несовершеннолетних во многом зависит от того, насколько уголовный закон учитывает особенности личности данной категории лиц (возрастные, психофизические, социальные и др.).

При адекватном отражении этого обстоятельства в законодательстве создаются условия для реализации продуманной, научно обоснованной уголовно-правовой политики в сфере борьбы с подростковой преступностью [2, с. 92-93].

Законодатель придерживается политики гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних, это выражается в видах и размерах предусмотренных для них наказаний. Кроме этого, уголовный закон предусматривает возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера.

Однако, анализ статистических данных показывает, что в настоящее время суды явно недостаточно используют воспитательный потенциал принудительных мер воспитательного воздействия. Так, в России в 2010 г. судами были применены принудительные меры воспитательного воздействия в отношении 752 подростков, в 2011 г. – 822, а в 2012 г.

число освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия снизилось до 461, или на 43,9%; в специальные учебно-воспитательные учреждения в 2010 г. было направлено 337 человек, в 2011 г. – 432 человека, а в 2012 г.

это число сократилось до 270, или на 37,5%, их доля от основного числа осужденных составила, как и в 2012 г., 0,04 % [3].

Принудительный характер данных мер, предполагает оказание на несовершеннолетнего воспитательного воздействия, с помощью которых возможно его исправление.

В настоящее время ст. 90 УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему, совершившему преступление, общественно опасных последствий.

Так же несовершеннолетнему разъясняются последствия, которые могут наступить для него при совершении им повторного преступления.

Которые выражаются в привлечении его к уголовной ответственности и назначении санкции, которая предусмотрена соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Именно в разъяснении последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступления, и выражается сущность предупреждения. Предупреждение, как правило, осуществляется в устной форме. Мы поддерживаем позицию Н. А.

Тюгаевой, что эффективнее брать письменное обязательство с несовершеннолетнего, в котором он указывает, что суть предупреждения ему ясна.

Таким образом, письменное обязательство повышает ответственность несовершеннолетнего перед государством, другими людьми и самим собой [4, с.29-30].

Данная мера воспитательного воздействия не предполагает ограничения прав и контроля за поведением несовершеннолетнего, совершившего преступление.

Это обстоятельство, а также психолого-педагогические особенности личности и негативный опыт поведения зачастую способствуют формированию у подростка чувства безнаказанности.

В связи с этим, полагаем, что эффективнее назначать предупреждение в комплексе с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Передача под надзор на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган заключатся в возложении на них обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего, совершившего преступление, и контролю за его поведением. Становление личности начинается в семье, поэтому данная мера носит ярко выраженный воспитательный характер [5, с. 221].

Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: родители (опекуны) и специализированные государственные органы. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, происходят из семейного права. Семейным кодексом РФ установлено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ.

Она лишь должна побуждать родителей к более активному воспитанию подростка, к устранению криминогенных условий.

Если, родители или лица, их заменяющие имеют влияние на подростка, правильно оценивают его поведение, могут осуществлять за ним повседневный контроль, в этом случае, имеет смысл назначение данной меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителям. Хоть закон и не требует согласия родителей в качестве для применения этой меры, но применение ее без такого согласия не эффективно.

Когда родители и заменяющие их лица, не согласны принять обязанность по надзору, либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, лучше передать несовершеннолетнего преступника под надзор специализированному государственному органу. Изъятие из семьи, привычной обстановки и передача несовершеннолетнего под надзор государственного органа рассматривается как вынужденная, крайняя мера.

Возложение обязанностей загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него трудовых навыков. Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего, совершившего преступление, работать, умение заниматься общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и пр.

В исключительных случаях, обязанность загладить причиненный вред может касаться и причиненного морального вреда, который может быть заглажен извинением раскаявшегося несовершеннолетнего преступника, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности.

Эта мера будет являться эффективной, если у несовершеннолетнего есть возможность выполнить ее самостоятельно, без чужой помощи.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее серьезной мерой, связанной с ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление.

При применении данной меры, несовершеннолетнему преступнику создаются условия, которые могут оградить его от негативного воздействия окружающей среды.

В УК РФ указаны следующие требования к поведению несовершеннолетнего за период применения к нему данной меры:

  • запрет на посещение определенных мест;
  • использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством;
  • ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа;
  • требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Данные ограничения имеют выраженный воспитательный характер, потому что при их назначении используются педагогические средства стимулирования (обязанности, запреты, требования). Они нацелены на улучшение условий для исправления, наказания негативного и одобрения позитивного развития несовершеннолетнего. Перечень требований не исчерпывающий и при определенных условиях может быть дополнен.

