Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего

Содержание

Педагог и психолог при допросе несовершеннолетних свидетеля, потерпевшего

Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего

Просвирнина Анастасия Александровна студентка 2 курса магистратуры Байкальского государственного университета г. Иркутск, Российская Федерация

E-mail: alik1926@mail.ru

Научный руководитель: Буфетова Марьям Шамилевна

кандидат юридических наук, доцент кафедра уголовного права, криминологии и уголовного процесса.

Юридический институт, Байкальский государственный университет

Аннотация. В российском уголовном праве длительное время стоит вопрос, кого все-таки следует привлекать при допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего.

Законодатель предлагает нам педагога и психолога, но стоит определить чье присутствие будет целесообразней. Педагог и психолог имеют различную профессиональную сферу деятельности, поэтому не должны отождествляться в своих целях.

В связи с этим проблемы при допросе несовершеннолетнего в современной России приобрели острый и двойственный характер.

Ключевые слова. Допрос, педагог, психолог, несовершеннолетний потерпевший и свидетель, специалист, процессуальное положение.

Annotation. There has been a question in Russian criminal law about the issue: who should be involved in the interrogation of a child witness, a child victim.

The legislator offers us a teacher or a psychologist, but it is important to define whose presence is more appropriate. A teacher and a psychologist have different professional sphere of activity and should not be confused.

Because of this problem, the interrogation of a child in modern Russia has acquired acute and dual nature.

Key words. Interrogation, teacher, psychologist, child witness and victim, specialist, procedural position.

В уголовно-процессуальном кодексе данной теме посвящено две статьи, а именно: статья 191 — особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего и статья 280 — особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.

Данные нормы регулируют, в части, одинаковые процедуры, но в тоже время имеют некоторые пробелы, которые непонятны правоприменителями.

Уголовно-процессуальный кодекс статьей 191 предусматривает при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

На мой взгляд, законодателю стоит разграничить понятие педагога и психолога, так как у правоприменителя встает вопрос: кого же именно он обязан привлечь педагога или психолога?

Психология рассматривает человека в качестве субъекта общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющего ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Психолог, как участник уголовного процесса используется для выяснения психического развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, для консультаций по иным вопросам, возникающим у следователя в ходе проведения расследования преступлений по делам несовершеннолетних.

Педагогическая и психологическая деятельность являются специальными видами деятельности, осуществляемыми лицами, имеющими специальное образование, реализующими конкретные цели, поставленные перед каждым из них. Таким образом, педагог и психолог являются сведущими лицами.

И все же, психологические и педагогические знания имеют разное содержание, поэтому педагог и психолог не должны отождествляться в уголовном судопроизводстве и цель их участия по уголовному делу должна быть различной.

На мой взгляд, привлечение психолога является более целесообразным, так как перед допросом следователь может получить у психолога консультацию о психологических особенностях ребенка того возраста, к которому относится потерпевший, свидетель, о среде обитания в которой вырос несовершеннолетний.

Профессиональная деятельность специалиста-психолога может быть направлена не только на оптимизацию проведения самого допроса, но и процедуру его подготовки.

Получение даже разовых непроцессуальных психологических консультаций в период подготовки допроса, например, справочных сведений о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления потерпевших определенного возраста, способствуют дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса: очередность постановки нейтральных, косвенных или детализирующих вопросов потерпевшему; формулирование открытых или закрытых, направленность уточняющих вопросов; предъявление или не предъявление наглядного материала; целесообразность получения показаний от потерпевшего в устной форме или избирательно через письменную, рисованную продукцию и т. д.).

Непосредственно в ходе допроса важной задачей психолога является содействие в установлении и поддержании психологического контакта, что предполагает снятие излишнего психического напряжения подростка, устранение имеющихся психологических барьеров для общения.

Помощь психолога может быть использована и при составлении протокола следственного действия для тщательной фиксации особенностей речи допрашиваемого, правильной оценки его показаний и поведения.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что психолог играет важную роль при проведении такого следственного действия как допрос.

Для чего же, в свою очередь, необходим педагог?

В научной литературе можно встретить высказывания о том, что следователь обязан приглашать педагога на допрос несовершеннолетнего в целях обеспечения реальной защиты прав и законных интересов допрашиваемого, также педагог является гарантом правильного проведения допроса и обеспечения прав допрашиваемого и он привлекается для изучения нравственно-психологических свойств подростка. Полагаю, что перечисленные функции имеют отношение к защитнику, законному представителю или к психологу, но не к педагогу, участвующему в допросе несовершеннолетнего.

