Присвоение чужого произведения это

Читать книгу «О признаках понятия «плагиат» в авторском праве» онлайн — Вячеслав Витко — Страница 2 — MyBook

Присвоение чужого произведения это

Право на неприкосновенность произведения, согласной. 1 ст. 1266 ГК РФ, состоит в том, что никто, кроме автора, не может внести в его произведение изменения, сокращения и дополнения, т. е. изменить (исказить) форму, в которой автор изложил мысли.

При плагиате может быть нарушено это право автора, поэтому «присвоение» права на неприкосновенность произведения также не является квалифицирующим признаком плагиата.

К примеру, если редакция журнала опубликует статью автора под его именем, но при этом внесет в нее не согласованные с автором изменения, то этим нарушит право на неприкосновенность произведения, но не право авторства.

Такой вывод имеет поддержку в литературе. Так, например, О.В. Бобкова, С.А. Давыдов, И.А. Ковалева считают, что плагиат «факультативно влечет нарушение других личных неимущественных прав.

Так, если объектом плагиата явилось необнародованное произведение, то плагиат, в числе прочего, может повлечь нарушение права на обнародование.

В случаях, когда плагиатор незаконно использует изъятый из оригинального произведения фрагмент, можно также говорить о нарушении права автора на неприкосновенность произведения»[32].

Остается вопрос: всегда ли плагиат сопровождается присвоением не только личных прав автора, но и имущественных прав на произведение?

Так, высказывается мнение, что «в отличие от заимствований, предусмотренных в ст. 1274 ГК РФ, плагиат, помимо имущественных прав автора, нарушает такое неимущественное право, как право авторства, т. е. право признаваться автором произведения, и всегда совершается умышленно»[33].

Ровно то же самое вслед за этим говорит и другой автор: «В отличие от заимствований, предусмотренных в ст. 1274 ГК РФ, плагиат, помимо имущественных прав автора, нарушает такое неимущественное право, как право авторства, т. е.

право признаваться автором произведения, и всегда совершается умышленно»[34].

Конечно, не было бы необходимости приводить второе похожее мнение, если бы не то обстоятельство, что, в чем трудно сомневаться, та же мысль была выражена этим автором теми же словами. Бесспорно, статья, посвященная рассмотрению правовых вопросов плагиата, должна быть свободна от возможных упреков в плагиате[35], и поэтому нужно быть в несколько раз строже к себе самого закона.

Тем более, как верно пишет сама Н.В. Горина, «созданное одним автором произведение может быть полностью идентично произведению, созданному другим автором[36].

Причиной тому является тот факт, что научные произведения, особенно квалификационные работы, состоят из комбинированного научного материала, а также личных выводов автора, которые ни в коей мере не могут быть абсолютно одинаковыми, в силу изобилия лексических выразительных средств языка, синтаксического строя научной работы и т. д.»[37].

Другие авторы также убеждены в том, что «плагиат влечет нарушение исключительных прав автора или иных правообладателей, поскольку при плагиате в большинстве случаев имеет место бездоговорное использование чужих произведений»[38].

Так, М.А. Рожкова считает, что «одно и то же нарушение, как правило, затрагивает весь комплекс интеллектуальных прав.

Например, объявление нарушителем себя автором чужого литературного произведения влечет не только нарушение права на авторство, принадлежащее настоящему автору, но и исключительных имущественных прав, которые, кстати, могут принадлежать уже и не автору, а иному правообладателю…»[39].

Обращает на себя внимание мнение Ю.В. Петровой, которая, основываясь на взгляде И.

Канта на литературное произведение как на специфичную форму сообщения автором мыслей третьим лицам и на том, что соответственно в случае, если некое лицо опубликовало либо распространило произведение без согласия автора, оно, таким образом, нарушило свободу автора, говоря от его имени, но не имея на то правомочий, заключает, что «в этом плане плагиат произведения возможно рассматривать не только как нарушение интеллектуальных прав автора, но и как нарушение свободы слова»[40].

Сразу следует отметить, что нет никаких оснований говорить о нарушении свободы слова при плагиате, поскольку плагиат возможен в отношении уже созданного произведения, а значит, мысль автором уже выражена и поэтому не может быть стеснена третьим лицом.

Также, на наш взгляд, нельзя утверждать, что цель плагиатора состоит в использовании произведения (в смысле ст. 1270 ГК РФ) и поэтому плагиат всегда влечет нарушение исключительного права автора. Но справедливо то, что при плагиате могут быть нарушены и имущественные права автора.

