Примеры злоупотребления властью

Содержание

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: понятия и их отличия с примерами. Ответственность по статье 285 УК РФ

Примеры злоупотребления властью

Лица, наделенные органами государственной или муниципальной власти определенными должностными полномочиями, должны соблюдать установленный устав или регламент выполнения ими своих должностных обязанностей. При его нарушении речь идет о превышении или злоупотреблении должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями: понятие

Для защиты интересов государственной службы, а также прав и законных интересов граждан в уголовное законодательство введена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники правоохранительных органов всех уровней (сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры и пр.). Также ответственность предусмотрена для лиц из числа руководителей коммерческой организации.

Злоупотребление имеет три отличительные черты:

  • лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам госслужбы и наносит вред структуре, в которой он служит;
  • результатом является серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества и государства в целом;
  • между совершенным деянием и последствием имеется причинная связь.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретных действий или бездействия. Например, сокрытие преступления, использование государственного имущества в личных целях, нарушение финансовой дисциплины и пр.

Наличие последствий в виде нарушения интересов определенного лица или группы лиц является обязательным атрибутом. Только после существенного нарушения в результате злоупотребления преступление считается оконченным. Если последствия отсутствуют, то нет и состава преступления.

В ходе рассмотрения дела судья должен установить:

  • каким образом было нарушено конкретное право или интерес;
  • насколько существенным было это нарушение;
  • количество потерпевших;
  • размер имущественного, морального или фактического вреда;
  • привели ли действия должностного лица к перерыву или остановке работы учреждений;
  • были ли нарушены конституционные права.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями заключается в наличии у виновного прямого или косвенного умысла, а также мотива.

Мотивировать совершение преступления могут корыстные мотивы лица (желание получить материальную выгоду или избежать расходов: например, переоформление в свою собственность служебной квартиры без должных оснований и пр.) или иная личная заинтересованность (например, месть, тщеславие, дружеские мотивы, зависть и пр.).

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения

Граждане, которые пострадали от работы должностных лиц, обычно не видят особой разницы между превышением и злоупотреблением полномочиями. Вместе с тем, эти два правонарушения отличаются друг от друга.

Приведем несколько примеров злоупотребления должностными полномочиями, которые позволят выявить их важные отличительные черты.

Пример №1. Начальник тюрьмы использовал труд заключенных для строительства собственного дома. Он по роду службы имел право организовывать работу заключенных, но не вправе делать это в личных корыстных целях (чтобы сэкономить на стоимости строительства).

Пример №2. Уполномоченный сотрудник ГИБДД выдал своему знакомому права за 15 тыс.р., хотя тот не сдал экзамен. Он злоупотребил своим полномочиями и действовал с материальными мотивами.

Разница между злоупотреблением и превышением должностными полномочиями состоит в следующем.

Злоупотребление должностными полномочиямиПревышение
Лицо может действовать или бездействоватьРечь может идти только об активных действиях
Субъект действует в рамках своих полномочийСубъект выходит за рамки своих полномочий
Должна быть доказана личная выгода лица в ущерб интересам компанииЦель преступника не имеет значения

Злоупотребление должностными полномочиями и халатность

Злоупотребление следует отличать и от такого понятия, как халатность. Халатность – это недобросовестное или небрежное исполнение возложенных обязанностей. Т.е. если при злоупотреблении речь идет о полномочиях, то при халатности – об обязанностях.

отличительная черта халатности в том, что это преступление совершается по неосторожности. Т.е. лицо, хотя и наносит вред другому гражданину или обществу, но делает это неосознанно и не имея на то личной заинтересованности. Тогда как при злоупотреблении должностным лицом всегда движет определенный личный мотив, т.е. преступление совершается умышленно.

Правовое регулирование

Злоупотребление должностными полномочиями грозит лицу уголовной ответственностью. Данное правонарушение квалифицируется по 285 ст. Уголовного кодекса.

Ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой компании в своих интересах, при наличии ущерба наступает по ст.201 УК РФ.

В качестве отягчающих факторов злоупотребления должностными полномочиями могут выступать:

  • совершение правонарушения лицом на государственной должности или главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК);
  • совершение деяния, имеющего тяжкие последствия: например, крупные аварии, остановку транспорта, смерть, тяжкий вред здоровью и пр. (ч. 3 ст. 285 УК).

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:

  • штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы до 4 лет.

Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:

  • штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
  • лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.

Деяния, имеющие тяжкие последствия, по части 3 ст.285 УК РФ могут грозить нарушителю лишением свободы на срок до 10 лет.

