Принудительные меры воспитательного характера применяются

Принудительные меры воспитательного воздействия. Основания и порядок их применения

Принудительные меры воспитательного характера применяются

Несовершеннолетний, который впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, если суд придет к выводу о том, что исправление подростка достижимо и без уголовной ответственности и наказания. Освобождая от уголовной ответственности, суд передает материалы дела в специализированные государственные органы, которые назначают несовершеннолетнему особые, предусмотренные уголовным законом, меры, не являющиеся наказанием. Эти меры и называются принудительными мерами воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему, освобожденному от уголовной ответственности, могут быть назначены такие меры воспитательного воздействия, как предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих (попечителей, приемных родителей), либо под надзор специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга.

Продолжительность применения таких мер определяются теми государственными органами, которые назначают эти меры.

Что касается ограничения досуга и установления особых требований к поведению подростка, они могут предусматривать запрещение несовершеннолетнему посещать определенные места, использовать определенные формы досуга.

83.Принудительные меры медицинского характера: признаки, виды, основания и порядок применения, изменения и отмены.

Принудительные меры медицинского характера- это преду­смотренные уголовным законом меры, применяемые к страдаю­щим психическими заболеваниями лицам, совершившим обще­ственно опасное деяние или преступление, с целью излечения или улучшения их психического состояния и предупреждения антиоб­щественного поведения.

Принудительные меры медицинского характера могут быть на­значены судом лицам:

—совершившим общественно опасные деяния в состоянии невме­няемости;

—у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

— совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера применяются к трем категориям лиц, каждая из которых имеет свои особенности, характеризуется специфическими признаками.

К первой категорииотносятся лица, совершившие общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного ко­декса России, в состоянии невменяемости.

Вторую категориюсоставляют лица, у которых после соверше­ния преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным либо назначение, либо исполнение наказания.

Третью категориюлиц, в отношении которых применяются при­нудительные меры медицинского характера, составляют лица, совер­шившие преступление и страдающие расстройствами, не исключаю­щими вменяемости.

Виды принудительных мер медицинского характера.

— амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

— принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

— принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа;

— принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа с интенсивным наблюдением.

Применение, изменение и отмена.

Продление, изменение и прекращение принудительных мер меди­цинского характера осуществляются судом

Прекра­щениелечения возможно в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении назначенной меры.

Изменениелечения обусловлено тем, что, во-первых, отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры, но, во-вто­рых, возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

84.Конфискация имущества: понятие, виды, условия применения.

Сущность конфискации имущества выражается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства соответст­вующего имущества.

Конфискации подлежит пять категорийимущества:

1) деньги, ценности и иное имущество,полученные в резуль­татесовершения преступлений

2) доходыот вышеназванного имущества, за исключением имущества и доходов, подлежащих возвращению законному владельцу;

3) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от него
были частично или полностью превращены или преобразованы;

4) деньги, ценности и иное имущество,используемое или пред­ назначенное для финансирования терроризма, организованной пре­ ступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступ­
ного сообщества;

5)орудия, оборудование или иные средствасовершения преступления. Орудия — это предметы материального мира, приспособления, приметаемые для усиления физических возможностей лица, совер­шающего преступление; оборудование — совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для совершения преступления.

Специальные правилаосуществления кон­фискации, если:

— имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем. В этом случае конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов;

— имущество передано осужденным другому лицу (организации). В такой ситуации конфискация возможна, если физическое лицо, должностное лицо
либо лицо, обладающее управленческими функциями, зналоили должнобыло знать,что имущество получено в результате преступных действий.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 15; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая9101112131415161718

Источник: https://lektsii.com/2-28473.html

91 статьи Уголовного кодекса о методах воспитательной работы с несовершеннолетними

Принудительные меры воспитательного характера применяются

Обществу трудно смириться с тем, что количество преступлений, совершённых детьми и подростками, с каждым годом возрастает, поэтому законодателем была введена глава 14, одной из основных норм которой является 91 статья УК РФ.

Она регламентирует виды и способы применения мер по воспитательному воздействию на молодых правонарушителей.

Большинство преступников начинают свою криминальную карьеру в весьма юном возрасте, что обусловлено множеством социальных и психологических факторов, а уголовное преследование и реальный срок наказания грозят ещё большей маргинализацией.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Общие понятия и комментарии

Положения 14 главы УК РФ рассматривают ответственность несовершеннолетних не только в качестве назначения наказания за конкретный поступок. Они также предполагают наличие возможности применения иных правовых средств.

