Принудительные меры медицинского характера проблемы применения

(PDF) Правовые проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера проблемы применения

Правовые проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера

file:///C|/Users/Администратор/Documents/Статьи опубликованные/Правовые проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера.htm[15.10.2015 16:27:36]

Оформить подписку

Скачать квитанцию

отбывания, на законодательном уровне не урегулирован, хотя такие больные составляют подавляющее большинство среди

лиц, которым суды назначают эти меры.

В отечественном законодательстве исполнение принудительных мер медицинского характера традиционно

регламентировалось на уровне подзаконных нормативных актов (инструкций), принимаемых Министерством здравоохранения

по согласованию с правоохранительными ведомствами. Однако ч. 3 ст. 97 УК РФ прямо указывает на законодательный уровень

правового регулирования этого вопроса. Уже после принятия действующего уголовного закона Минздравом РФ была

предпринята попытка урегулировать на подзаконном уровне некоторые вопросы практического осуществления принудительного

лечения. С этой целью 23.07.1999 было издано методическое письмо “О порядке применения принудительных и иных мер

медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные

деяния (ст. 21 и ч. 1 ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации)”, согласованное с Верховным судом РФ, Генеральной

прокуратурой РФ и Министерством внутренних дел РФ. Данная попытка, однако, не увенчалась успехом, поскольку письмо

вскоре было отозвано по настоянию Минюста РФ, усмотревшего в нем правовые нормы, которые могут устанавливаться лишь

законом. Указанный пробел в системе правового регулирования исполнения назначенных судом принудительных медицинских

мер, очевидно, должен быть восполнен разработкой и принятием специального закона.

Специфической особенностью такого закона должно стать совмещение принципов законодательства о здравоохранении, в

частности, Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, направленных на соблюдение

требований гуманности и защиту прав лиц, страдающих психическими расстройствами, с положениями уголовного и уголовно-

процессуального законодательства, направленными на обеспечение общественной безопасности и предусматривающими

ограничение прав и личной свободы правонарушителей.

Законодательному регулированию подлежат, в частности, четкое и принципиальное разграничение принудительных мер

медицинского характера, предусмотренных уголовным законодательством, и различных недобровольных мер психиатрической

помощи, оказываемых в порядке, установленном Законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее

оказании”, процедура применения которых относится к сфере гражданского процессуального права; уточнение и

дифференциация круга лиц, к которым могут быть применены принудительные меры. В законодательной регламентации

нуждаются ограничения прав лиц с психическими расстройствами в связи с назначением им различных видов принудительных

медицинских мер, а также требования безопасного режима содержания таких пациентов в психиатрических стационарах

разного типа.

Необходимо уточнить и конкретизировать критерии выбора каждого из четырех предусмотренных УК РФ видов принудительного

лечения. Это позволит экспертам-психиатрам и судам достигнуть единообразия в подходе к вопросам дифференцированного

применения названных мер, поскольку критерии, содержащиеся в УК РФ (ст. 100, 101), хотя и не вызывают принципиальных

возражений, являются недостаточно конкретными и клинически не определенными.

Целесообразно законодательно закрепить сложившееся положение в отношении уровня подчиненности учреждений,

осуществляющих принудительное лечение, с их дифференцированным финансированием из федерального бюджета или

бюджетов субъектов Федерации. С учетом значительного объема работы учреждений здравоохранения по исполнению

принудительных мер медицинского характера (в настоящее время на принудительном лечении всех видов одномоментно

находятся около 24 тыс. человек, из них в психиатрических стационарах – более 17 тыс., что составляет примерно 11% всех

психиатрических коек в стране) следует исключить этих лиц из расчетов по оценке эффективности работы учреждения, от

которой (средняя продолжительность пребывания больного на койке), в частности, зависит его штатная обеспеченность. Дело в

том, что сокращение сроков пребывания в стационаре, имеющее определенное положительное значение в деятельности

медицинских учреждений, при проведении принудительного лечения обычно приобретает обратное значение, поскольку

нередко является одной из причин повторных общественно опасных деяний, тем более что принудительное лечение в

конечном итоге прекращается по решению суда.