Заявление о злоупотреблении должностными полномочиями

В случае совершения должностным лицом преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями (например, в виде домогательства) необходимо подать заявление на него в компетентные органы власти. Это может быть прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и пр.

Заявление может быть подано лично, либо направлено по почте. В нем необходимо указать:

  • наименование инстанции, в которую оно подается с адресом и индексом;
  • должностное лицо, которому оно направляется;
  • ФИО заявителя;
  • адрес регистрации заявителя, его контактный телефон и электронная почта;
  • наименование документа «Заявление о преступлении»;
  • в тексте должна содержаться просьба о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями со ссылкой на 285 ст.УК РФ;
  • обстоятельства преступления: в чем выразилось злоупотребление, какие права истца нарушены, дата совершения деяния, доказательства.

Завершать текст заявления должна фраза следующего содержания: «Об ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ мне известно», далее ставится дата и подпись.

В качестве приложений к заявлению выступают документы, подтверждающие указанные сведения: ксерокопия паспорта, материалы медицинского освидетельствования, оперативной работы, данные видеосъемки и пр.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Неправомерный отказ можно обжаловать.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/otvetstvennost-4.html

5 мировых лидеров, которые злоупотребляли своими полномочиями

Примеры злоупотребления властью

Черчилль когда-то называл демократию худшей формой правления. И добавлял, что худшая она, если не считать всех остальных. Не исключено, что некоторые из мировых лидеров прошлых лет предпочли проигнорировать вторую часть известного высказывания.

Во все времена существовали те, кто злоупотреблял собственными полномочиями и властью. Сделало ли это народы, которыми управляли такие лидеры, более счастливыми и прогрессивными, спорный вопрос. Возможно, история поможет нам учиться на своих ошибках.

Ким Чен Ир

Четырежды герой Корейской Народно-Демократической Республики, сын великого вождя Ким Ир Сена, генералиссимус всю свою жизнь готовился к тому, чтобы перенять власть. В юности он был очень увлечен кино, но вместо того, чтобы использовать его во благо своей родины, Ким Чен Ир решил превратить кинематограф в оружие пропаганды.

В Северной Корее в те времена было не так много талантливых режиссеров, да и национальный лидер не хотел работать с кем попало. Он восхищался творчеством Син Сан Ока, режиссера из Южной Кореи, который в те времена как раз оказался в немилости у правительства. Его фильмы подвергались жесткой цензуре, его студию закрыли, запретив работать, а его жену… похитили.

Супруга Син Сан Ока обнаружилась в Северной Корее. Когда режиссер приехал за ней, ему предложили работать на Ким Чен Ира. Для северокорейского вождя Син Сан Ок снял семь картин, последним из которых стала вольная интерпретация легендарной «Годзиллы».

В фильме для КНДР монстр выступал союзником пролетариата, миссией которого было свергнуть диктатуру.

Сам Ким был в восторге от этого кино, не меньше им восхищались и граждане Кореи (они могли быть репрессированы, если бы попытались высказать свое неодобрение).

С развалом Советского Союза Туркменистан, как и многие другие государства, обрел независимость. И тот, кто раньше управлял Союзной Республикой, решил не уходить, а просто чуть изменить собственное звание. Именно так Сапармурат Ниязов стал президентом Туркменистана.

Теперь, в отсутствие контроля со стороны Москвы, он начал создавать собственный культ личности. Выражение «Туркменбаши» («глава туркмен» в переводе) слышали многие. В честь национального лидера названо несколько городов, залив, высшая государственная награда и месяц январь (он был переименован в 2002, но уже через шесть лет, после смерти Ниязова, месяц вернул свое традиционное название).

Сапармурат увлекался также литературой. В двухтысячных он издал книгу «Рухнама» – его взгляд на историю туркменского народа.

С самого начала «Рухнаму» начали считать едва ли не новым Кораном: экзамены по ней сдавались и в автошколах, и во время экзаменов в университетах.

Для того чтобы каждый гражданин досконально знал творчество президента, в школах было урезано количество часов на общеобразовательные предметы и за счет этого был создан урок, на котором изучалась исключительно «Рухнама».

Франсиско Масиас Нгема

Многие сегодня считают, что президент Экваториальной Гвинеи страдал от психических заболеваний.

В попытке защитить страну от зарубежного влияния, он запрещал использование импортированных медикаментов и закрывал больницы, приказывая прибегать к услугам шаманов; во избежание образования населения, закрывал школы и репрессировал тех, кого считал интеллигенцией; уничтожал банковскую систему, храня золотовалютный резерв страны в собственном доме. Более того, он даже провозглашал себя богом.