Статья 91 Уголовного кодекса РФ звучит как « принудительных мер воспитательного воздействия» и описывает методы воспитательной работы с несовершеннолетними.

Виды:

  1. Предупреждение – разъяснение виновному того ущерба, которое нанесли его действия, а также последствия совершения новых правонарушений. Данный способ целесообразно применять,если подросток действительно раскаивается в своём злодеянии (к примеру, он не отказывается возместить причинённый ущерб).
  2. Передача под надзор – заключается в обязательстве родителей или опекунов, а также специальных учреждений, контролировать деятельность и поступки несовершеннолетнего. Может рассматриваться не только как наказание самому виновному, но как санкция по отношению к родителям или опекунам, которые в недостаточной мере оказывали влияние подростка, что привело к совершению злодеяния. При этом для применения данной меры суд должен получить их письменное согласие.
  3. Обязанность исправить причинённый ущерб – предоставление виновному возможности материально загладить нанесённый вред. Устанавливается при возможности возмещения. Органам суда при вынесении решения необходимо учитывать, какой вред был нанесён потерпевшими каким образом подросток сможет его возместить (физически – починить, восстановить имущество или материально – за счёт стипендии или зарплаты).
  4. Ограничение досуга – запрет на определённые виды отдыха и развлечений для виновного (нельзя посещать дискотеки или концерты).
  5. Установление требований к поведению – определяется отдельно в каждом конкретном случае (например, комендантский час, запрет на выезд за пределы конкретного населённого пункта или требование о возвращении в школу или другое образовательное учреждение).

Законодатель акцентирует внимание на обращении к педагогическим приёмам, которые позволяют создать у подростка уважительное отношение к правилам и нормам законопослушной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=ntTa3pajD_Y

Основания для замены реального наказания на воспитательное воздействие:

  • виновный не достиг совершеннолетия;
  • преступление не относится к тяжким;
  • возможность перевоспитания без лишения свободы.

Меры могут приниматься как по отдельности, так и в совокупности. Воспитание устанавливается в качестве возможной замены наказания и также имеет временной промежуток. Так, за совершение преступления небольшой тяжести 91 статья Уголовного кодекса РФ назначает срок наказания от 1 месяца до 2 лет, за деяния средней тяжести продолжительность – от 6 месяцев до 3 лет.

Сущность воспитательных мер

Судебные органы, при назначении такого вида наказания исходят в первую очередь из возможности исправления подростка путём бесед, детального обсуждения причин и последствий неблаговидного поступка и донесения до него недопустимости противоправного поведения.

В общем суть их такова:

  1. Являются альтернативным вариантом влияния по отношению к наказанию.
  2. Не влекут за собой наличие судимости.
  3. Назначаются только лицам, недостигшим совершеннолетия.
  4. Их основная задача – перевоспитание асоциальных субъектов и разъяснение им норм морали и законности, устоявшихся в обществе.
  5. Имеют принудительный характер.

Если виновный регулярно нарушает предписания, то по инициативе специальных организаций, дело должно быть изъято из архива и передано в судебную инстанцию. Тогда несовершеннолетнему грозит санкция в виде тюремного заключения или штрафа.

В законе не установлено понятие регулярности. При этом ВС РФ в одном из своих Постановлений рассматривает в качестве систематичности нарушение мер более 2 раз. В случае совокупности предписаний отступление от каждого менее 3 раз не является регулярным.

Юридическая оценка нормы

Правовая характеристика воспитательных мер является достаточно неоднозначной. Юристы и правоведы рассматривают данные меры по-разному. Проблема точной оценки правового характера возникает из-за отсутствия законодательного определения принудительных мер и конкретности в их отнесении к тому или иному институту ответственности.

В юридической среде часто возникает вопрос о направленности применения средств воспитательного характера. Так, некоторые правоведы считают, что данные способы воздействия на молодых людей являются чисто педагогическими и не имеют отношения к правовым положениям.

В поддержку своего мнения данные юристы приводят доводы:

  • виновный не считается преступником;
  • деяние не признаётся преступлением;
  • меры не рассматриваются в качестве уголовного наказания.

Эти факты противоречат самому Уголовному кодексу Российской Федерации, основная цель которого – определение вида и состава злодеяния и как следствие, назначение соответствующих санкций. Поэтому считается целесообразным применять данные методы при назначении административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Существует и иная точка зрения. С ней согласно большинство учёных-правоведов.