Почему педагогу, не владеющему знаниями уголовно-процессуального права, может быть известно о правильности проведения допроса несовершеннолетнего? Участие педагога вряд ли может гарантировать правильное проведение допроса.

Таким гарантом необходимо считать, прежде всего, законного представителя, участие которого в допросе несовершеннолетнего обязательно. Изучение нравственно — психологических свойств подростка едва ли может быть основной задачей педагога в допросе несовершеннолетнего.

Данные свойства должны изучаться психологом, который имеет для этого специальные познания.

Поскольку допрос направлен на получение полных и достоверных показаний, то и деятельность участников допроса, особенно тех, кто не заинтересован в исходе дела, должна быть ориентирована на оказание содействия следователю в их получении. Полагаю, что присутствие педагога при проведении допросов не несет никакой важной информации, оказание помощи со его стороны следователю отсутствует.

В ходе проведения допроса профессиональная деятельность психолога должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности подростка как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой — на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе взаимодействия.

Так, психолог консультирует следователя по пространственному расположению потерпевшего относительно других участников данного следственного действия, которое обусловлено их взаимоотношениями (либо отсутствием таковых), предположительный характер которых будет известен психологу исходя из установления психологической мотивации поведения потерпевшего в посткриминальной ситуации.

Таким образом, участие психолога при допросе несовершеннолетнего выступает одной из гарантий повышенной защиты личности несовершеннолетнего, направлено на недопущение отрицательного воздействия на него обстановки предварительного следствия и обеспечивает соблюдение его прав и законных интересов на стадии предварительного расследования.

Список используемой литературы:

  1. Адигамова Г.З., Латыпов В.С. К вопросу о продолжительности времени допроса несовершеннолетнего // Актуальные проблемы криминалистической науки и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2008. С. 3-7.
  2. Гусарова О.В.

    Проблема участия законного представителя в допросе несовершеннолетнего // XVI Державинские чтения. Институт права: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2011 г.. Тамбов: Изд. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 236-241.

  3. Калугин Я.С.

    О соотношении понятий «педагог» и «психолог» в уголовном судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних // социально-экономическое управление: теория и практика. — 2010. — № 2 (18).

  4. Немцова А.В.

    Проблемы участия педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей // Правопорядок в России: проблемы совершенствования: сборник статей. М.: Моск. ун-т МВД России, 2011. С. 155-157.

Источник: http://journalpro.ru/articles/pedagog-i-psikholog-pri-doprose-nesovershennoletnikh-svidetelya-poterpevshego/

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

4.

При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

См. все связанные документы >>>

< Статья 190. Протокол допроса Статья 192. Очная ставка >

1. Специальные правила допроса применяются, если свидетель, потерпевший, обвиняемый или подозреваемый на момент производства следственного действия еще не достигли 18 лет.

Приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме (в силу вступления в брак – ст. 21 ГК или эмансипации – ст.

27 ГК) не является основанием для применения общих правил допроса, за исключением участия законного представителя несовершеннолетнего, который в этом случае отсутствует (ч. 3 ст. 40 ГК).

2. Процессуальный закон прямо не ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Однако представляется необходимым применять указанную норму по аналогии с допросом несовершеннолетнего обвиняемого (ст. 425).

3. Участие педагога или психолога обязательно в допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, имеющего психические и физические недостатки (ч. 1 ст. 280). Этим должен руководствоваться и следователь, допрашивая лицо, достигшее 14 лет, но не достигшее 18 лет. Возрастной порог повышен для участия педагога или психолога в допросе подозреваемого или обвиняемого (ст. 425).

4.

Право на присутствие при допросе законного представителя свидетеля или потерпевшего должно быть обеспечено тем, что следователь не вправе ему отказать в удовлетворении такого ходатайства, если несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет. Другими словами, требуется применение аналогии ч. 4 ст. 280 УПК (иначе стороны будут обоснованно возражать против оглашения протокола допроса). При этом спецификой допроса в ходе предварительного расследования является возможное наличие неотложной ситуации (ст. 157).

В неотложных ситуациях допрос может быть проведен и без участия законного представителя. Кроме того, представляется, что законному представителю может быть отказано в допуске к участию в процессуальном действии по правилам ч. 4 ст. 426 УПК.