В качестве обоснования приведем следующие доводы.

Обладателем исключительного права может быть не только автор, и поэтому если автор передал исключительное право на произведение другому лицу, то даже в случае незаконного использования произведения нет оснований говорить о нарушении исключительного права автора, так как у автора его просто нет. Как видим, в таком случае могут быть нарушены только личные неимущественные права автора.

Если имущественные права на произведение принадлежат автору, то и в этом случае нарушение права авторства необязательно сопровождается нарушением его имущественных прав. Во-первых, плагиатор может, законно обладая правом использования произведения, нарушить при этом право авторства.

Во-вторых, плагиатор не всегда точно (буквально) воспроизводит в своем произведении фрагмент (часть) произведения другого автора, поэтому даже если он и не обладает необходимым правомочием, то и в этом случае не будет незаконного использования чужого произведения путем воспроизведения.

Исходя из этого верной является позиция, согласно которой плагиатор «в первую очередь посягает на право создателя произведения считаться его автором, а затем и на имущественные права автора»[41], с одной поправкой: плагиат может сопровождаться нарушением имущественных прав автора, поэтому нарушение этих прав не составляет обязательный признак плагиата.

По этой причине трудно согласиться с дефиницией плагиата как «умышленно совершаемого физическим лицом незаконного использования или распоряжения охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе»[42].

Похожее мнение прежде высказывала Н.Г. Толочкова: «Плагиат представляет собой не только присвоение авторства в отношении произведения в целом, но и любое несанкционированное использование его частей… [курсив мой. – В.В.]»[43].

Н.Ю. Рычкова также полагает, что «при присвоении авторства, как правило, происходит посягательство не только на право авторства, но и на исключительное право. Заимствование произведения независимо от объема использования, если при этом не указывается имя автора, всегда означает нарушение исключительного права»[44].

Однако практика жизни показывает, что при плагиате не всегда происходит использование произведения в смысле ст. 1270 ГК РФ, а значит, использование произведения не составляет его обязательный признак. Определения должны соответствовать объективной действительности, поэтому не представляется возможным согласиться с позицией, выраженной в вышеуказанных дефинициях.

Кроме того, если признать справедливым приведенное мнение, то тогда достаточно затруднительно провести четкую границу между понятиями «плагиат» и «пиратство», сущность которого состоит в нарушении именно имущественных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, но без «присвоения» права авторства.

Таким образом, «использование произведения» не составляет обязательный признак понятия «плагиат», но плагиат может сопровождаться нарушением имущественных прав автора.

Итак, при плагиате всегда происходит присвоение права авторства, но также могут быть нарушены и другие личные права автора – право на неприкосновенность, право на обнародование произведения, а также имущественные права автора. Эти признаки, являющиеся только возможными, необходимо отклонить как побочные при характеристике понятия «плагиат».

Как видим, анализируемое определение в итоге сводится к общепризнанному в доктрине: плагиат – это присвоение права авторства («один сделал дело, другой присвоил себе добрую славу его» (словарь Даля)). Такой взгляд на сущность плагиата возник в XVII в., он и сегодня является господствующим в нашей науке.

Кажется, что невозможно сомневаться в верности такого взгляда, однако возьмем на себя смелость сказать, что правовая сущность явления плагиата состоит не в присвоении авторства, ведь нельзя же всерьез согласиться с тем, что право авторства как идеальную категорию можно действительно присвоить.

Чтобы наша мысль была яснее, приведем пример. Представим себе, что украдена вещь.

Разве кто-то говорит при этом о присвоении права собственности на вещь? Нет, так как действие лица было направлено именно на вещь и именно присвоение вещи является результатом хищения.

Ровно так же объектом, на который направлено действие плагиатора, является произведение (или его часть), но не право авторства на него.

Попробуем обосновать высказанное предположение, для чего необходимо вернуться к понятию «присвоение», которое часто использовалось как русскими цивилистами (В. Спасович[45], Д. Липцик[46] и др.), так и современными учеными при характеристике понятия «плагиат».

Его применение прежде всего вызывает то возражение, что понятие «присвоение» – это экономическая категория, которая кажется применимой к праву собственности, объектом которой являются вещи, но вряд ли приложима к неосязаемым объектам (объектам авторского права и правам на них).

