Принудительные меры воспитательного характера для несовершеннолетних

Приоритет применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним преступникам

Принудительные меры воспитательного характера для несовершеннолетних

Зенина, А. А. Приоритет применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним преступникам / А. А. Зенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49936/ (дата обращения: 22.11.2020).



В Уголовном кодексе РФ законодатель закрепил, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия в России считаются первоочередными из мер, применяемых к несовершеннолетним. Данные меры являются альтернативными наказанию [1].

Принудительные меры воспитательного воздействия — это вид иных мер уголовно-правового характера, назначаемых судом несовершеннолетнему, достигшему возраста уголовной ответственности и совершившему деяние, запрещенное уголовным законом.

Они заключаются в оказании на подростка специфического психолого-педагогического влияния, направленного на его исправление, ресоциализацию и предупреждение новых преступлений.

Принудительные меры воспитательного воздействия не являются наказанием за совершенное подростком деяние, не содержат в себе кары или ее элементов, но в этих мерах так же, как и в наказании, присутствует в различном объеме элемент принуждения [2].

Ст. 90 УК РФ среди принудительных мер воспитательного воздействия выделяет:

‒ предупреждение;

‒ передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

‒ возложение обязанности загладить причиненный вред;

‒ ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

‒ помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

Приоритет принудительных мер воспитательного воздействия обусловлен особенностями несовершеннолетнего возраста преступников, которые определяют целесообразность применения именно данных мер.

Так, несовершеннолетние характеризуются еще не устоявшейся психикой. Они более подвержены внешнему воздействию. В связи с этим воспитательное воздействие может принести свои результаты. В данном возрасте еще есть шанс привить несовершеннолетнему преступнику навыки правового поведения, внушить ему необходимость соблюдения правовых, а также моральных норм.

Несовершеннолетний возраст является очень сложным для ребенка, особенно это возраст от 11 до 15 лет. С уголовно-правовой точки зрения из этого периода нас интересует возраст от 14 до 15 лет. Данный период является переходным.

Несовершеннолетний начинает сопоставлять себя со взрослыми. Он пытается показать, что он уже не ребенок, из-за чего могут возникать проблемы различного характера. Так, ребенок может прогуливать занятия, у него может снизиться успеваемость.

На фоне конфликтов с родителями он может уходить из дома. Проводя время вне дома, несовершеннолетний может связаться с «плохой компанией», которая может подтолкнуть его на противоправное поведение.

Таким образом, воспитательное воздействие на несовершеннолетнего преступника является необходимым для предотвращения дальнейшего его поведения, отклоняющегося от норм закона.

Также, в несовершеннолетнем возрасте ребенок перенимает образцы своего поведения из своего ближайшего окружения. В первую очередь таким окружением являются его родители. Таким образом, детерминантом преступного поведения могут являться родители несовершеннолетнего.

Так, например, в семье могут происходить постоянные ссоры, из-за которых ребенок будет стараться уходить из дома. Вне дома, как было указано ранее, подросток может связаться с отрицательно характеризующейся компанией.

Кроме того, конфликты в семье могут сопровождаться применением физической силы, и затем данное поведение может отложиться в сознании ребенка как допустимое.

Особую опасность вызывает семьи, характеризующиеся распитием алкогольных напитком, употреблением наркотических веществ, а главное склонностью к совершению преступлений. Воспитание ребенка в таких семьях является недопустимым.

Таким образом, не все несовершеннолетние преступники характеризуются общей противоправной направленностью. Для многих из них преступное поведение явилось единичным случаем, либо было вызвано рядом причин, устранение которых исключит возможность совершение несовершеннолетним преступления.

Анализируя преступление, которое относится к категории небольшой или средней тяжести, совершенное несовершеннолетним, суд одним из первоочередных моментов должен обращать внимание на возможность исправления несовершеннолетнего путем применения мер воспитательного воздействия.