Тогда в качестве законного представителя может участвовать представитель органа опеки и попечительства.

5. Возраст, по достижении которого несовершеннолетнего можно допрашивать, определяется его способностью давать правильные показания, достоверность которых подлежит оценке по общим правилам. См. коммент. к ст. ст. 56, 88.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VIII/Glava-26/Statya-191/

Как должен проходить допрос несовершеннолетних

Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего

В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) строго прописаны все условия проведения допроса лиц, которым еще не исполнилось 18 лет. Представленная группа нуждается в особой защите интересов и прав, а потому допрос несовершеннолетнего подробно регламентируется украинским законодательством.

Согласно ст. 226 УПК Украины продолжительность допроса гражданина, которому не исполнилось 18 лет, строго ограничена:

  • следователь не может задерживать подозреваемого или потерпевшего больше одного часа без обязательного отдыха;
  • общая продолжительность организованного мероприятия составляет 2 часа в день.

Поэтому многочасовая процедура априори считается незаконной, что помогает исключить нарушения (взятие на измор) во время подписания протоколов по причине усталости ребенка.

Самые распространенные ошибки при допросе

Проведениедопроса в присутствии врача или педагога

В УПК не указан возраст, с которого ребенок может считаться полноправным участников следственных или судебных процессов. В п. 3. ст. 69 УПК прописано, что запрещен допрос детей в качестве свидетелей, которые не могут в полной мере оценивать все происходящее (имеется соответствующее медицинское заключение-подтверждение).

Это может осуществляться в силу определенных физических или психических проблем. Такие участники допускают серьезные ошибки при даче важных показаний.

Судебнымиправилами предусмотрена возможность защиты интересов и прав малолетнего свидетеляили обвиняемого. Поэтому разрешено личное присутствие педагога или психолога, способныхпомочь установить психологический контакт.

В УПК прописано, что допрос лиц до 14 лет проводится в присутствии педагога – это обязательное условие.

Следователь может лично настоять на присутствии педагога и при проведении допроса ребенка до 16 лет.

Личное присутствие врача для ребенка 16 лет считается необходимой мерой. Это актуально в том случае, если речь идет об умственно отсталых детях, о подростках, что имеют некоторые физические отклонения или по состоянию здоровья (различные заболевания). Сюда можно и отнести «социальную недоразвитость».

Всемприсутствующим вместе с несовершеннолетним разъясняется право ставить вопросы,а также возражать на поставленные вопросы. Организатор допроса отклоняет такойвопрос, но сам вопрос обязан быть занесенным в сам протокол (ст. 491 УПК).

Вызов на допрос

Когдав следственных действиях принимает участие несовершеннолетний гражданин, тогдана допрос он будет приглашен через законного представителя. Поэтому повесткаотправляется на имя родителей: в постановлении будут указаны имена и фамилииродителей, а также имя и фамилия ребенка. Иногда повестка приходит на имядиректора учебного заведения, в котором обучается ребенок и это допустимо.

Важно! Если несовершеннолетний свидетель или обвиняемый сирота и обучается в интернате, тогда на допрос будет вызван и представитель учебного заведения.

Вроли законного представителя выступают:

  • родные родители ребенка;
  • приемные родители, которые усыновилиподростка;
  • опекуны;
  • попечители;
  • представители учреждений, в которыхобучается ребенок (работники детского дома).

Впрактике часто случаются ситуации, когда ребенок не обучается ни в одномучебном заведении, а его родители были лишены родительских прав. В результатенет взрослого, который смог бы представить интересы несовершеннолетнего. Втаком случае, когда следователь будет задавать ребенку вопросы, могутприсутствовать сотрудники попечительства или органов опеки.

Иногда повестка может быть отправлена не на имя родителей, а на имя бабушек, дедушек, учителя, спортивного тренера. Это случается в той ситуации, когда родитель не должен знать о данном деле (к примеру, родитель является подозреваемым по данному делу или отрицательно влияет на воспитание подростка) (глава 11 кодекса).

