Производство по административным делам

Порядок производства по административному делу: помощь адвоката

Производство по административным делам

   Производство по административным делам и его порядок установлен в КоАП РФ. Административное правонарушение – противоправное действие или отсутствие нужных действий, за которое определена конкретная ответственность в согласии с законом. Порядок должен неукоснительно исполняться.  

ВНИМАНИЕ: административная защита прав где Вас хотят привлечь к административной ответственности – работа наших юристов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».

Порядок производства по административному делу

  1. Важно соблюсти порядок возбуждения административного дела. При этом должен быть грамотно составлен протокол, то есть документ, который свидетельствует о свершении конкретного противоправного действия. Но протокол заполняется не всегда. Например, он не нужен в тех ситуациях, когда налагается штраф или выдано предупреждение.

    Составлять протокол нужно в определенные сроки. При этом общим правилом является составление документа сразу после совершения противоправного деяния

  2. Направление административного дела.

    Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, влекущий за собой составление протокола, основывается на его направлении судье, органу, который наделен правом исследовать дело в течение определенного времени.

    Судья должен проверить, относится ли вверенная ему ситуация к его компетенции, верно ли составлены документы и так далее

  3. Заявление ходатайств в начале рассмотрения дела.

    Ходатайства на подготовительном этапе рассмотрению, например, оспаривание медицинского заключения и иных процессуальных моментов в деле – это гарантия справедливого и тщательного исследования.  Ходатайства изучаются сразу же, а о его итогах сообщается лицу, которые заявил о них

  4. Рассмотрение административного дела.

    Слушаются доводы сторон, исследуются доказательства виновности либо невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

    Если изучение дела откладывается из-за отсутствия лиц без должной на то причины, то порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает вынос решения о том, чтобы в ближайшее время привести указанные лица.

    По правилу установлено, что рассмотрение дел происходит по месту его совершения

  5. Вынесение постановления по делу. По результатам рассмотрения суд или орган выносит решение о привлечении к ответственности и назначения наказания либо прекращает дело за отсутствием состава административного правонарушения
  6. Обжалование решения. Если сторона желает, то может воспользоваться оспариванием принятого решения, в таком случае инициируется составление и подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

   Ст. 27.1. КоАП РФ говорит о видах мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Указанные меры применяются, если необходимо пресечь правонарушение, составить протокол о правонарушении (при этом на месте, где выявлено правонарушение, его составить невозможно), обеспечить, чтобы административное дело было рассмотрено своевременно и правильно и чтобы было исполнено постановление.

С учетом указанных целей уполномоченное лицо может применять следующие меры:

  • доставление правонарушителя для составления протокола
  • административное задержание (применяется в исключительных случаях)
  • личный досмотр, досмотр вещей, ТС, помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
  • изъятие вещей и документов
  • отстранение от управления ТС
  • освидетельствование на то, является ли лицо пьяным
  • медосвидетельствование на состояние опьянения
  • задержание ТС
  • арест товаров, ТС и иных вещей
  • привод
  • временный запрет деятельности
  • залог за судно, которое арестовали
  • помещение иностранцев в спецучреждение
  • арест имущества

Сроки производства по административным делам

   В КоАП РФ закреплены различные сроки, связанные с производством по административным делам.

   Так в ст. 4.5. КоАП РФ, говорится о давности привлечения к ответственности, а именно, постановление по делу должно быть вынесено до того как истечет 2 месяца со дня совершения правонарушения, а судом – до истечения 3-х месяцев. Однако, за отдельные правонарушения, которых достаточно много перечислено в указанной статье, срок давности составляет 1 год.

   В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, если по делу проводится административное расследование, то его срок не может превышать 1 месяц со дня, когда возбуждено дело. При этом указанный срок может быть продлен до 6 месяцев.

   Таким образом, существуют общие сроки по административным делам, а по отдельным составам – сроки привлечения к ответственности могут быть иными, поэтому следует каждый раз проверять сроки по конкретной статье.