В вере в собственную магическую силу Нгема дошел до отрицания законов физики: он запретил использовать смазочные материалы на местной электростанции, считая, что та будет работать исключительно за счет магии. Увы, станция отказалась повиноваться – от недостатка столь необходимой для ее функционирования смазки она вышла из строя, обесточив столицу.

Рафаэль Трухильо

Президент Доминиканской народной республики – это идеальный пример сторонника семейных ценностей. Конечно, сильные мира сего нередко открывают дверь в лучшую жизнь своим родственникам, но традиционно этому пытаются придать хотя бы некоторый оттенок законности. Трухильо решил не обращать внимание на такие условности.

Он выдвигал свою супругу на Нобелевскую премию по литературе, несмотря на то, что та за свою жизнь не написала ни одной книги. Его сын получил звание полковника в четырнадцать – тогда он еще не учился даже в старшей школе.

Решив не отставать от столь талантливой семьи, в 1937 Трухильо номинировал себя на несколько Нобелевских премий, но, к собственному удивлению, не получил ни одной.

Это не помешало ему создать в своем государстве один из ярчайших культов личности.

Не Вин

В переводе его имя означает «Бриллиант подобный солнцу» – его будущий правитель Бирмы принял тогда, когда начал заниматься политикой.

Из приказов, которые он отдал за свое более чем двадцатилетнее правление, можно составлять топы самых странных законов. Ходить по мостам разрешалось только спиной вперед – это должно было отпугнуть злых духов.

Периодически он менял порядок движения автомобилей: оно становилось то лево- то правосторонним (кстати, сегодня большинство машин ездят справа).

Вера в нумерологию подтолкнула его к тому, что после очередной деноминации все новые денежные знаки оказались кратны девяти (9, 45, 90 и так далее) – счастливому числу Не Вина. Кроме того, он принимал ванны из крови дельфинов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/politics/2019/3/27/76336

Ситуация 2. Злоупотребление служебным положением и полномочиями

Примеры злоупотребления властью

Законодательство

Установленные положенияОснование
Злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями является коррупцией.Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»
Случай возникновения конфликта интересов – ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организацийЧасть 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря2008 г.»О противодействии коррупции».
В данной ситуации гражданский служащий нарушает:- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом,- требования к служебному поведению,- осуществление деятельности в рамках компетенцииПункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Статья 18 Федерального закона от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Кодекс этики и служебного поведения
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, попадает под уголовную ответственностьСтатья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, также попадает под уголовную ответственностьСтатья 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Ответственность гражданского служащего за нарушение запретов и несоблюдение ограничений:Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
1. Налагаются взыскания:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службыПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
3. Гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащемуПункт 1.1 части 1 статьи 37 и части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащийЧасть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля2004 г.

Примеры случаев злоупотребления гражданского служащего служебным положением:

– принуждение граждан, юридических лиц к совершению каких-либо действий (сделок) в личных целях,

– использование служебной информации в личных целях,

– действия в интересах политических партий, общественных объединений и иных организаций,

– использование материально-технических средств и государственного имущества в личных целях или передача их другим лицам и другие.

При поступлении в государственный орган информации (обращения) о злоупотреблении гражданского служащего служебным положением проводятся следующие мероприятия:

Порядок действий
ПоследовательностьМероприятияОснование
1.Должностные лица кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, готовят письменную информацию по вопросу, изложенному в обращении (информации)Пункт 3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
2.Представитель нанимателя на основании достаточной информации, представленной в письменном виде должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принимает решение о проведении проверки в отношении государственного гражданского служащегоПункт 5 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
3.Решение о проведении проверки оформляется в письменном виде.Пункт 7 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
4.Проверка проводится кадровой службой государственного органа самостоятельно.Пункты 6 и 9.1 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
5.Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.По решению представителя нанимателя срок может быть продлен до 90 дней.Пункт 8 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
6.По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад с предложениями:- об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции.Пункт 18 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.Представитель нанимателя, рассмотрев доклад, принимает одно из предложенных решений:Пункт 21 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.Применить к гражданскому служащему меры ответственности, предусмотренные федеральными законами и законами города Москвы:Пункт 21.3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.1.Наложить взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.2.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.3.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с утратой доверия.Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.Представить материалы проверки в соответствующуюкомиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) илипрезидиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (далее – президиум Совета).Пункт 21.4 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.2.1.Подготовка к заседанию проводится в соответствии:- с указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 г. № 68-УМ – для Комиссии,– с указом Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ – для президиума СоветаУказ Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМУказ Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
По итогам рассмотрения вопросов:
7.2.2.Комиссия принимает соответствующее решение:- установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов,- установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности:1. Взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.2. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.3.Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия. Комиссия может принять иное решение, основания и мотивы которого должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии.Принятое решение является рекомендательным.Копия протокола заседания Комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляется представителю нанимателя, который обязан рассмотреть данный протокол и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности.Пункты 23, 24, 26, 31 и 32 приложения к указу Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.3.Президиум Совета принимает соответствующее решение:- установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению,- установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению. В этом случае президиумом Совета готовится доклад Мэру Москвы и при необходимости уведомляется руководитель государственного органа города Москвы, в котором проходит службу лицо, замещающее должность гражданской службы.Президиум Совета вправе принять иное решение. Основания принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания президиума Совета.Выписка из решения президиума Совета направляется лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания президиума Совета.Пункты 14, 17 и 23 приложения к указу Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
8.При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются кадровой службой по поручению представителя нанимателя в государственные органы в соответствии с их компетенцией.Пункт 20 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.