Позитивное право содержит определение понятия «присвоение»: это хищение чужого имущества, вверенного виновному (ст. 160 УК РФ).

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ присвоением является «противоправное безвозмездное обращение имущества, вверенного лицу, в свою пользу или пользу других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному законному владельцу этого имущества» (и. 8 постановления от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»).

Как видим, предметом присвоения предполагается только имущество (вещь). Добавим, что эту верную мысль мы слышали давно: «со стороны физической, имущество, как объект похищения, должно быть вещественным предметом внешнего мира»[47].

Но право авторства, как и любое субъективное право, – это нематериальный (идеальный) предмет, поэтому понятие «присвоение» к нему применяться не может.

Исходя из этого вряд ли можно признать правильным определение плагиата как присвоения авторства, содержащееся в уголовном законодательстве (п. 1 ст. 146 УК РФ).

Норма п. 1 ст. 146 УК РФ запрещает присвоение авторства, но содержание этого понятия не раскрывается в уголовном законодательстве. В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г.

№ 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» разъясняется, что присвоение авторства (плагиат) может состоять, в частности:

1) в объявлении себя автором чужого произведения;

2) в выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем;

3) в издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Заметим, что это разъяснение по существу повторяет подход, содержащийся в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2001 г.

№ 36-15-01 «О практике применения законодательства по защите интеллектуальной собственности, состоянии прокурорского надзора и мерах по усилению борьбы с пиратством в аудиовизуальной сфере», согласно которому присвоение авторства (плагиат) может выражаться в следующем:

1) в провозглашении лицом себя автором чужого произведения при выпуске его полностью или частично под своим именем (псевдонимом);

2) в выпуске произведения, созданного совместно с другими авторами, без указания фамилий соавторов;

3) в использовании в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора;

4) в принуждении к соавторству, т. е. в воздействии на автора разнообразными способами, направленными на получение у него согласия включить лицо или других лиц в число соавторов уже готового произведения.

Бесспорно, приведенный перечень способов присвоения авторства важен для правоприменительной практики, но нельзя не признать, что «перечень, даже исчерпывающий, неспособен заменить общего научного понятия, а самая наука начинается лишь там, где появляются обобщения»[48].

Есть и другая причина, по которой понятие «присвоение», содержащееся в уголовном законодательстве, не может быть использовано в авторском праве: плагиат направлен против прав автора на произведение, и поэтому это понятие должно определяться понятиями авторского права и содержаться в гражданском законодательстве. Именно из-за отсутствия понятия «плагиат» в ГК РФ суды при рассмотрении споров о плагиате вынуждены использовать его определение, содержащееся в толковых словарях и энциклопедиях (решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 15 октября 2013 г. по делу № 2-1991/2013).

Так, Г.Ф. Шершеневич, рассматривая вопрос об объекте контрафакции, отмечал, что «гражданский закон является в этом отношении руководителем уголовного правосудия»[49].

Схожей позиции придерживаются ряд современных исследователей плагиата. Так, А.П. Анисимов и М.Ю.

Козлова полагают, что «слово «присвоение», во-первых, в большей степени относится к терминологии уголовного права, во-вторых – скорее к вещам, чем к интеллектуальным правам, поэтому использовать его представляется не вполне обоснованным»[50]. О.В. Бобкова, С.А. Давыдов, И.А.

Ковалева считают неоправданным раскрытие понятия «плагиат» в уголовном законе, и как следствие им «представляется ошибочной и позиция ученых, которые, определяя правовую сущность плагиата, оперируют термином «присвоение авторства» с оглядкой на УК РФ»[51].

Источник: https://MyBook.ru/author/vyacheslav-vitko/o-priznakah-ponyatiya-plagiat-vavtorskom-prave/read/?page=2

�������, ���������, ����������� � �� ������ (���� ���������) / �����.��

Присвоение чужого произведения это

� ��������� ����� ��� ���� ������������� �������: �������, ���������, �����������. ���������, �����������  � �� �������������� �����,  �� ������� � �� ������� ������. ������������ ��������� ��� �����������,  ����������� �� �����,  ������ ������������, � ����� ��������� ������������ �����  �������������� ������������ ���������,  ���������� �� ������ ������ � � ��������.

��� ����� ��������  ����� ���� ���������. �������   ����������, ������������    ������ ������ � ���������, ���������� ����������  ������ ��������� �� ������ ����������. �� ��� ��������, ��� �������� ��� �������, ��� � ��� ������ � ��� ��� �����������.          �� ���������� ������� ���������� ��� �������, �� �������� � ��������.