Так же существуют методы регулирования поведения, избавления от негативных привычек, приучения к соблюдению социальных норм и формирования положительного опыта жизнедеятельности. Наряду с приучением, упражнением и стимулированием очень важную педагогическую функцию выполняет контроль со стороны всех субъектов воспитания несовершеннолетнего осужденного

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения – принудительными. С уголовным наказанием они имеют только внешнее сходство. В принудительных мерах воспитательного воздействия отсутствуют элементы наказания. Они не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.

К сожалению, применение принудительных мер воспитательного воздействия не являются эффективными, потому что у подростка формируется мнение о безнаказанности за свои действия. Он не чувствует ответственности за наступившие последствия, совершенного им преступления.

В конечном итоге несовершеннолетние в большинстве случаев систематически не исполняют назначенные им меры и совершают новые преступления, что побуждает государственные органы привлекать их к уголовной ответственности.

Поэтому, мы придерживаемся точки зрения, что необходимо законодательно исключить возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, когда они ранее освобождались от уголовной ответственности с применением таких мер [6, с. 133].

Источник: https://novainfo.ru/article/10395

Вопрос 83.Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие, меры, основания и порядок применения

Применение принудительных мер воспитательного характера

⇐ Предыдущая46474849505152535455

ПОНЯТИЕ Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к подросткам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (в предусмотренных законом случаях — и за тяжкое преступление), с целью исправить их педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.

Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

ВИДЫ

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием).

Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании.

Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;

2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган ( В на- стоящее время это — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного самоуправления.)обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков,подросток достиг 15-летнего возраста; .

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;

Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. Возмещение ущерба производится через судебного исполнителя.

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием – применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью:

-от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести;

– от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании.

ОСНОВАНИЯ:

деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

В тех случаях, когда несовершеннолетний систематически не исполняет назначенные судом принудительные меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Вопрос 84. Иные меры уголовно-правового характера.

Принудительные меры медицинского характера – система различных лечебно-реабилитационных мер, предусмотренных уголовным законом и применяемых судом к лицам, совершившим общественно опасные деяния и страдающим психическими расстройствами (меры государственного принуждения, назначаемые судом и обеспечиваемые принудительной силой государственных органов).Устанавливаются постановлением суда (их продолжительность не устанавливается).

Критериипринудительных мер медицинского характера:

1) юридический (основания, цели, виды, порядок назначения, продления, изменения, прекращения этих мер судом в рамках уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства);

2) медицинский (содержание этих мер, определяемое врачами-психиатрами (диагноз, рекомендации по проведению лечения)).

Основания применения принудительных мер медицинского характера:

1) Возможность их назначения судом лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью УК (при отсутствии в деянии признаков состава преступления или совершении лицом малозначительного деяния дело прекращается, нет основания для применения этих мер).

2) Наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, психического расстройства – 3 категории лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены эти меры (ч.1 ст.97 УК):

· совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;( в силу психического расстройства они не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.)

· у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; ( Вторую категорию составляют: 1) лица, совершившие преступление, но до вынесения приговора заболевшие таким психическим заболеванием, при котором невозможно либо назначить, либо исполнить наказание; 2) лица, у которых после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора наступило временное психическое расстройство, препятствующее определению их психического состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему психическому состоянию они представляют опасность для общества; 3) лица, заболевшие психическим расстройством во время отбывания наказания.)

· совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.(Они в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. )

3) Они назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц

Цели применения принудительных мер медицинского характера (ст.98 УК) – излечение указанных лиц или улучшение их психического состояния, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Виды принудительных мер медицинского характера (ч.1 ст.99 УК) (назначаются судом с учетом заключения судебно-психиатрической или судебно-наркологической экспертизы):

1) Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (направление лица, к которому оно применено, под наблюдение учреждения, осуществляющего амбулаторную помощь по месту жительства (психоневрологический диспансер)) (при применении этой меры суд должен установить, что лицо представляет наименьшую опасность для общества и способно адекватно осознать смысл применяемой меры).

Может быть применено (к лицам, совершившим преступления в состоянии временного психического расстройства; к лицам после проведения принудительного лечения хронического психического расстройства) (при применении этой меры, соединенной с исполнением наказания, ее исполнение возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительной колонии; если лицу назначено наказание, не связанно с лишением свободы, – на учреждения здравоохранения).

2) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (лечение лиц, нуждающихся в стационарном лечении и наблюдении, не требующее интенсивного наблюдения) (может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует определенных условий лечения, ухода, содержания и наблюдения).

3) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (лечение лиц, требующее постоянного наблюдения мед.персоналом и наружной охраной).

4) Принудительное представляющих повышенную опасность для себя и для других лиц, и требующих постоянного интенсивного наблюдения).