Прекращение производства по административному делу

   В ч.1.1. ст. 29.9. КоАП РФ указан исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу, а именно:

  • если имеется хоть одно обстоятельство, предусмотренное ст. 24.5. КоАП РФ, т.е. отсутствует событие правонарушения, не имеется состава, если лицо действовало в состоянии крайней необходимости, если издан акт об амнистии, истек срок давности для привлечения к ответственности и др.
  • если лицу объявлено устное замечание в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, т.е. когда из-за малозначительности совершенного деяния лицо освобождается от ответственности
  • если в действиях (бездействии) лица имеются признаки преступления, дело прекращается и материалы передаются прокурору или в следственные органы
  • по определенным статьям лицо может быть освобождено от ответственности с учетом примечаний к соответствующим статьям, например, если лицо добровольно сдало наркотики. Перечень статей приведен в п.4 ч.1 ст. 29.9. КоАП РФ.

Помощь адвоката по административному производству в Екатеринбурге

   Лицу, для которого юриспруденции, законы и все, что с этим связано, является малознакомым, в случае административного производства лучше обратиться к адвокату. Как не рекомендуют заниматься самолечением, также и мы не рекомендуем иногда самостоятельно предпринимать какие-либо действия в рамках административного дела.

Наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры», всегда готовы оказать конкретные услуги доверителю, а именно:

  1. проконсультировать с учетом обстоятельств административного правонарушения
  2. изучить документы на предмет правильности их составления, истечения сроков давности, возможности прекращения производства по делу
  3. подготовить возражения на привлечение к ответственности
  4. подготовить жалобу на постановление о привлечении к ответственности
  5. представлять интересы доверителя в органах и в суде
  6. оказать иные юридические услуги в административном деле

Читайте еще о работе нашего административного адвоката в части Вашей защиты:

Не допустим лишение водительских прав в рамках Вашей защиты

С нами спаривание штрафов в срок

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/proizvodstvo-po-administrativnyim-delam

Производство по делам об административных правонарушениях в суде

Производство по административным делам

Производство по делам об административных правонарушениях в суде принципы, стадии, сроки. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП РФ.

ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (разд. IV — V КоАП РФ).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, определенным гл.

14 — 21 АПК РФ, с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и разд. IV — V КоАП РФ (ч. 1 ст. 202 АПК РФ и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Согласно п.

18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ в случаях, когда гл.

25 АПК РФ установлены конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено ст. 29.9 КоАП РФ).

Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Принцип гласности (прозрачности) означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Принцип равенства перед законом, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип презумпции невиновности, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.

1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.

Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.

15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья КоАП РФ или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела.

Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела.

Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела.

Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.

Источник: https://juristic.pro/administrativnyj-process/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyx-pravonarusheniyax-v-sude-principy-stadii-sroki.html

Административное право Российской Федерации

Производство по административным делам

Субъекты производства — участники производства, их права и обязанности определены в главе 25 КоАП РФ. К ним относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство; 2) его законные представители; 3) потерпевший; 4) защитник и представитель; 5) свидетели; 6) эксперты; 7) специалисты; 8) переводчики и др.

КоАП РФ устанавливает следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения (постановления или определения) по делу; 3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия). Эти стадии характерны для любого вида административных производств.

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства, имеет специфическое процессуальное оформление, которое состоит в составлении протокола об административном правонарушении. Для возбуждения дела необходимо наличие одного из поводов, установленных в ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

По своему юридическому значению возбуждение дела является юридическим фактом.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда дело возбуждает прокурор своим постановлением (ст. 28.

4 КоАП РФ), а также в случае нарушений правил дорожного движения (глава 12 КоАП) или административного правонарушения в области благоустройства территории, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Статья 28.2 КоАП РФ определяет требования к составлению протокола. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Протокол направляется мировому судье, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента составления протокола.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является самой важной стадией производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляется административная юрисдикция.

Подготовка дела к рассмотрению является начальным этапом этой стадии. Она необходима для изучения субъектом административной юрисдикции, к которому поступило дело, материалов дела и предварительной их оценке с позиции достаточности данных для разрешения дела. Для этого судья выясняет ряд вопросов, указанных в ст. 29.1 КоАП РФ.

Законодатель в ст. 29.2 Кодекса установил исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающий возможность рассмотрения дела. Кодекс устанавливает различные сроки рассмотрения дел в зависимости от их вида.

В большинстве случаев дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела и в двухмесячный срок судьей.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Источник: https://isfic.info/admrf/melena44.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.