                � ��������� ��������� ����������� ��������:�������� � ��������� ����������� ���������� ����� ���������� ������������� ��� ������������ ����������� ������������ ������ ����������� �����, ������� �������������� ���������� �� ������ ��� ������ �������� � ���� ��� � �������������� ������ (���������).

                ������ � ������� ����������� ������� �������� ������������ ����� ������ �� ������� �� ��������. ���� ������ ����������� ��������� � ���� ����� ��� ������� � ��� ������, �� ������ ������������� ������������ � ������ �������� � ��������, ���  ����� ������ ���������������� ����� �� ����.

                ���������� ��� ������ ������ �������,  �������� �����, �, �������, ���� �������:            ���������� ���� ������ ������ ���������� �������. ���������� �������������  ������ ����������� ����� � ����� ������� ��� �������� �����  ���������������   ������, �������� ���������.

�����, ��������� ��������� ���������� ������ �����, ������ �� �� ���� �  ���� ������ � ����������� ������ ���.           ��������� ���������� ���� �����. ������������� ������ �������, ��  �� �������� ���������, ���� � ��� ��������������� ������� �����������  ������� ��������. ����������� ������  ������  � �������� ��� ������ �������  ������������ ��������  ����������.

                ���������� (����. rewriting) �  ��������� �������� ��������� ���������� � ����� �� ����������� �������������� (���������).                  ����������� �������, ����������� �� ��������� ������, ����� �������� ����������. �� � ��� ����� ����������� ������� ����������, �� ����� ����������� ������������, �� ������� ���� �� ����.

� ����� �� ��� ������ ������������, ����  ��� ����� ��������� � �������� �������?                 ��� ����, ����� ��������, ��� ���������� ������� �� ����������, �, ��� ����������� ������� ������, �� ������� ������ ������ � �����������, �������� ��������� ������������.                 �������� �����������   ������� ��������.

� ��������� ��������� �����������:  �������� � ��������� ����������� ���������� ����� ���������� ������������� ��� ������������ ����������� ������������ ������ ����������� �����, ������� �������������� ���������� �� ������ ��� ������ �������� � ���� ��� � �������������� ������.

������� ����� ���� ���������� ��������-��������� ���������������� � ���������� ���������������� � � �������� ������� ����� ������� �� ����� ����������� ���������������� (���������).

             � ������� ������� ��������� ��������� ����������� ����� ��������:  �������� ������ ������ ������������ �� ���� ��� ���������� ������������� ������ ������������ ��� ����� ������, ���������� ��������� (������� �������).              �������� ����� ��������  �� ������� �������:�������� (�� �����. plagium, ��������. ��������� � ������� ����� �����) (�����.

, �����) �  ���������� ������������� ������ ������������ ��� ��� ����� ��� ����� ������; ������ ������ ����� (���������������, ��������) �� ����������� ������������ (������� �������).              �������� ����� ��������   �� ����������� �������:�������� � ���������� ���������� ��������� �� ����� ������������ �����, ���������� ��� ��������� � ����� ��� � ���������.

�� ���������������� �� ������ ��������� ���������������. �������  ���������� ���������� �� ����, ������������ ����� ������������ ��� ���. ������������� ���� ��� ������ ������������ ���� ������� ����, ������������ ��� ����������, ��� ������������� ����� �� ���������, �� ���������  ��������� (���������� �������).

                �������������� ����������� ����� ��������,  ����������� � ������� ����������.             �����������  � ��������� ����������� ��������� �������� ������������ � ����������� ���������.  ����� ��������������� � �������� ����� �������� � ����������,  � ����������� � ����������� �������� ������ ��������.

                ����������� � ������� ������� �������� ����� ��������   ����������  ����� ����, ��� � ���������. ����� ����, �� �������, ���  ������� ������������ �� ������.           ��������� ���� ��������� ��������� ������� � ������� �������.  ����� �������, ���  ����� ���� ����� ���� �������������� ��� �������.

  � ����� ����������, ��� ����� ���� ������������  ��� ����� ������������, ��� � ��� �����. ��� ����������� ��� ����������� ��������, ��� ��������� ����� ������ ������� ������, �������������� � �����  ������, �� ������ ������� �� �������.            � �� �� �����, � ������� �������, ��� ��, ��� � � ������� �������, �� ������� ����������� ������������� ����� ������������ � ������� �����.