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осущ-ся судом по представлению админ-ции учреждения, осуществляющего принуд. лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч.1 ст.102 УК).

Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров не реже 1 раза в 6 месяцев (для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры).

Основание для прекращения применения указанных мер – выздоровление лица или изменение его психического состояния, при котором исчезает его общественная опасность (отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры).

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

По новым правилам конфискация имущества может быть применена не только в случае совершения тяжких преступлений, но и преступлений небольшой и средней тяжести, как, например, предусмотренных статьей 147 УК.

⇐ Предыдущая46474849505152535455

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 3123 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-81454.html

Применение принудительных мер воспитательного воздействия

Применение принудительных мер воспитательного характера

Все специальныевиды освобождения лиц, не достигших 18лет, от уголовной ответственностисвязаны с применением принудительныхмер воспитательного воздействия.

Под ними следует понимать установленныезаконом меры государственного принужденияк лицам, совершившим преступлениянебольшой или средней тяжести, в целяхих исправления педагогическими средствамибез привлечения к уголовной ответственности.

Принудительными они являются потому,что назначаются и приводятся в исполнениенезависимо от воли виновного или егозаконного представителя, обязательныкак для лиц, совершивших преступление,так и для других лиц. Их реализацияобеспечивается силой государственнойвласти. По своему содержанию меры,предусмотренные ч. 2 ст.

90 УК, носятвоспитательный характер. При их применениивоздействие на несовершеннолетнегооказывается, прежде всего, путемубеждения, доведения до сознанияотрицательной оценки его поступка,недопустимости общественно опасногоповедения. Цель исправления достигаетсябез привлечения подростка к уголовнойответственности.

Таким образом,данные меры по своему содержанию являютсявоспитательными, а по характеру исполнения- принудительными. С уголовным наказаниемони имеют лишь внешнее сходство. Междуними существуют качественные различия.В принудительных мерах отсутствуютэлементы кары. Они не влекут судимости,не делятся на основные и дополнительныевиды.

Принудительныемеры воспитательного воздействияприменяются к лицам, не достигшим18-летнего возраста намомент их назначения.Достижение лицом совершеннолетияисключает их применение.

Ч. 2 ст. 90 УК РФпредусматривает следующие принудительныемеры воспитательного воздействия: а)предупреждение; б) передача под надзорродителей или лиц, их заменяющих, либоспециализированного государственногооргана; в) возложение обязанностизагладить причиненный вред; г) ограничениедосуга и установление особых требованийк поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнемуможет быть назначено одновременнонесколько видов мер из числа указанныхв ч. 2 ст. 90 УК.

Рассмотримпринудительные меры воспитательноговоздействия.

1.Предупреждениесостоит в разъяснении несовершеннолетнемувреда, причиненного его деянием, ипоследствий повторного совершенияпреступлений. Оно должно содержатьнравственную и юридическую оценкусодеянного.

Как правило, предупреждениеобъявляется судьей в помещении суда.

Однако с учетом конкретных обстоятельствсовершения преступления, общественногорезонанса и других моментов оно можетбыть объявлено: на собрании учебногоили трудового коллектива, по местужительства несовершеннолетнего и т.д.

предупреждения и форма его доведениядо сведения должны преследовать целькак воспитательного, так и правовоговоздействия на подростка.

Обобъявлении предупреждения делаетсязапись в уголовном деле.

2.Передачапод надзорсостоит в возложении на родителей илилиц, их заменяющих, либо на специализированныйгосударственный орган обязанности повоспитательному воздействию нанесовершеннолетнего и контролю егоповедения.

Обязанностиродителей или лиц, их заменяющих, вытекаютиз семейного права (ст. 63 СК РФ).

Передачанесовершеннолетнего под надзор ненаделяет родителей какими-либо инымиправами и обязанностями по отношениюк ребенку, чем предусмотрено СК РФ; оналишь должна побуждать их к более активномувоспитательному воздействию на подростка,устранению или нейтрализации криминогенныхусловий, служит предупреждением онеобходимости усилить контроль свободноговремени ребенка.

Этамера целесообразна в тех случаях, когдародители или лица, их заменяющие, имеютвлияние на подростка, правильно оцениваютсодеянное им, могут обеспечить надлежащееповедение несовершеннолетнего,осуществлять за ним повседневныйконтроль. Закон не требует согласияродителей (лиц, их заменяющих) на передачуим под надзор несовершеннолетнего, нопрактически оно необходимо, т.к. иначетеряется смысл этой меры.

ВПостановлении Пленума Верховного СудаРФ от 14.02.