Для наиболее объективной картины личности несовершеннолетнего, ее изучение подлежит с помощью различных способов. Необходимо изучать характеристики подростков от педагогов, одноклассников, друзей, родственников, соседей.

Необходимо изучать данные об административной ответственности, приводов в полицию. Кроме того, важным моментом является привлечение к работе с несовершеннолетним преступником психологов.

Сотрудники полиции не обладают достаточной квалификацией в области психолого-педагогических знаний, поэтому найти точный подход к ребенку могут именно психологи. Они могут выяснить черты характера, свойственные или несвойственные подростку.

Например, склонность ко лжи, агрессивность, повышенная внушаемость, равнодушие. Данные характеристики могут стать проблемой при исправлении несовершеннолетнего преступника лишь принудительными мерами воспитательного воздействия.

Также, психолог может выяснить истинные причины совершения преступления. Если причиной стала не общая преступная направленность, не жестокость, не азарт, не интерес к совершению противоправных действий и не иные причины, имеющие антисоциальный характер.

Таким образом, применение принудительных мер воспитательного воздействия к подросткам является необходимой мерой. Принуждение способствует формированию у тех, к кому оно применяется, самокритичного отношения к своим антиобщественным действиям, интересам и мотивам, а также пересмотру антиобщественных взглядов, отказу от вредных привычек [3].

Несовершеннолетняя преступность влияет на динамику преступности взрослых. Для того, чтобы исключить пополнение рядов преступников за счет несовершеннолетних, необходимо прививать им необходимость соблюдения закона и разъяснять отрицательные последствия противоправного поведения. Это возможно при распространении применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/204/49936/

Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера

Принудительные меры воспитательного характера для несовершеннолетних

По своей юридической природе, в зависимости от основания применения, принудительные меры воспитательного воздействия являются в одних случаях видом освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности (ст.

90 УК), в других — видом освобождения их от наказания в рамках уголовной ответственности (ст. 92 УК).

Это особые формы индивидуализации ответственности, которые применяются только к несовершеннолетним, а в исключительных случаях — к лицам в возрасте от 18 до 20 лет согласно ст. 96 УК.

Сходство освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия выражается:

1) в видах принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. 2 ст. 90 УК, их содержании (ст. 91 УК);

2) в возможности назначения их только при совершении преступлений небольшой и средней тяжести;

3) в применении их, если будет признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем назначения ему принудительных мер воспитательного воздействия.

УК РФ содержит перечень видов принудительных мер воспитательного воздействия, порядок расположения которых четко выдержан в системе — от менее строгих мер воспитательного воздействия к более строгим и включает в себя: а) предупреждение; б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ); д) помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92).

Вместе с тем в УК РФ предусмотрена новая мера воспитательного воздействия на несовершеннолетних — ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 92 УК).

Все меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним с учетом мотивов совершенного ими преступления, их поведения после содеянного, а также с учетом того, применялись ли к ним ранее вышеназванные меры и какие именно.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.

В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, они являются самостоятельными формами индивидуализации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, не ставят несовершеннолетнего в положение осужденного.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 91 УК РФ.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроле за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК).

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроле за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК).

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в определенных законом или рекомендованных применяющим воспитательную меру органам особых требованиях, предъявляемых к поведению несовершеннолетнего.

Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92 УК) применяется только к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет как один из видов освобождения их от наказания.

Это наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия, применяемая к несовершеннолетним, совершившим преступление средней тяжести.

Она является самостоятельной формой индивидуализации уголовной ответственности и состоит в изоляции несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок, не превышающий максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК за совершенное им преступление.

Специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не относятся к местам лишения свободы, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы. Пребывание в них не влечет за собой судимость. Это учреждения полуоткрытого типа.

Источник: https://students-library.com/library/read/21647-primenenie-k-nesoversennoletnim-prinuditelnyh-mer-vospitatelnogo-haraktera

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.