Данное мнение заключается в том, что по своей природе меры имеют юридически-педагогический характер и аргументируется оно следующим:

  1. Меры применяются только при совершении соответствующего противоправного действия.
  2. Средства воздействия отражены в законодательстве РФ.
  3. Механизм применения установлен в норме 427 УПК РФ.
  4. Назначаются соответствующим органом – судом.

Кроме того, выделяют отсутствие конкретики в определении органов, контролирующих исполнение обязанностей, наложенных на виновного подростка. Это означает, что нечёткая расшифровка понятия на практике приводит специализированные органы к разным толкованиям данной нормы права.

Правоведы и практикующие юристы, анализируя и характеризуя данную норму права, сходятся во мнении что она недоработана и имеет множество пробелов. Решить эти проблемы можно путём корректирования уголовного закона. Необходимо дать правовое определение ПМВВ и их задачи.

Судебная практика

Применение в практической деятельности 90 и 91 норм –частое явление. Социальная и финансовая нестабильность порождает у подрастающего поколения тягу к асоциальным поступкам.

Так,подростки чаще совершают преступления:

  • против собственности – кража (158);
  • против здоровья – лёгкий и средний вред здоровью, побои (112, 115).

Примером тому служит уголовное дело, рассмотренное Ленинским районным судом 2018 году.

Несовершеннолетний М. Д. находился вместе с К. Ю, не достигшим четырнадцати лет. Они вступили в сговор на совершение незаконного деяния и направились к оконному проёму квартиры. Оторвав решётку, проникли в жилье и совершили кражу, похитив чужое имущество на сумму 2839 руб. Далее М. Д и К. Ю скрылись.

Подсудимый М. Д. признался в совершении преступления, но отказался от дачи показаний.

Квалифицировав деяния М. Д. по ч. 3 ст. 158 – кража, судья принял решение о применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль специализированного органа по ПМЖ на 3 месяца 24 дня.

Рассматривая дела в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, судебные органы чаще всего сосредотачиваются на:

  1. Характер несовершеннолетнего.
  2. Уровень жизни.
  3. Психологические особенности.
  4. Склонность к правонарушениям.
  5. Отношения с окружающими.

Я. М. нашёл фотоаппарат, который хотел вернуть известной ему владелице. Несовершеннолетний Ю. О. попросил у Я. М. посмотреть найденный фотоаппарат и сделать фотографию.

Получив указанную вещь, также зная, кто является владельцем, Ю. О. решил её похитить, тем самым осуществив присвоение фотоаппарата, стоимостью 3450 руб. В ходе разбирательства Ю. О.

раскаялся, признал вину и попросил огласить свои показания из материалов дела.

Суд учёл положительную характеристику личности Ю. О., при этом обратив внимание на склонность последнего к противозаконным действиям. В применении воспитательных мер было отказано. Ю. О. приговорён к 70 часам обязательной отработки.

Нередкими бывают случаи, когда молодые люди решают свои конфликты с помощью рукоприкладства. Агрессивность несовершеннолетних – одна из важнейших социальных проблем общества.

Несовершеннолетний Н. Г. после ссоры с И. Ж выстрелил последней в плечо из пневматического пистолета, нанеся ей вред средней тяжести.

Н. Г. раскаялся и признал свою вину. От дачи показаний отказался. Ранее не привлекался.

Квалифицировав деяния Н. Г. по ч.2 ст. 112 УК РФ, судом было вынесено решение о прекращении уголовного дела и применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль родителей на 1 год 8 месяцев 11 дней.

Общественность озабочена выработкой оптимального подхода к каждому юному преступнику. С начала 2000 годов в России активно начала развиваться система ювенальной юстиции.

Этот правовой институт составляют специально созданные структуры – ювенальные суды. Основная функция ювенальной юстиции­– осуществление правосудия в отношении подростков и защита лиц, не достигших 18 лет.

Фактически это составы обычных судей, находящиеся в отдельном здании. На данный момент в РФ действует 10 подобных судов.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/91-statya-uk-rf

Принудительные меры воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного характера применяются

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

1. предупреждение;

2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3. возложение обязанностей загладить причиненный вред;

4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия – это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК) либо от наказания (ст. 92 УК). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 36 УК).

УК РФ существенно ограничивает перечень принудительных мер воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним.

Так, помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение допускается только при освобождении несовершеннолетних от наказания и если совершено преступление средней тяжести (ч. 2 ст. 92 УК).

При этом срок пребывания в указанном учреждении не может превышать максимального срока наказания за совершенное преступление.