Выделяюттакже и другие «экстра» ситуации, когда ребенок может быть вызван на допрос безпредварительного информирования законного представителя: если 18-летнемуребенку уже была выбрана мера пресечения в виде пребывания в СИЗО. В этомслучае процедура осуществляется следующим образом:

  • родители получают повестку с просьбой ихличного присутствия во время допроса;
  • начальник СИЗО получает документ стребованием доставить арестованного в комнату допроса. Должен быть обеспечен такойсубъект и правовой защитой в лице адвоката. (Наш адвокат-ювенальный медиатор идеально подходит для таких действий)

Проведениедопроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователем

В категорию «потерпевших» по уголовному делу могут попасть все лица, независимо от пола и возраста. Часто несовершеннолетние дети становятся потерпевшими в результате насилия или ДТП. Получение процессуального статуса «потерпевший» осуществляется после того, как следователь оформил соответствующее постановление. Но после подачи вами заявления о признании вас потерпевшими.

Вместе с этим следователь выносит еще одно постановление, согласно которому один из родителей будет признан законным представителем ребенка. Начиная с этого момента, представитель должен сопровождать ребенка во время всех следственных действий и присутствовать в суде с равными правами с адвокатом.

В практике отмечают ситуации, когда были применены насильственные действия по отношению к детям, которые еще не умеют говорить. Поэтому в этих ситуациях допрос исключен. Что касается детей 3–4 лет, которые только начали говорить, следователь самостоятельно решает, имеет ли смысл проводить допрос.

Следователь старается избегать привлечения несовершеннолетних к допросу, если есть возможность допросить совершеннолетних лиц, которые причастны к случившемуся. Ибо дети с легкостью могут поддаться влиянию близких или самостоятельно изменить показания.

В случае проведения допроса против половой неприкосновенности присутствие психолога является обязательным условием.

Приглашенный специалист должен быть профессиональным и высококвалифицированным детским психологом. Изучая все особенности проведения подобных процедур, также необходимо присутствие педагога. Чтобы пригласить этих специалистов на допрос, следователь должен отправить запрос в местное управление образования или другое образовательное учреждение.

Если ребенку больше 16-ти лет, и он считается психологически и физически здоровым, следователь вправе отказаться от присутствия психолога.

Однако присутствие специалиста имеет определенные преимущества:

  • психолог поможет правильноскорректировать вопрос, чтобы не травмировать детскую психику;
  • психолог сможет настоять на том, чтобыорганизовать перерыв, если заметит, что ребенок устал.

Во время проведения следствияпроцедура допроса несовершеннолетнего ничем не отличается от допроса взрослогочеловека:

  • В первую очередь следователь долженразъяснить права и обязанности свидетеля или потерпевшего.
  • Занести в протокол все данные лиц, чтобудут присутствовать во время проведения допроса.

Следовательпредлагает ребенку рассказать обо всех обстоятельствах дела, которые он знает.Параллельно будут заданы наводящие вопросы.

Важно! Лица в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от показаний или предоставление заведомо неправдивых свидетельств.

Позавершению процедуры все участники ставят подпись в протоколе. Если ребенокслишком маленький и не умеет расписываться, тогда достаточно будет подписи егозаконного представителя.

Весь процесс допроса следователь может фиксировать на видео. Исключение из правил: когда ребенок или его законный представитель отказываются от видеосъемки (в протоколе об этом отказе обязательно будет отмечено).

Если съемка была проведена, тогда «оригинальный диск» с записью прилагается к материалам уголовного дела, что будет предметом рассмотрения в суде.

Но согласно новому УПК Украины, мы помним, что все протоколы допросов со стадии досудебного следствия не могут изучаться в суде, а фактически утрачивают свою силу.

Допроснесовершеннолетних детей в суде

В процессе судебного разбирательства суд должен проводить заново допрос подростка, не опираясь на сведения, что были получены в результате следствия (вместе с полученной видеозаписью).

В зависимости от ситуации суд вправе определить обязанность личного присутствия ребенка и его родителей на заседании (или некоторых заседаний), что бы задавать им определенные вопросы или знать их мнение на некоторые факты.

Проведение допроса свидетеля или потерпевшего в суде, которому исполнилось 14 лет, должно происходить крайне деликатно. Ведь речь идет об официальной обстановке, огромном количестве людей, личном присутствии подсудимого, который также может задавать вопросы. Поэтому все вопросы задаются спокойным тоном, без какого-либо морального давления на ребенка, иначе он замкнется.

Считается допустимым допрос несовершеннолетнего через видеосвязь из соседнего помещения или здания. Такой способ направлен на «расслабление» несовершеннолетнего потерпевшего для получения более объективных показаний.

Что касается продолжительности судебного допроса, здесь берутся во внимание нормы, указанные при до судебной процедуре (до 2 часов). Но запомним что продолжительность перерыва законодателем не установлена и при необходимости это обязательно используйте.