������ ����������� ����� �������� ����� ������������  ������, � �� �����������.             �������� ����� ��������  �����  �������� �������� � ���������� �������.  �����  ����������  �������� �����   ��������, ����������� ��������������� �� ���������������� ��, �, ����� �������,  �����������, ����� ������������� ���� ��� ������  �� ��������� � ��������.

               ���������� ����� ������ ������  �������� ������ � ��������� � �������������. ������, �������� �� ���� ������������, ������������ ������.             �����. � ���������� ������������ �������� ����� � ������� ��������, ������������ � ��������� ����������, ������ ����� � ���, ��� � ������������������  ���������� ������ ������ ��������� �� ����� � ���������� ����������� �����������.

               ����,  �� ������ ������������ ������������ � �������� ���������� � ����������� ����������� ��������� �������  ����� � ������  ���������,   ������������ ����������� ����������� ������� ��������:                ��������� �������� ���������� ������ ������������ � �������� ��� ��������������� ��� ����� ������ ��� ������ ������.

  ��� ����, ����� ���� ������������ ��� ����� ������������, ��� � ��� �����. �� ���������� ������������� ������ �����������  ����� ��������� ����������� ���������������. � �������� �� ��������� ���������� � ����� ������ ���� ��� ������ ������ ������������ � ������� ����, ���� ��  ������������ ����� �� ���������.  ���� �� �������� ��������� ������.

�������������, ����������, �������, ������������� ���� � ����������� ��������� �� ��������. ����� ����� � ������� � ������� ������ �� ������: ���� ���������.                ������ ����������� �� �������� ���������. ����� ��������� ������ �����������  ����� � ������� ��������, ���������������� �� ��������� ����������.

� �� �� �����, ����������� ���������  �� ��������� � ����������, ������ ���  ��������������  ���������������� �������� ����� ��������, ��������� ������������, �� ��������� ������� ������ ����� � ������������  �������������� ����������� �����������. �����������  ������  �� �������� �������� �����  ��������   ��������� � ����� ������-�����������������.

��������� ��������, �������������� ��������, ������� ������, ���������  �� ���������, �������� ���������������, ����������� ���������� � �� �� ��������� ������ ������. ����� ������ ����� �������� ������-�����������������.               �  �������� ������ ���������� ������������ �� ����� �������� ���������� � �������� �� ��� ������. � ��������� ������ � ���� ������.

�� ��������, �� ���������, �� ������ ������� ������ �� ��������� �  ����������.                 ������� �������� ��� ��������� ������ ������ �������� �������������� ����������, ������� ������� ��������.

  ����������� �����   � ������� ��� ������ �������, ��������� ������������ ������������ ��������, ������� ������������ ���������� ������ � �� ���� ������������� �� �������� ��� ������� � ���������. ����, �������, ����������� ������ ����� � �������  � �� ���  ������� ������.                �������� � ���������  ������������ �� ��������� ������� � ������ �   ������� ������ � ��������.

  ������ ������� � �������, ������� ������-�����������������  �������� ����������� �� �������� ��������� ��������.                  � ����� �������, ��������� ������ �� ����������� ������, � ������ � ��� ������ � ��������� ��������� � ��������.

   �������, ��������� ������: ������������ ����������� ���������� ����������  � ������������  ��  ����������� ��� ������-�����������������   �����   � �� ��������� ����� �����������. �� ���� ������-����������������� ������ �� �������� ��������� � � �����  ������ ������ ���� �� ������ �������� ������ ������� ������ �� ��������,  ������������� �������� � �������������� ����������.

 ������� �������� ������ ������ ������ �  ��� ������, ���� � ��� ���������� ������������ � ������, � �� �� ������ ����� �����������  ����������� ������. ���� � ������ ���������� ������ ������������ � �� ������������� �����, �� ������������  ������������ ������ �����, �� ��� ���� �������� ����������� ������,  �� ����� ������ ��������� � ����� �����������������.

��������  ������������  �����   ���� ����� ����������: ���������, �������������� ������������ � ������������� �� ������������ ����, ������� ������ � ��.                ����� �����  �� ��������� � ����� ������ ���� ������������, �� ���������� ��������, ��� �� ������ � ���� ��� ����� ������, ��� ������� ������ ����������� � ����� ������.