Источник: https://uvao.mos.ru/combating-corruption/methodical-materials/situation-2-abuse-of-official-position-and-authority/

Яркие примеры злоупотребления должностными полномочиями

Примеры злоупотребления властью

В России законодательством предусмотрено уголовное наказание за злоупотребление должностными полномочиями.

Примеров таких преступлений и наказания за них известно множество, однако проблема до сих пор не решена.

В современном мире должностные преступления несут прямую общественную угрозу. К сожалению, далеко не все подобные преступления выявляются, поэтому статистика не отражает подлинной картины.

Куда звонить, если полиция превышает полномочия? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что значит злоупотребление?

Понятие данного преступления в Уголовном кодексе определено статьей 285.

Под это определение попадают использование своего положения в корыстных целях лицами, которые занимают должность во власти, если их действия нарушают права и интересы граждан или организаций.

https://www.youtube.com/watch?v=7G4qFU-t5_s

Объектом правонарушения являются интересы госслужбы, а дополнительным объектом — интересы гражданина или организации.

Субъект преступления — должностное лицо. Законом предусмотрено наказание как за преступные действия, так и за бездействие должностных лиц. Например, лицо не совершает действия, предусмотренные его полномочиями.

Для того, чтобы признать совершенные деяния преступными, нужно установить факт умысла и корысти. А также последствия преступления должны быть существенными для потерпевшего.

Например, большое количество потерпевших, значительный имущественный и моральный вред, нарушены конституционные права.

Под мотивом преступления понимается корысть или другая личная заинтересованность. В первом случае должностное лицо стремится получить материальную выгоду или избежать затрат.

Во втором — совершает преступление из дружеских, родственных мотивов, желания получить какую-то выгоду.

Наказания за злоупотребления следующие:

  • штраф от 80 до 300 т. руб или в размере зарплаты преступника за 6 -36 месяцев;
  • лишение права занимать должность во власти до 5 лет;
  • принудительные работы в течение 4 лет;
  • лишение свободы сроком от 4 до 7 лет.

В ч.3 ст. 285 предусмотрены наказания за вышеописанные преступления, которые повлекли за собой тяжкие последствия.

Это могут быть аварии, длительная остановка движения, массовые отключения водоснабжения или электроснабжения, причинение значительного вреда здоровью или смерти.

Примеры из судебной практики

  1. 1 декабря 2017 г Южно-Сахалинстким городским судом вынесен приговор в отношении старшего лейтенанта полиции Грищенко. Грищенко в ходе оперативно-розыскных мероприятий изъял у гражданина Б запрещенные препараты.

    Полицейский, используя служебное положение, стал склонять гражданина Б к передаче ему денежных средств за помощь в переквалификации преступления. Хотя сам не намеревался это делать и не имел такой возможности. Гражданин Б согласился. В момент передачи денег Грищенко был взят с поличным сотрудниками УФСБ.

    За данное преступление лейтенант полиции был осужден на 2 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

  2. Каменским городским судом признан виновным заместитель главы сельсовета П.И.М. Он незаконно расходовал бюджетные средства в размере 600 000 рублей, чем нанес ущерб муниципальному образованию.

    Его действия повлекли за собой невозможность выполнить программу по переселения из ветхого жилья. Приговором суда П.И.М назначено наказание в виде штрафа размером 60000 рублей.

Что означает превышение?

Данное действие попадает под ст. 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий отличаются от злоупотребления ими.