Применение мер воспитательного характера содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившим преступление; б) преступление должно быть небольшой тяжести; в) средней тяжести (ст. 15 УК); г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены.

Так, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но применение этих мер, возможно только по решению суда.

Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Вполне обоснованным, соответствующим характеру принудительных мер воспитательного воздействия является положение УК (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения несовершеннолетнему одновременно нескольких мер.

Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга, и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд вправе избрать в отношения несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

В ст. 91 УК раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия.

Так, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК.

Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового преступного деяния, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без их согласия), либо на специализированные государственные органы, в частности, на инспекции по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного извинения.

Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред. Наиболее серьезной является мера принудительного воспитательного воздействия, указанная в Законе как ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Данная мера предусматривает запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.

Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный вред его деянием, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых помочь ему в исправлении поведения и предупреждения новых правонарушений.

Источник: https://studopedia.ru/9_189789_prinuditelnie-meri-vospitatelnogo-vozdeystviya.html

Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие, виды, порядок применения. (Статья 90)

Принудительные меры воспитательного характера применяются

69.1Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, с целью их исправления.

По своей правовой природе эти меры относятся к иным мерам уголовно-правового характера, указанным в статье 6 УК, поэтому при их применении следует учитывать, что они должны быть справедливыми, то есть, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Уголовно-правовой характер этих мер определяется тем, что они применяются судом к лицам, совершившим преступления, в связи с их освобождением от уголовной ответственности или от наказания и в порядке и на основаниях, предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законами.

Сходные и тождественные меры, применяемые в порядке, установленном административным законодательством, мерами уголовно-правового характера не являются.

Спорным остается вопрос о том, входят ли эти меры в содержание уголовной ответственности.

Представляется, что они не входят в содержание уголовной ответственности, когда применяются в связи с освобождением от уголовной ответственности, и входят — когда применяются в связи с освобождением от наказания.

Причем в последнем случае в силу статьи 86 УК несовершеннолетний одновременно освобождается и от судимости. Поэтому в содержание уголовной ответственности входит лишь акт применения их судом, но не их исполнение.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия ко времени их применения.

В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со статьей 96 УК.

Причем к указанной категории лиц из всего спектра принудительных мер могут применяться разве что предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред, так как другие меры связаны с ограничением прав лица и требуют осуществления контроля за их исполнением со стороны специализированного государственного органа.

Таким образом, при применении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника.

Нецелесообразно, а иногда и невозможно назначать принудительные меры лицам, достигшим совершеннолетия, и лицам, близким к его достижению, если цели принудительных мер не могут быть достигнуты до наступления совершеннолетия.

В этих случаях целесообразно применять другие способы исправления преступника, например условное осуждение.

69.2 Статья 90 УК определяет виды принудительных мер воспитательного воздействия:

— предупреждение;

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

— возложение обязанности загладить причиненный вред;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Необходимо отметить, что в отношении родителей и лиц, их заменяющих, предусмотренная обязанность существует и на основе норм семейного права. Применение этой меры не дает родителям и другим лицам в отношении несовершеннолетних никаких прав, которых бы они не имели, исходя из норм семейного права.

Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14.02.

2000 N 7 разъяснил: „При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.

Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено“.

Обязанность загладить причиненный ущерб назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Обязанность загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба, причиненного преступлением, и компенсации морального вреда.

В некоторых случаях с согласия потерпевшего ущерб может быть возмещен не в полном объеме, моральный вред может быть заглажен извинением раскаявшегося преступника.

Вред может быть заглажен путем совершения каких-либо полезных для потерпевшего или для общества действий, независимо от факта причинения преступлением имущественного ущерба и того факта, что причиненный преступником вред находится за рамками состава преступления (например, вред от преступления с формальным составом).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, запрет выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего.

Предусмотренные статьей 90 УК принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.

Часть 2 статьи 92 УК предусматривает в качестве особой принудительной меры воспитательного воздействия помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Применение этой меры регламентируется УК, Федеральным законом „Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

Несовершеннолетние, освобожденные от наказания по части 2 статьи 92 УК, на основании приговора суда помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа и специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (умственно отсталые, глухонемые, слепые и др.).

В указанные специальные учреждения (в том числе и коррекционные) не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учреждениях закрытого типа (перечень утверждается Правительством).

В специальные общеобразовательные школы закрытого типа они не помещаются, туда помещаются лица в возрасте от 11 до 14 лет.

Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Установленный судом срок может быть изменен в процессе применения принудительной меры:

— воспитанник может быть досрочно выпущен из специального учреждения, если судом будет признано, что он не нуждается более в применении этой меры;

— срок может быть продлен по ходатайству самого воспитанника в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x70a4.html

Особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного характера применяются

Токоекова, О. Н. Особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия / О. Н. Токоекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66029/ (дата обращения: 22.11.2020).



Специфика применения принудительных мер воспитательного воздействия обусловлена рядом факторов. Во-первых, применение данных мер находится в компетенции только суда. Формулировки ст.

90 УК РФ не предполагают возможности освобождения от уголовной ответственности каким-либо иным органом (прокуратура, орган дознания либо предварительного расследования и т. д.).

Во-вторых, перечень видов принудительных мер воспитательного воздействия является законодательно закрепленным, также в силу толкования отдельных норм уголовного законодательства является открытым.

В научной литературе вопрос отнесения принудительных мер воспитательного воздействия к специальному виду освобождения от уголовной ответственности имеет дискуссионный характер. Виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные в главах 11 и 13 УК РФ, принято называть общими видами освобождения от уголовной ответственности.

Согласно этому, применение термина «специальная норма» приводит некоторых авторов к выводу о том, что расположения главы 14 УК РФ по своей сути являются особыми по отношению к расположениям других статей общей части УК РФ и действуют по правилам соперничества общей и специальной нормы.

Но существует и другой подход, согласно которому принудительные меры воспитательного воздействия являются общим основанием освобождения от уголовной ответственности. Такой вывод сделан на основании того, что нормы, предусматривающие такое освобождение расположены в общей части УК РФ. По суждению Л.

Головко, «это основание, будучи сопряженное с использованием установленных законом принудительных мер, должно использоваться только тогда, когда юридически невозможно использование одного из основных общих оснований [1]. Следственно, оно является субсидиарным общим основанием».

Употребление в данном случае термина «специальная норма» либо «особое основание» представляется не совсем правильным. В случае присутствия общей и специальной нормы используется специальная норма, но не общая. Что же касается ст.

90 УК РФ, то ее пребывание в уголовном законе никак не устраняет вероятность применения общих видов освобождения от уголовной ответственности, а дополняет их, отражая индивидуальность и особенность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.

Несмотря на значительное расширение возможности применения к несовершеннолетним лицам принудительных мер воспитательного воздействия, судебная статистика свидетельствует о том, что на практике суды далеко не всегда используют меры воспитательного воздействия, что выражается в незначительных статистических показателях применения анализируемой меры уголовно-правового воздействия.

Незначительные количественные показатели применения принудительных мер воспитательного воздействия объясняются различными факторами: объективными и субъективными.

К субъективным причинам низкого применения принудительных мер воспитательного воздействия в юридической литературе относят недооценку роли указанных мер в предупреждении преступности несовершеннолетних, нежелание применять данные меры и, как следствие, отсутствие практических навыков применения этих мер судебными органами.

Кроме того, причины редкого применения судами принудительных мер воспитательного воздействия можно объяснить «недоступностью» специальных учебно-воспитательных учреждений для большинства несовершеннолетних.

Уголовное законодательство не содержит прямых указаний на зависимость между возрастом несовершеннолетнего и назначаемой ему принудительных мер воспитательного воздействия.

Однако анализ статистических данных о применении принудительных мер воспитательного воздействия показал, что большинство случаев назначения данных мер (в общей массе освобожденных от уголовной ответственности и наказания) приходится на лиц, уже достигших 16-летнего возраста.

Возможно, такая тенденция связана с тем, что перечень преступлений, за которые установлена уголовная ответственность с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ), содержит особо тяжкие посягательства, освобождение за которые невозможно на основании ст. 90 УК РФ.

Таким образом, виды мер воспитательного воздействия, назначаемые за преступления небольшой и средней тяжести, практически не отличаются друг от друга. Назначая ту или иную разновидность меры воспитательного воздействия (или их совокупность), судьи нередко не учитывают тяжесть совершенного деяния [2].

По нашему мнению, каждая мера воспитательного воздействия из перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК РФ обладает определенным объемом исправительно-воспитательного воздействия, следовательно, суды при их назначении должны учитывать данное обстоятельство, т. е.

виды мер и их совокупность должны отличаться друг от друга в зависимости от общественной опасности совершенного преступного деяния.

Кроме того, судьи активно используют предоставленную законодателем возможность назначения одновременно нескольких мер воспитательного воздействия.