2000 N 7 по этому поводу указано:”При передаче несовершеннолетнегопод надзор родителей или лиц, ихзаменяющих, суд должен убедиться в том,что указанные лица имеют положительноевлияние на подростка, правильно оцениваютсодеянное им, могут обеспечить надлежащееповедение и повседневный контроль занесовершеннолетним.

Для этого необходимоистребовать характеризующий материал,проверить условия жизни родителей илилиц, их заменяющих, возможностьматериального обеспечения подросткаи т.д. Несмотря на то, что закон не требуетсогласия родителей или лиц, их заменяющих,на передачу несовершеннолетнего поднадзор, такое согласие судом должнобыть получено” (п. 16).

Когда данные лицав силу ряда причин не способны осуществлятьконтроль за поведением подростка,обеспечивать правильное воспитание,несовершеннолетнего целесообразнопередавать под надзор специализированномугосударственному органу. В настоящеевремя им является комиссия по деламнесовершеннолетних и защите их правпри соответствующем органе местногосамоуправления.

3.Обязанностьзагладить причиненный вредвозлагается с учетом имущественногоположения несовершеннолетнего и наличияу него соответствующих трудовых навыков.

Строго говоря, законодатель не ставитцели вообще устранения вреда; загладить- значит смягчить, преуменьшить вред,который причинен потерпевшему.

Законне определяет и его вид; в преступленияхон может быть как материальным, так иморальным.

Однакосодержащееся в ч. 3 ст. 91 указание наимущественное положение несовершеннолетнегои его соответствующие трудовые навыкисвидетельствует о том, что законодательв первую очередь имеет в виду имущественныйущерб. Его возмещение возможно приследующих условиях: подросток достиг15-летнего возраста; имеет самостоятельныйдоход (стипендию, пенсию и т.д.

) либосоответствующее имущество; обладаеттрудовыми навыками, позволяющимисобственноручно устранить причиненныйвред (отремонтировать поврежденныевещи, привести в надлежащий вид помещениеи т.д.). Способ, которым заглажен причиненныйвред, значения не имеет (возмещениеденьгами, замена испорченного предметакачественной вещью, установкадемонтированного оборудования и т.д.).

Возмещение ущерба осуществляетсядобровольно через судебного исполнителя.

4.Ограничениедосуга и установление особых требованийк поведениюнесовершеннолетнего могут предусматриватьзапрет посещения определенных мест,использования определенных форм досуга,в т.ч.

связанных с управлением механическимтранспортным средством, ограничениепребывания вне дома после определенноговремени суток, выезда в другие местностибез разрешения специализированногогосударственного органа.

Несовершеннолетнемуможет быть предъявлено требованиевозвратиться в образовательное учреждениелибо трудоустроиться с помощьюспециализированного государственногооргана.

Законсодержит примерный перечень возможныхограничений.

Он может быть существеннорасширен с учетом конкретных обстоятельствсовершения преступления, окруженияподростка, его участия в неформальныхобъединениях антиобщественнойнаправленности, условий, характераучебы или трудовой деятельности,служебной, материальной или инойзависимости, взаимоотношений спотерпевшим, соучастниками преступленияи т.д.

Срок примененияпринудительных мер воспитательноговоздействия в виде передачи под надзорродителей или лиц, их заменяющих, либоспециализированного государственногооргана и ограничения досуга и установленияособых требований к поведениюнесовершеннолетних (п. п. “б” и “г”ч. 2 ст. 90) предусматривается продолжительностьюот 1 месяца до 2 лет – при совершениипреступления небольшой тяжести и от 6месяцев до 3 лет – при совершениипреступления средней тяжести (ч. 3 ст.90).

В случаесистематического неисполнения лицом,не достигшим 18-летнего возраста,принудительной меры воспитательноговоздействия эта мера по представлениюспециализированного государственногооргана отменяется, и материалы направляютсядля привлечения несовершеннолетнегок уголовной ответственности (ч. 4 ст.90).

Таким образом,освобождение от уголовной ответственностис применением мер воспитательноговоздействия является условной мерой.

Федеральный законот 21.05.

99 N 120-ФЗ “Об основах системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних” обязывает органы и учреждения системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетнихпроводить индивидуальную профилактическуюработу с несовершеннолетними, осужденнымиза совершение преступлений небольшойили средней тяжести и освобожденныхсудом от наказания с применениемпринудительных мер воспитательноговоздействия (п. 13 ч. 1 ст. 5). В указаннуюсистему входят: комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав,образуемые в порядке, установленномзаконодательством РФ и ее субъектов;органы управления социальной защитынаселения; органы управления образованием;органы опеки и попечительства, органыпо делам молодежи; органы управленияздравоохранением; органы службызанятости, органы внутренних дел.

Источник: https://studfile.net/preview/3648906/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.