  ���� � ���� ������ ������ ����� ������ ����������������� �������� � �� ����� ������ ������� � ����������.                �  ������� �� ������������, ��� ����������, �� ������ ������� ��� ���������� �����. ���� ����� ������� ������ �������, ��� ���������� ��������� ��������  (���������).

            ����� �� ��������� ��������� �� ���� � �������, ��� ��� �� �������� ������� � � ��� �������� ������� ����, ������� ����� �����.  �� � �� �������� ���������: ����� �� ��������� �������� �� ��������.  ���������� ������� ������ �� �������� ����������.            ������������ � ���������������� ������������ �� ��������� ��������� � ��������������� �������.

�������� ����� ������� ��� ������, ������� ������ ��� ��������� ������� ����������� ��� �������������� �����, ��������, ������, �������� ��� ����.  (���������).����������� ���������������  ��������� ������������ �������.

                ��� ���� � ��������� ������� ����������� ����� ���������  �� ��� ��������� ����������, ��������, � ������ ��� ������, ��� �������� ������� ������� ��� ���������.           ��� ���������� ������ ����������� ��� ���������� �����-���� ����� � ��������� ����������� �����������, ����������� ����������� ������ � ������������ ��������.

����������� � ���  ������ ����������, ���������������  ���������, ��������� ��������, ������� � ������-�����������.                ��� ����� �������, ��������, ��������, �� ���� ��� ������� ��������? ����������� ����������� ������������ � �������� ��������� �����������: ��� ����������, ��� �����, ����  ��������.                �� ������ �������� ����������, �������������� �  ����������� ����������.  �����������   ����������� ����������� � �����  ������  �������� ���������� ������������� � �� ��������� � ����� ��������, ����������, ������������, ��� ��� ������������ ����������� ������ ��������. ��������� � ���������� ������, ��������� �� ������  �������� ���������� ����� � ���������� �������� ����������. ����������� �  ������ ������ �����������  ������ ������������� ��������� ����� ������������  � ������ ������������, �� ����������� � ����������. �������� ����������  ������������ ������� �������� ��� �������� ������������ �����. ����������  ������ ����,  �����, ������ �  ����� �� ��� ����� ����� � ���� ����� ����������. ��� ���������� ������� �� ��� ���������� ������, ��������  ����������,  ������������, ���������� � �� ������� �������. ���������������� ������ ������� � ��������  � ����������� ������������.                 ��������, �������� �����������  �����, ������, ������� ����� �� ��� ������ � ���������  �� ����� �������������. ��� ���������� �� ������ � ������,  ����� ���������� ���������, ����� ������������ ����� ����� �������� �� �����.                ���������� ��  ������������� ������������ ������� ������ ����, ������������ ������,  �������������� ����������. ������������� �������������, ���������� ����� ������ ������� �� ����������� ����������, ������ �� �� ������ ��������� ����������� ������������.                ��������� ��������� ��� ������ �� �����������  ����� �� ������������. ����� ������������, ������� ������� ���������������, �� ��������� �� � ��������, ��  � ����������, �� � ������������. ������������ ��������  ��������� ������� ������ ������. ���������� ���������� ����������� ������, ������ � �������.                 

P.S. ������ ������ �������� ��� ���, ��� �� �������� ��������� ��������  �������� ��������, ���������� �, ������� ������ �� �������� �����, ����������  ���  ������ ������������������ ��������� � ����� ����������.

�������, ����! ������ �����������-�������������� � ������ ��� ������. ���� ������� �������� � ���, ��� ��� �������� ������� ����� ������ ������������ ������ �� �� ������������, ���� ���� ������� ���� ������ � ������������. � ���������� ������ ��� ����������� ������, ���. ������ � �����. �������� ������ ����-�� ������ � ����. � �������,

���� ��������   10.03.2018 13:46   •  ������� � ���������

Источник: https://proza.ru/2017/09/16/1372

Плагиат: что это и какая ответственность за присвоение авторства чужого продукта

Присвоение чужого произведения это

Гражданин, создавший объект искусства (литературного, изобразительного, музыкального) имеет право на его использование и является его собственником. В законодательстве подобная привилегия подпадает под определение «авторское право».

Между тем, злоумышленники, желающие нажиться на чужой работе, часто нарушают действующие законы. Одним из способов сделать это, является присвоение чужого произведения, то есть, плагиат. Следует разобраться, какое значение у слова плагиат, как он выражается, и какое наказание может понести плагиатор.