Законом необходимо установить единый порядок осуществления принудительного лечения в тех нередких случаях, когда лицу

по 2 или даже 3 уголовным делам назначаются разные принудительные меры, которые должны исполняться одновременно, или

по одному уголовному делу принудительное лечение отменяется, но больной не может быть выписан, поскольку по другому

делу такое лечение не отменено.

В отношении лиц, направленных на стационарное принудительное лечение, следует закрепить их право на получение пенсии

на общих основаниях, поскольку все они являются нетрудоспособными (в настоящее время это нередко оспаривается,

несмотря на положение, содержащееся в ч. 2 ст. 13 Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее

оказании”, или неверно истолковывается Медико-социальными экспертными комиссиями – МСЭК). В отношении же лиц,

которым назначено амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, необходима более глубокая правовая

проработка. В частности, следует гарантировать им возможность работать (с правом получения при необходимости листка

временной нетрудоспособности) на прежнем месте или в специально созданных условиях, а также пользоваться всеми видами

психиатрической помощи, предназначенными для амбулаторных больных. Особое значение в этом отношении имеет

предоставление им права на бесплатное медикаментозное лечение. В противном случае амбулаторное принудительное

лечение теряет смысл, поскольку проведение медикаментозной терапии, необходимой для снижения общественной опасности

лица, оказывается в зависимости от его материальных возможностей.

В процессе принудительного лечения большое значение имеет деятельность комиссий врачейпсихиатров, проводящих в

соответствии со ст. 102 УК РФ периодическое освидетельствование всех больных, к которым применяются принудительные

меры медицинского характера. Однако состав, порядок назначения и работы этих комиссий законодательно не

регламентированы. Недостаточно четко установлен и порядок исчисления сроков комиссионного освидетельствования, что

имеет большое значение для взаимодействия лечебных учреждений с судами, а также в конфликтных случаях.

Большое значение для надлежащего исполнения принудительных мер медицинского характера имеет взаимодействие

различных ведомств и служб, которые принимают участие в помещении лица на принудительное лечение, переводе из одного

учреждения в другое, наблюдении за лицами, проходящими эту меру в амбулаторных условиях. В специальных статьях закона

следует установить обязанности и ответственность сотрудников учреждений здравоохранения, органов внутренних дел,

Федеральной службы исполнения наказаний при проведении этих мероприятий.

Источник: https://www.researchgate.net/publication/322332030_Pravovye_problemy_ispolnenia_prinuditelnyh_mer_medicinskogo_haraktera

Проблемы применения принудительных мер медицинского характера: отличия от зарубежного законодательства

Принудительные меры медицинского характера проблемы применения

Туртаева, М. Н. Проблемы применения принудительных мер медицинского характера: отличия от зарубежного законодательства / М. Н. Туртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 597-599. — URL: https://moluch.ru/archive/117/31959/ (дата обращения: 22.11.2020).



В последние годы научный интерес к проблемам принудительных мер медицинского характера значительно усилился. Остановимся, на наш взгляд, на наиболее важных из них.

В науке уголовного права существуют различные подходы к вопросу определения правовой природы принудительных мер медицинского характера. Так, одни авторы считают, что принудительные меры медицинского характера являются мерами социальной защиты от общественно опасных действий невменяемых и психически больных, совершивших преступления

Другие характеризуют их как меры государственного принуждения, сочетающие «юридическое и медицинское начало».

При этом авторами верно отмечается, что указанные меры являются юридическими, потому что, во-первых, их основание, виды, порядок применения и прекращения определяются уголовным законом, во-вторых, процедура назначения этих мер регламентирована УПК РФ, в-третьих, реализация принудительных мер предусмотрена уголовно-исполнительным законодательством. Медицинскими они являются, поскольку имеют строго медицинский характер: рекомендации по их назначению дает комиссия врачей-психиатров, судебно-психиатрическая экспертиза, а содержание этих мер, в соответствии с медицинскими показаниями, определяется медицинским персоналом психиатрических учреждений, где проводится принудительное лечение.

Также в доктрине выделяется позиция, в соответствии с которой принудительные меры медицинского характера рассматриваются, как меры безопасности. Большой вклад в развитие правовой теории мер безопасности внес Н. В.