Весьма эффективной с точки зрения воспитательного воздействия на несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений, служит назначение сразу нескольких принудительных мер воспитательного воздействия, позволяющих контролировать поведение несовершеннолетнего в течение определенного периода.

Показательными являются решения судов, назначивших в качестве принудительных мер воспитательного воздействия сразу предупреждение, передачу под надзор родителей и возложение особых требований к поведению потерпевшего.

При таком решении возложенная на родителей или лиц, их замещающих, обязанность контролировать поведение несовершеннолетнего дополняется контролем со стороны специализированного органа, устанавливающего особые требования к поведению несовершеннолетнего.

Двойственность правовой природы принудительных мер воспитательного воздействия вносит противоречивость в сферу их реализации, так как принудительные меры воспитательного воздействия не могут быть одновременно связаны и с освобождением, и с реализацией уголовной ответственности.

Действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство фактически ставит правоприменителей в условия, когда они должны самостоятельно выбирать тот или иной порядок применения воспитательных мер, не ориентируясь ни на какие объективные критерии, поскольку таковые просто отсутствуют как на законодательном уровне, так и на уровне постановлений Пленума Верховного Суда.

Предоставление законодателем такой возможности задает широкие рамки судебного усмотрения в части применения принудительных мер воспитательного воздействия, поскольку суд, избирая тот или иной порядок их реализации, фактически предопределяет их правовую природу в рамках конкретного уголовного дела.

Такой подход существенно осложняет правоприменительную деятельность судов, привнося в нее дополнительные сложности и путаницу. Все это негативно отражается на эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Следует отметить, что единая система контроля и реализации принудительных мер воспитательного воздействия фактически отсутствует. Специализированным органом в данной сфере являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые зачастую не способны обеспечить реальный контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия [3].

В соответствии с ч. 4 ст. 90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Систематическое неисполнение такой меры, как предупреждение, невозможно, что исключает возобновление уголовного преследования.

Вряд ли можно признать правомерными отмену принудительной меры воспитательного воздействия в виде передачи несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и возобновление уголовного преследования.

Обязанности по воспитанию несовершеннолетних независимо от судебного акта уже возложены в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации на родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов или попечителей, приемных родителей, лиц, осуществляющих патронатное воспитание, лиц, осуществляющих надзор за несовершеннолетними в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и могут быть отменены не в порядке уголовного судопроизводства, а только с лишением родительских прав или переменой лиц, на которых эти обязанности возложены.

Вызывает сомнение возможность отмены и такой меры, как обязанность загладить причиненный вред. Эта обязанность может быть и не исполнена несовершеннолетним, но поскольку закон не устанавливает срок исполнения этой обязанности, отсутствуют основания признания этой меры воздействия систематически неисполняемой.

Таким образом, с уверенностью об условном характере освобождения от уголовной ответственности можно говорить только в случае применения такой меры воспитательного воздействия, как ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Отмена принудительной меры воспитательного воздействия возможна только при систематическом ее неисполнении несовершеннолетним.

Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия понимаются неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, такой, как ограничение досуга, установление особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением несовершеннолетнего.

Подводя итог анализа практики применения принудительных мер воспитательного воздействия, можно констатировать, что в данных мерах имеется потенциал для дальнейшего развития мер воздействия в отношении несовершеннолетних.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия остается ограниченным рядом условий, препятствующих их применению, а несовершенство правовой регламентации делает практически невозможным их продление либо отмену в случае систематического уклонения несовершеннолетнего от исполнения назначенной судом меры.

Таким образом, рассмотрев вышеуказанные основания для освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что Российский уголовный закон отличается гуманностью по отношению к несовершеннолетним, предусматривает альтернативу осуждению и отбыванию наказания лицами, не достигшими 18-летнего возраста.

Литература:

  1. Курс уголовного процесса. под ред Л. В. Головко. М.: Статут, 2016. — С. 576.
  2. Рогова Е. В. Меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним. Учебное пособие для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Иркутск, 2017. — С. 6
  3. Таболина К. А., Джейранова З. Р. Совершенствование процедуры применения принудительных мер воспитательного воздействия// Актуальные проблемы российского права. — 2019. — С. 10.

Основные термины(генерируются автоматически): воспитательное воздействие, уголовная ответственность, мера, УК РФ, принудительная мера, систематическое неисполнение, специализированный орган, специальная норма, правовая природа, специализированный государственный орган.

Источник: https://moluch.ru/archive/291/66029/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.