Определение понятия

Создание объекта искусства – кропотливая и тяжелая работа. Она требует терпения, сосредоточенности и недюжинного таланта. Если в результате этого труда будет создан объект, пользующийся спросом среди населения, его автор сможет на этом заработать. Поскольку не все граждане имеют достаточно знаний и навыков для подобной работы, в современном обществе распространен плагиат.

Данный термин имеет несколько определений. В наиболее широком смысле подразумевается процесс присвоения авторства чужого произведения. То есть, если один гражданин создал, к примеру, музыкальную композицию, а другой приписывает авторство себе, это считается плагиатом. В таком случае человек, незаконно присвоивший произведение, будет считаться плагиатором.

Внимание! В некоторых случаях плагиат выражается в приписывании себе всего произведения. Однако намного чаще встречаются ситуации, когда крадется авторство части произведения.

К примеру, один исполнитель может использовать музыку из песни другого, создав собственные слова и указав в качестве автора песни только самого себя. При этом, если было получено разрешение на использование музыки от ее композитора, и он указан как автор, применять определение плагиат нельзя.

Примеры

Лучший способ понять, что значит плагиат, это привести конкретные примеры. Плагиат довольно распространен в современном мире. Он встречается практически во всех сферах жизнедеятельности. Можно привести следующие примеры подобного действия:

  1. Использование в коммерческих целях чужой мелодии или слов без получения соответствующего разрешения со стороны первоначального автора и без указаний на него.
  2. Использование сюжета, постановки, сцен, реплик из какого-либо фильма.
  3. Использование фото, сделанных другим лицом, в качестве собственного материала.
  4. Написание книги с использованием сюжета другого произведения либо присвоением себе права собственности на это произведение.

Явление также широко распространено в науке. В этой сфере под плагиатом подразумевается использование чужих мыслей и идей без указания конкретного источника.

Законодательная защита

Создатель произведения обладает правом собственности на него, благодаря чему может распоряжаться своим трудом по собственному усмотрению.

Защита авторского права в России происходит с применением норм Гражданского, Административного и Уголовного кодексов.

В соответствии с этими сводами законов плагиат считается преступлением, соответственно, за него можно понести административное либо уголовное наказание (в зависимости от тяжести преступления).

Следует различать понятия «плагиат» и «пиратство».

Слово плагиат имеет латинское происхождение и переводится как «похищение». В случае плагиаторства похищается авторское право, происходит смена имени творца произведения.

Оно неправомерно приписывается другим гражданам. В случае пиратства похищается и распространяется сам результат интеллектуального труда, без смены названия его автора.

Это разные преступления и за них предусмотрены различные наказания.

Какое наказание может понести плагиатор

Лицо, использующее чужую интеллектуальную собственность под собственным именем, может понести ответственность за плагиат. Современное законодательство предусматривает следующие виды наказаний за подобную деятельность:

  1. Восстановление репутации настоящего автора в комплексе с материальной компенсацией (ст. 1251 ГК РФ).
  2. Штрафные санкции в размере от 1500 до 2000 рублей в комплексе с изъятием и физическим уничтожением всех материальных носителей с продуктом (ст. 7.12 КоАП).
  3. Штраф (двести тысяч рублей), обязательные работы (до двухсот сорока часов) либо арест на срок не более шести месяцев (ст. 146 УК).

Однако необходимо иметь в виду, что для привлечения плагиатора к ответственности, обладатель авторских прав на произведение должен инициировать судебный процесс.

Также следует учесть, что привлечь нарушителя к административной либо уголовной ответственности можно только в том случае, если произведение использовалось в коммерческих целях.

Справка! Необходимо учитывать, что в некоторых случаях плагиат не является преднамеренным.

То есть, нельзя исключать вероятность того, что гражданин сочинил свое произведение, не ориентируясь на другое. В таком случае его творение не будет подпадать под это определение. На самом деле доказать плагиат довольно сложно, а еще сложнее – привлечь виновника к ответственности.

Заключение

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98 

Это быстро и бесплатно!

Таким образом, использование чужого произведения под своим именем подпадает под определение плагиат. Законодатель защищает авторские права граждан, поэтому подобное поведение находится вне закона. В случае обнаружения факта плагиата, виновнику может грозить арест либо штраф в двести тысяч рублей.

Источник: https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/chto-takoe-plagiat-i-kak-za-nego-nakazyvayut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.