Щедрин «По его мнению, меры безопасности представляют собой самостоятельный вид регуляции жизнедеятельности личности и общества, который отличается от юридической ответственности и правового восстановления по ряду существенных признаков, основными из которых являются: непосредственная цель, фактические основания, сроки применения, механизм реализации и субъекты, которые их применяют».

Формирование института принудительных мер медицинского характера в российском законодательстве прослеживается на протяжении многих веков. Так, в средневековой России в отличие от Западной Европы не было жестокого преследования душевнобольных.

Лишь в 1766 году Екатерина II издала Указ о необходимости устройства для душевнобольных правонарушителей специальных светских лечебниц. До начала ХХ-го века положение душевнобольных преступников существенно не менялось.

Российское законодательство советского периода признавало необходимость применения мер принудительного лечения к лицам, совершившим общественно опасные деяния, как меру социальной защиты.

В 1988 году в УК РСФСР были внесены изменения в порядок назначения, продления, прекращения принудительных мер медицинского характера, определены виды мер принудительного характера и специализированные медицинские учреждения, которые их осуществляли. Применение принудительных мер медицинского характера тесно связано с принятием в России в 90-х годах международных принципов оказания психиатрической помощи, таких, как законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина.

По правовой природе принудительные меры медицинского характера являются уголовно-правовыми мерами безопасности, сущность которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния и представляющих по своему психическому состоянию опасность для общества.

Еще одной, не менее важной проблемой в науке уголовного права является проблема определения целей ПММХ. Единства мнений здесь также не наблюдается. Действующий УК РФ впервые на законодательном уровне закрепляет цели применения принудительных мер медицинского характера.

В соответствии со ст. 98 УК РФ к ним относятся: излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Исходя из содержания данной статьи эти цели можно разделить на медицинские и правовые (юридические).

Однако в юридической литературе отмечается, что данный перечень является неполным и требует уточнения. Так, А. Н. Пищита предлагает относить к целям применения ПММХ обеспечение безопасности общества.

Также не решен и вопрос содержания больных в данных учреждениях, некоторые аспекты деятельности этих учреждений (например, их охраны и обеспечения безопасности) и прочее.

Спорным представляется определение процессуального статуса лица, представляющего интересы больного по соглашению сторон или по назначению суда как защитника. Согласно ст.

49 УПК РФ, защитник — это лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающих им помощь при производстве по уголовному делу. Лицо, признанное невменяемым, которому назначены принудительные меры медицинского характера, подозреваемым или обвиняемым не является.

Кроме того, нельзя говорить о защите в уголовно-процессуальном смысле лица, к которому применяются указанные меры, так как при решении вопроса об их прекращении, продлении и изменении в отношении него не осуществляется уголовное преследование.

Более уместным применительно к данному случаю было бы использование термина «адвокат», а не «защитник». Аналогично в ст. 399 УПК РФ указывается, что осужденный, при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора может осуществлять свои права с помощью адвоката.

В зарубежном уголовном праве принудительные меры медицинского характера действуют, как правило, под видом мер безопасности. Мера безопасности в отличие от наказания не преследует целей воздаяния или устрашения, а направлена на устранение «опасного состояния» лица, совершившего либо могущего совершить общественно опасное деяние.

Охватывая вопросы отличительных свойств наименования рассматриваемого института в зарубежном и российском уголовном праве, следует отметить, что система мер безопасности оценивается как воплощение идеи ресоциализации, как ранние профилактические меры.

Так, меры безопасности зарубежных государств могут применятся к лицам, не совершившим уголовно наказуемое деяние, только по признаку его общественной безопасности, что по своей природе выходит за рамки уголовного права, а также нарушает права человека. Российское уголовное право применяет принудительные меры медицинского характера только к лицам, совершившим общественно опасное деяние.

Вместе с тем следует признать, что зарубежный опыт некоторых государств может быть полезен с точки зрения дальнейшего совершенствования российского законодательства, а отечественный опыт для совершенствования зарубежного.

В частности для российского закона: применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление на сексуальной почве — по опыту уголовного законодательства ФРГ, США; применение принудительного лечения к лицам, совершившим преступление и страдающим болезнью, представляющей опасность для здоровья других лиц; учет не только психического состояния лица, но и характера совершенного им общественно опасного деяния при выборе вида принудительной меры медицинского характера — по опыту Италии.