К злоупотреблениям относятся действия, не предусмотренные должностью. Например, использование служебного оружия против гражданина, чьи действия не представляют опасности.

Также сюда относятся поступки, не предусмотренные должностными обязанностями.

Например, решение должно приниматься несколькими лицами или вышестоящим руководителем. Превышение полномочий может осуществляться без корыстной цели.

Как показывает практика, уголовное наказание по таким делам применяется крайне редко, обычно преступления переквалифицируются в дисциплинарный проступок, если не удается доказать корыстный мотив.

Если в результате злоупотребления был причинен существенный вред или было применено оружие, то лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок до 10 лет и лишиться права занимать определенные должности на срок до 5 лет.

Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: в чем разница? Читайте об этом здесь.

Случаи из практики

  1. Сотрудники полиции города Ахтарска задержали гражданина Н в состоянии алкогольного опьянения и поместили его в камеру для административно задержанных.

    При этом его никуда не вывозили, в суд заявления об административном правонарушении не подавали, возможности связаться с адвокатом не предоставили.

    Гражданина незаконно продержали в камере 5 суток и выпустили без каких-либо сопровождающих документов.

    Из-за отсутствия нормального питания и медицинских препаратов у гражданина резко повысился уровень сахара, так как он страдает диабетом.

    Вследствие этого задержанный вынужден был лечь в больницу и пройти курс лечения. Действия полицейских повлекли за собой существенное ухудшение здоровья задержанного.

    За эти деяния стражи порядка были наказаны штрафом в размере их полугодовой зарплаты и уволены из органов.

  2. Следователь С. Вел дело о взятке. Изъятые денежные средства в размере 200000 рублей он не сдал в камеру хранения, а оставил их себе. При этом он пояснил, что не помнит всех обстоятельств дела. Сначала дело возбудили по статье 286, а затем переквалифицировали на 158 (кража) с использованием служебного положения.
  3. Директор школы фиктивно оформила своих родственников на должности охранников, сторожа и завхоза. При этом им регулярно начислялась зарплата, которую получала сама директор, а данные лица на работе вообще не появлялись. В отношении директора было возбуждено уголовное дело по ст 286 УК РФ.

Если должностное лицо в момент преступления находилось не на службе, то его будут судить как гражданского человека:

  1. Полицейский С., имея табельное оружие, применил его при ссоре с соседями. Он ранил одного гражданина и выстрелами повредил его автомобиль.

    Поскольку полицейский находился не на службе, то его судили как гражданское лицо, а не по 286 статье.

Понятие злоупотребления служебным положением

Данное понятие включает в себя злоупотребление властью и относится к наиболее опасным коррупционным преступлениям.

Преступной деятельность субъекта признается, если имеется совокупность следующих обстоятельств:

  • использование положения вопреки интересам службы;
  • наличие корыстной цели или действие в интересах третьего лица;
  • наличие ущерба другим гражданам или государственным интересам.

Обязательно должна просматриваться взаимосвязь между деяниями преступника и его служебным положением.

Преступление совершается из материальной выгоды или личной заинтересованности (месть, зависть, карьерное продвижение).

Данное преступление наказывается следующим образом:

  • штраф до 300000 руб;
  • лишение права работать во власти до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет.

Примеры из жизни

  1. Оперуполномоченный, расследуя дело об избиении, внес в протокол ложные сведения о причинении вреда здоровью. Он умышленно по просьбе избивавшего уменьшил вред. В результате было вынесено постановление об отказа в возбуждении уголовного дела.

    А потерпевший был вынужден проходить лечение за свой счет. Своими действиями полицейский нанес ущерб потерпевшему, за что был приговорен судом к штрафу в размере 50000 рублей.

  2. Мер города Томска Макаров был осужден по нескольким статьям, одна из которых — злоупотребление властью.

    Он через свою родственницу вымогал деньги у представителей строительной организации за право выиграть аукцион на земельный участок под строительство. Осужденный свою вину не признал.

Должностные преступления составляют значительную часть всех правонарушений.

Они подрывают авторитет органов власти, способствуют потере доверия граждан к государству.

Единственная мера борьбы с ними — уголовное наказание. В начале 20 века подобные деяния наказывались сурово, предусматривали конфискацию имущества и лишение всех прав. Это было равносильно смерти.

Сейчас наказание намного мягче и круг преступлений значительно сужен. Каждое должностное лицо должно четко знать, какое наказание грозит ему за злоупотребление и четко осознавать последствия своих деяний.

О коррупции, как о злоупотреблении служебным положением, в этом видео:

Источник: https://ugkod.com/prestuplenie/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami-primery.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.