Допроснесовершеннолетнего обвиняемого

Обвиняемый,которому не исполнилось 18 лет, имеет законное право проходить допрос вприсутствии своего законного представителя. Представитель имеет следующиеправа:

  • Знать, в совершении какого именнопреступления обвиняется ребенок. Следователь должен указать номер статьи и сутьсодеянного.
  • Лично присутствовать во время того, какследователь будет предъявлять обвинения несовершеннолетнему. Это процедура, позавершению которой подозреваемый получает новый статус – обвиняемый по делу.
  • Сопровождать несовершеннолетнегообвиняемого на всех допросах, лично ознакомиться с составленным протоколом, вписьменном или устном виде заявлять о неправильно составленном протоколе.
  • Написать жалобу на действия следователяпо отношению к ребенку.
  • Заключить договор с нашим адвокатом винтересах несовершеннолетнего.

Допускзаконного представителя также оформляется в виде разрешения со стороныследователя. Если родитель негативно влияет на ребенка, следователь вправевызвать другого представителя, который одновременно может выполнять функциюосновного защитника. В таком случае защитник пользуется всеми правами, которыеимеет адвокат.

Процедура допроса несовершеннолетнего обвиняемого осуществляется таким образом:

  1. Всем присутствующим (родителям, адвокату, психологу, педагогу и ребенку) следователь подробно рассказывает, по какой причине он собрал каждого из приглашенных участников.
  2. Каждому участнику будет рассказано о его правах и обязанностях.
  3. Отмечают отношение к указанному обвинению – «признает» или «не признает» обвиняемый свою вину. Все пояснения будут записаны в протокол от руки или в печатном виде, после чего все участники ставят свои подписи.
  4. Все возможные замечания будут указаны в протоколе. Ребенок и представитель прописывают фразу «С моих слов записано верно, мною прочитано».
  5. От профессионализма адвоката зависит то, сколько будет указано нарушений со стороны следствия. Помним, что если «нарушения» не указаны, значит, их не было!

Повторныйдопрос подозреваемого возможен при условии, что он сам или его представительподал соответствующее ходатайство.

Лица имеющее права брать участие в допросе четко регламентированы законом. Поэтому следователь или прокурор имеет право отказать просителю быть присутствующим при допросе, даже в том случае если инициатором этого и был он. Молодым адвокатам советуем проанализировать ч. 6 ст. 223 и ч. 1 ст. 226 КПК Украины.

Случаются ситуации, когда во время возбуждения дела подозреваемый был несовершеннолетним, а когда дело было направлено на рассмотрение в суд – ему исполняется 18 лет.

Тогда будут использованы все правила допроса, что предъявляются к взрослым, поэтому присутствие педагогов и психологов считается необязательным. Исключением из правил может стать низкий уровень образованности подсудимого или его определенные психологические особенности.

Так же стоит помнить, что к такому лицу (даже если он уже женат или официально трудоустроен) то есть возникла у него полная гражданско-правовая дееспособность, применяется вышеупомянутый порядок допроса, предусмотренный ст. 226 УПК.

Основные выводы

  1. Вроли свидетеля выступает лицо, которое владеет некоторой информацией ослучившемся и может ее детально передать следствию.
  2. Допроснесовершеннолетнего в суде и в кабинете следователя может длиться не больше 2-хчасов в день. После каждого часа предусмотрен обязательный перерыв.

  3. Допросмалолетнего свидетеля, пострадавшего или подозреваемого проводится вприсутствии психолога, педагога или законного представителя.
  4. Приглашатьна допрос ребенка необходимо только в том случае, если невозможно выяснить всеобстоятельства дела без получения информации, которой владеет ребенок.

  5. Передначалом допроса следователь должен разъяснить причину встречи подростку и егозаконному представителю, указать на их права и обязанности.

Во время судебного допроса ребенка судья имеет право попросить подсудимого на время покинуть зал заседания, если его присутствие нарушает спокойную атмосферу для несовершеннолетнего свидетеля или пострадавшего.

Источник: https://findlawyer.info/ugolovnoe-pravo/dopros-nesovershennoletnego/

Процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних

Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего

Процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних

(Тетюев С.В.)