Литература:

  1. Бородин С. В. Принудительные меры медицинского характера // Новое уголовное право России: Общая часть: Учеб. пособие. М.: Зерцало, 1995. С. 156.
  2. Овчинникова А. П. Сущность и назначение принудительных мер медицинского характера. М.: ВЮЗИ, 1977. 448 с.
  3. Пищита А. Н. Принудительные меры медицинского характера в законодательстве Российской Федерации // Медицинское право. 2005. N 3. С. 26–30.
  4. Принудительные меры медицинского характера (уголовно-правовой аспект) / Под ред. А. Н. Павлухина. М.: Юнити-Дана, 2007. 144 с.
  5. Протченко Б. А. Принудительные меры медицинского характера. М.: Юрид. лит., 1976. 103 с.
  6. Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 338.
  7. Щедрин Н. В. Меры безопасности в системе предупредительной деятельности // Вопросы уголовной политики. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. С. 155–165.

Основные термины(генерируются автоматически): медицинский характер, мера, мера безопасности, лицо, опасное деяние, принудительное лечение, российское законодательство, РФ, правовая природа, психическое состояние.

для цели принудительныхмермедицинскогохарактера характерно облегчение (улучшение) психическогосостояниялица, страдающего этим недугом или излечение его от психического заболевания совсем…

медицинскийхарактер, РФ, лицо, судебное заседание, следственный изолятор, психическоесостояние, отношение, мера, уголовное дело, личное участие.

Судопроизводство о применении принудительныхмермедицинскогохарактера: российский и международный правовой подход.

Статья затрагивает пробелы законодательства, касающегося принудительныхмермедицинскогохарактера, соединенных с исполнением наказания, а также варианты исключения этих пробелов.

https://www.youtube.com/watch?v=F44E-MdmiUo

Таким лицам суд может назначить принудительныемерымедицинскогохарактера».

Это — хроническое психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояниепсихики (ч.1 ст. 21 УК РФ).

Мерымедицинскоправовогохарактера — совокупность юридических и медицинскихмер, в том числе и принудительных, обеспечивающих решение суда по применению к лицам, осуществившим преступное деяние

Под уголовной ответственностью следует понимать мерыпринудительногохарактера, которые

[attention type=red]
Субъект преступления — лицо, совершившее общественно опасноедеяние и способное в соответствии с УК РФ понести за него уголовную ответственность.
[/attention]

В частности, разбирая принудительныемерымедицинскогохарактера, как основной инструмент защиты общества от психически больных людей, склонных в таком состоянии, совершать общественно опасныедеяния УК Армении (Раздел 6 – статьи 97-102)…

Г. В.

Назаренко, считает, что «цели принудительныхмермедицинскогохарактера выражают представление законодателя о конечных результатах принудительноголечения общественно опасныхпсихически больных лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния» [1, с. 53].

для цели принудительныхмермедицинскогохарактера характерно облегчение (улучшение) психическогосостояниялица, страдающего этим недугом или излечение его от психического заболевания совсем…

медицинскийхарактер, РФ, лицо, судебное заседание, следственный изолятор, психическоесостояние, отношение, мера, уголовное дело, личное участие.

Судопроизводство о применении принудительныхмермедицинскогохарактера: российский и международный правовой подход.

Статья затрагивает пробелы законодательства, касающегося принудительныхмермедицинскогохарактера, соединенных с исполнением наказания, а также варианты исключения этих пробелов.

https://www.youtube.com/watch?v=F44E-MdmiUo

Таким лицам суд может назначить принудительныемерымедицинскогохарактера».

Это — хроническое психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояниепсихики (ч.1 ст. 21 УК РФ).

Мерымедицинскоправовогохарактера — совокупность юридических и медицинскихмер, в том числе и принудительных, обеспечивающих решение суда по применению к лицам, осуществившим преступное деяние

Под уголовной ответственностью следует понимать мерыпринудительногохарактера, которые

[attention type=red]
Субъект преступления — лицо, совершившее общественно опасноедеяние и способное в соответствии с УК РФ понести за него уголовную ответственность.
[/attention]

В частности, разбирая принудительныемерымедицинскогохарактера, как основной инструмент защиты общества от психически больных людей, склонных в таком состоянии, совершать общественно опасныедеяния УК Армении (Раздел 6 – статьи 97-102)…

Г. В.

Назаренко, считает, что «цели принудительныхмермедицинскогохарактера выражают представление законодателя о конечных результатах принудительноголечения общественно опасныхпсихически больных лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния» [1, с. 53].

Источник: https://moluch.ru/archive/117/31959/

Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера проблемы применения

Проблема принудительных мер медицинского характера относится к числу междисциплинарных, трудно разрешимых в науке и практике. Она затрагивает многие сферы общественной жизни во всех странах мира.

С ней связано решение комплекса социальных, медицинских и правовых вопросов.

Вполне закономерен интерес к этой проблеме ученых и практиков различных специальностей: социологов, психологов, психиатров, юристов.

Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве призваны обезопасить общество от посягательств лиц, страдающих психическими заболеваниями. В то же время они позволяют оказывать таким лицам врачебную помощь с целью излечения или улучшения их психического состояния.

Актуальность теоретической разработки уголовно-правового аспекта принудительных мер медицинского характера обусловлена рядом причин.

Во-первых, потребностью в повышении эффективности норм уголовного законодательства в сфере обеспечения безопасности общества от общественно опасных деяний лиц, страдающих психическими расстройствами, которым судом назначены принудительные меры медицинского характера.

Специальные исследования показали, что в структуре совершения субъектами принудительных мер медицинского характера общественно опасных деяний и преступлений (по степени тяжести) в Российской Федерации с 2000 по 2003 г.

первое место занимают деяния, отнесенные к категории тяжких, второе — особо тяжких и третье — средней тяжести. В 2004 г. выявлено, что деяния средней тяжести занимают первую позицию, сместив тяжкие, особо тяжкие на одну ступень ниже.

В то же время в отдельных регионах России прослеживается четкая тенденция лидирования общественно опасных деяний и преступлений, подпадающих под категорию особо тяжких и тяжких.

Среди совершенных за последние три года общественно опасных деяний и преступлений (с точки зрения их уголовно-правовой квалификации) 44,3 % занимают преступления против собственности, 34,1 — против жизни и здоровья (среди которых, к сожалению, лидируют убийства), 8,5 % — преступления против общественной безопасности.

При изучении лиц, проходящих принудительное лечение в психиатрических стационарах, выявились факты недооценки судом общественной опасности больных при назначении вида принудительной меры медицинского характера или ее отмене. Результатом этого является совершение указанными лицами повторных деяний, предусмотренных уголовным законодательством.

Сложная криминальная ситуация в стране усугубляется повышением количества лиц с неснятыми и непогашенными судимостями, которым судом назначены принудительные меры медицинского характера. По данным Судебного департамента России, в 2000 г. их количество составило 1189 чел. (10,9 %), в 2001 г. — 1096 чел. (9,6 %), в 2002 г. – 784 чел. (7,8 %), в 2003 г. – 1134 чел.

(11,3 %). Как видно, с 2000 по 2002 г. наблюдается снижение доли таких лиц, а уже в 2003 г. она значительно возрастает. На наш взгляд, это объясняется повышением уровня психических заболеваний в России, который, по сведениям Минздрава РФ, за последнее десятилетие вырос в 11,5 раза. В 2004 г. доля лиц с неснятыми и непогашенными судимостями снижается до 949 чел.

(10,1 %).

Во-вторых, актуальность исследования обусловлена практическими потребностями в решении вопросов социально-правовой защищенности субъектов принудительных мер медицинского характера.

В этой связи возникает объективная необходимость ретроспективного исследования применения таких мер к лицам, страдающим психическими расстройствами; обращение к зарубежному опыту; установление правовой природы указанных мер, оснований для их применения; отграничение таких мер от наказания за совершенное посягательство.

В настоящее время указанные вопросы исследованы недостаточно, так как одни из них остаются дискуссионными, другие – лишь обозначены, третьи — получили нечеткое толкование.