(«Журнал российского права», 2008, N 4)

Информация о публикации

«Журнал российского права», 2008, N 4

С участием несовершеннолетних

С.В. ТЕТЮЕВ

Тетюев Станислав Владимирович, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, ч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ)

При этом законодательство отличается недостаточной детализацией положения педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве, и в практике возникает много вопросов относительно его участия в производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также по делам, в которых несовершеннолетними являются потерпевшие и свидетели.

Осложняет ситуацию и многолетняя дискуссия о том, является ли педагог (а с принятием УПК РФ еще и психолог) специалистом в уголовно-процессуальном смысле.

Ранее мы пришли к выводу, что педагог (психолог) — это самостоятельный участник уголовного судопроизводства , следовательно, в УПК РФ необходимо включить нормы о правах, обязанностях, ответственности педагога (психолога) и обстоятельствах, исключающих его участие в уголовном процессе. Последние уже подвергались нашему анализу .

В рамках настоящей статьи мы исследуем процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних.

———————————

См.: Тетюев С.В. Педагог — это специалист или самостоятельный участник уголовного судопроизводства? (К вопросу о несовершенстве УПК РФ) // Научные труды РАЮН. Вып. 5. М., 2005.

Т. 3. С. 301 — 305.

См.: Тетюев С.В. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2006.

N 6. С. 86 — 90.

УПК РФ привел к возникновению парадоксальной ситуации, когда объем и содержание правового регулирования участия педагога в допросе несовершеннолетнего различаются в зависимости от того, каким процессуальным статусом обладает лицо, не достигшее возраста 18 лет, и какого возраста оно достигло на момент проведения следственного действия. Например, в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста, участие педагога обязательно, а по усмотрению следователя (суда) он может стать участником допроса указанных лиц в возрасте от 14 до 18 лет (ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст.

280 УПК РФ). По сути дела, здесь речь идет не только об обязательном, но и о факультативном участии педагога в уголовном процессе. В отличие от этого, в допросе несовершеннолетнего правонарушителя законодатель предусмотрел случаи только обязательного участия педагога (ч. 3 ст.

425 УПК РФ). При этом в допросе подозреваемого (обвиняемого) может участвовать не только педагог, но и психолог. Возможность участия последнего в допросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) законом не предусмотрена.

Если ст. 191 УПК РФ лишь упоминает об участии педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования, не указывая, что он должен делать, то в судебном разбирательстве ч. 2 ст.

280 УПК РФ обязывает председательствующего разъяснить педагогу до начала допроса его права: задавать вопросы несовершеннолетнему и покинуть зал судебного заседания по окончании допроса — с разрешения председательствующего (ч. 3, 7 ст.

280 УПК РФ). Если же допрашивается несовершеннолетний, совершивший преступление, то педагог вправе не только знакомиться с протоколом допроса, но и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 5 ст.

425 УПК РФ).

Как справедливо отмечается в юридической литературе, процессуальное положение любого субъекта уголовного процесса должно отвечать требованию необходимости и достаточности объема субъективных прав и юридических обязанностей для выполнения тех задач и функций, которые стоят перед ним .

Поэтому приходится констатировать, что регламентация процессуального положения педагога (психолога) в УПК РФ не соответствует данному требованию и нуждается в существенном совершенствовании.

Педагог (психолог) должен обладать одинаковым количеством полномочий независимо от того, в допросе какого несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства он принимает участие, ибо его задача в этом следственном действии одна — способствовать получению от несовершеннолетнего полных и достоверных показаний.

———————————

См.: Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе России. Челябинск, 2001.

С. 171.

Как и УПК РСФСР 1960 г.

, действующий Кодекс предусматривает участие педагога (психолога) только в одном следственном действии — допросе несовершеннолетнего, хотя в юридической литературе неоднократно указывалось, что его участие не менее важно и в других следственных и даже процессуальных действиях (проверка показаний на месте, предъявление для опознания, следственный эксперимент, предъявление обвинения и т.д.) . Мы полностью согласны с этим. Да и практика показывает, что в некоторых случаях (но, к сожалению, не всегда) педагоги привлекаются к участию в указанных процессуальных действиях.

———————————

См.: Власенко Н.В., Степанов В.В. Сущность и тактика проверки показаний на месте. М., 2004. С. 38; Гинзбург А.Я.

Источник: https://www.psy-expert.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE/

Допрос несовершеннолетнего — на что обратить внимание?

Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего

Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 44 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа.

Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки.

Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

Источники:

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/dopros-nesovershennoletnego-na-chto-obratit-vnimanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.