Обилие научных разработок и законодательное решение проблемы оснований применения принудительных мер медицинского характера все-таки не позволяют однозначно уяснить, на чем должны основываться выводы суда о назначении такой меры лицу, страдающему психическим расстройством, совершившему общественно опасное деяние или преступление. В этой связи особую значимость приобретает необходимость установления критерия для выбора вида принудительной меры медицинского характера с точки зрения комплексного подхода, позволяющего дифференцированно и индивидуализированно назначить лицу ту или иную меру, достаточную для достижения целей, поставленных уголовным законом перед исследуемым институтом.

В-третьих, необходимо научное осмысление и объяснение законодательных новелл, принятых в последние годы.

Например, изъятие учета характера и тяжести совершенного деяния (юридический параметр) при определении оснований для назначения принудительных мер медицинского характера и критерия для выбора их вида, а также отказ законодателя от применения принудительных мер медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании.

В-четвертых, успешное решение вышеобозначенных и других вопросов предполагает разработку теоретических основ, обобщение практики назначения принудительных мер медицинского характера с целью выработки рекомендаций по совершенствованию уголовно-правовой регламентации принудительных мер медицинского характера.

Учитывая приведенные аргументы, нельзя, однако, согласиться с тем, что проблема применения принудительных мер медицинского характера полностью решена в юридической науке и практике.

Именно недооценка практической значимости проблемы принудительных мер медицинского характера и ее теоретическая неразработанность обусловливают существование пробелов в законодательстве, а также трудности и ошибки в правоприменении.

Целью настоящей монографией является устранение, по возможности указанных пробелов и совершенствование действующего законодательства по исследуемой проблеме.

Источник: https://isfic.info/pavl/index.htm

Актуальные проблемы принудительных мер медицинского характера в уголовном праве РФ

Принудительные меры медицинского характера проблемы применения

Принудительные меры медицинского характера сами по себе не являются уголовным наказанием, но, тем не менее, всегда связаны с уголовно-правовыми последствиями совершенного общественно-опасного деяния и осуждением лица, виновного в его совершении.

Целями применения принудительных мер медицинского характера, в отличие от целей наказания, является излечение лиц, совершивших в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние, либо у которых после его совершения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, либо лиц совершивших преступление и страдающими психическим расстройствами, не исключающими вменяемости либо признанными нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, или улучшении их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст.98 УК РФ). Таким образом, законодатель не всегда связывает применение принудительных мер медицинского характера с карой и с целью исправления осужденного. Только в отношении лиц, совершивших преступление и страдающими психическими расстройствами, а также признанными нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании, цели наказания остаются без изменений, т.е. включают в себя и кару, и цель исправления.

Применение принудительных мер медицинского характера в соответствии с требованиями ст.97 УК РФ обусловлено следующими признаками:

а) лицо совершило общественно опасное деяние, предусмотренное статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;

б) у лица, после совершения преступления, наступило психическое расстройство делающее невозможным назначение и исполнение наказания;

в) лицо, совершившее преступление страдает психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) возможность причинения этими лицами иного существенного вреда либо существует опасность для них самих или других лиц.

Если вышеуказанные лица по своему психическому состоянию не представляют опасности, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Таким образом, под принудительными мерам медицинского характера понимаются предусмотренные уголовным законом меры, направленные на лечение лиц, совершивших общественно опасное деяние, в отношении которых в связи с их психическим здоровьем, не возможно применить уголовную ответственность или наказание, а также лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, наряду с отбытием наказа-ния с целью улучшения их психического состояния и предупреждения совершения ими но-вых деяний.

Виды принудительных мер медицинского характера обусловлены медицинскими показаниями, и суд при их назначении обязан руководствоваться заключением психиатрической экспертизы. Принудительные меры медицинского характера назначаются судом либо самостоятельно, либо параллельно с наказанием.

Статья 99 УК РФ определяет следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре, и если лицо по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного тина с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

Принудительные меры медицинского характера, связанные с исполнением наказания, применяются к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

Принудительные меры медицинского характера указанных лиц осуществляется по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказания – в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

Источник: https://studopedia.ru/7_154192_aktualnie-problemi-prinuditelnih-mer-meditsinskogo-haraktera-v-ugolovnom-prave-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.